В интернете много статей с красивыми описаниями атласов того времени. И названия такие заманчивые: «трианон», ментенон», «помпадур». Но картинки обычно не в тему. Где же эти роскошные ткани?
На сайте музея «Метрополитен» ещё хуже. Под фотографиями платьев 19 века везде подписано «шёлк». Даже там, где платье явно бархатное… М-да! Путают нашего брата.
Выручают испанские и итальянские художники, запечатлевшие дам в роскошных атласных нарядах.
- В 19 веке было очень много сортов атласа. Встречались как гладкие, без узоров, как и узорчатые, как тяжёлые, как и лёгкие.
Особенно популярны были атласные ткани в 1840-х – 1860-х годах. Юбки того периода были очень широкими, и роскошные ткани смотрелись на них превосходно. Иногда они были узорчатыми – и атлас, и шёлк.
На портрете ниже – атлас или шёлк? Мне кажется, всё-таки атлас.
При взгляде на синее платье вспоминается описание одного из сортов атласа:
Помпадур – «напоминает богатство прежних нарядов, соединяя оным совершенство отделки, отличающей все нынешние ткани.
Атлас этот темных цветов, по нем затканы гирлянды шелком золотого цвета, которые при свете кажутся как бы вышитыми золотом».
А к этому платью может подойти одно из таких описаний:
Ментенон – «по темным или светлым землям затканы цветы, точно вышитые».
Трианон – «атлас, по которому затканы листья различного цвета с землею, а между сих листьев оставлено место для букета гвоздик, затканных разными шелками».
А вот платья из музея «Метрополитен», подписанные как шёлковые:
Это платье подписано, как сделанное из хлопка и шёлка. Хотя я бы подумала, что это узорчатый атлас.
Это платье не помню, откуда. Подписано «brocade silk». Парчовый шёлк? Видимо, и такие встречались в эпоху «Второго рококо».
Закончу обзор двумя замечательными портретами. Здесь дамы изображены в платьях из гладкого атласа, но он тоже роскошен!
Портрет баронессы Бетти де Ротшильд. Одна из лучших работ французского художника Жана-Огюста-Доменика Энгра.
К портрету есть описание, где сказано, что баронесса изображена в розовом атласном вечернем платье с рядами рюш на подоле и кружевными оборками на декольте и рукавах, отделанными бантами. Ее волосы зачесаны на уши, как было модно в конце 1840-х и в 1850-х, на голове – бархатная шляпка со страусиными перьями.
Портрет Изабеллы Второй испанской написан в тот же период. Атлас кажется более тяжёлым и плотным, чем на платье баронессы Ротшильд. А какая шикарная отделка! Я даже не знаю, как назвать эту голубую пену, но смотрится необычно и симпатично.
Другие мои статьи близкой тематики:
Фильм «Подлинная история дамы с камелиями» – роскошная иллюстрация женской моды 1840-х.
Женская мода во времена восстания декабристов.
Разноцветно-синее платье Анны Карениной. Как оно могло выглядеть?
Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!