Увольнение через пару дней после приема на работу - провал не только сотрудника, но и работодателя. В случае с Лиамом Лоусоном и Red Bull пилота мало кто обвиняет. Но весь негатив сконцентрирован на конструкторах команды, строящих гоночную машину строго под Макса Ферстаппена. А вот Рональд Вординг на сайте Autosport полагает, что нынешняя ситуация многое говорит о проекте “Red Bull в Формуле 1” в целом...
Кристиан Клин, Скотт Спид, Себастьен Бурдэ, Даниил Квят (дважды), Пьер Гасли, Ник де Врис, Даниэль Риккардо - список гонщиков, которых по ходу сезона исключали из состава принадлежащих Red Bull команд, достаточно длинный. Лиам Лоусон не только пополнил его, но и стал рекордсменом - никого еще Марко не высаживал из кокпита так быстро.
РЕШЕНИЕ ПО ЛОУСОНУ - ЖЕСТОКОЕ ИЛИ ГУМАННОЕ?
“Мне надо больше времени с машиной - но я знаю, что этого времени у меня нет”, - сказал после первой гонки сезона Лиам Лоусон. Когда в паддоке Гран При Китая мы попросили Хельмута Марко прокомментировать это заявление, австриец ответил: “Он прав”.
Может быть, не такой ответ хотел бы услышать сам Лоусон, но реплика Марко многое говорит о философии проекта Red Bull. Здесь говорят прямо и не держат мысли в себе - но такие прямота и открытость могут восприниматься гонщиками как жесткость и делать ситуацию дискомфортной. Звонки ранним утром, смены пилота посреди сезона, лишенные обходительности комментарии - к примеру, Ник де Врис через несколько месяцев после ухода из команды Alpha Tauri узнал из интервью Марко, что является “самой большой ошибкой” в карьере австрийца.
Red Bull не боится действовать быстро и решительно, если что-то идет не по плану (разве что Серхио Перес был исключением - мексиканцу ощутимо помогали его спонсоры). Рокировка Лоусона и Цуноды - наиболее экстремальный вариант, хотя это решение не стоит считать равнодушным.
Кристиан Хорнер на Гран При Китая говорил, что Red Bull несет ответственность за новозеландца - и в решении убрать его из состава старшей команды можно увидеть заботу о гонщике. Много ли смысла в том, чтобы оставлять Лиама за рулем RB21, чтобы пилот и дальше бился головой о стенку, пытаясь сократить огромное отставание от Ферстаппена? Если Лоусон вновь обретет скорость и уверенность в Racing Bulls - это даст ему возможность продолжить “нормальную” карьеру в Формуле 1, а не идти по грани, рискуя сорваться в пропасть.
ПРИМЕР АНТОНЕЛЛИ - ИГРА В ДОЛГУЮ
Red Bull работает со своими юниорами совсем не так, как большинство команд. Лучше всего разница чувствуется, если рассмотреть случай с Андреа Кими Антонелли.
Хотя решение, что именно итальянец заменит Льюиса Хэмилтона, было принято в конце лета или даже в начале осени, Mercedes успел сделать для нового пилота немало. Пожалуй, самым важным моментом стали 9 000 километров, которые новичок проехал в рамках тестов на болиде двухлетней давности. В случае с Лоусоном речь не шла ни о чем подобном - опыт езды на Лиама на Red Bull в 2024 году ограничился съемочным днем летом в Сильверстоуне и осенними шинными тестами в Монце осенью. В сумме это дало около 350 км наката.
В целом отсутствие у Red Bull практики тестов на “старых” болидах выглядит странно. Ведь этим решением пользуются самые разные команды и гонщики. От Alpine и Джека Дуэна, регулярно участвовавшего в таких заездах не один год - до Ferrari и Льюиса Хэмилтона, который впервые управлял красным болидом именно на таких тестах. Казалось бы, “Быкам” сам Хельмут Марко ведел пользоваться такой возможностью - раз с 2022 года камнем преткновения для гонщиков становятся одни и те же нюансы управляемости болида. Но нет.
Мало того, когда команды определяли составы на пост-сезонные тесты в Абу-Даби, за руль Red Bull посадили Цуноду. А Лоусон пылесосил трассу за рулем хорошо знакомого ему болида младшей команды.
ВРЕМЕНА МЕНЯЮТСЯ - НО НЕ МЕНЯЕТСЯ RED BULL
Схема, которую использует Red Bull в работе с молодежью, можно назвать привычкой ставить по-крупному. Тебя могут неожиданно быстро пересадить в более быструю машину и перевести в более престижный чемпионат (или из картинга направить в формулы) - но в этих новых условиях будут многого от тебя ждать. И с этим связаны серьезные риски для гонщика.
Зато многие годы подопечные Red Bull дорастали до Формулы 1 быстрее среднестатистических молодых гонщиков. 7 из 20-ти нынешних пилотов прошли через юниорскую программу “быков” - статистика весьма впечатляющая.
Но нынче Red Bull уже нельзя назвать главным “инкубатором” гоночных талантов. Дебют Оливера Бермана, когда не особо сильно выглядящий в Формуле 1 гонщик провел почти безошибочный уик-энд в Формуле 2, как будто открыл командам глаза. И на старте Гран При Австралии было сразу три абсолютных новичка - и еще три гонщика, для которых нынешний сезон должен стать первым полным в чемпионате мира.
Сейчас почти у каждой топ-команды есть пилот, которого она вела многие годы и который в итоге ей пригодился в Ф1: Леклер у Ferrari, Норрис у McLaren, Расселл и Антонелли у Mercedes. Да и странное завершение сотрудничества Alpine с Пиастри не обнуляет вкалад французов в карьеру австралийца. Одним словом, юниорская программа Red Bull уже не выглядит эталоном. Над чем имеет смысл задуматься о новым молодым талантам, и самим руководителям гоночного проекта “Быков”.
В частности, молодые гонщики могут обращать внимание не только на то, как быстро та или иная программа позволяет добраться до Ф1 - но и как относится материнская команда к своим новобранцам. А Хельмут Марко и его помощники могут вспомнить, насколько хорошо сработала их система, когда в 2015-2016 году потребовалось за год обновить состав Red Bull целиком. Тогда Риккардо, пришедший в пару к Феттелю, обогнал по очкам четырехкратного чемпиона - а год спустя его, в свою очередь, обогнал Квят, заменивший немца. И вспоминая об этом, Марко сотоварщи должны задать себе вопрос - а сработают ли они так же хорошо, когда Red Bull решит покинуть Ферстаппен?
Для таких событий одной статьи маловато будет.
И мы уже кое-что публиковали на тему рокировки Лоусона и Цуноды:
- Элбон вместо Гасли: как Red Bull так же меняли пилотов 6 лет назад
- Обречен на провал? Что может помочь и помешать Цуноде