Найти в Дзене
Motorsport.com Россия

Цунода вместо Лоусона: как Red Bull так же меняла пилотов 6 лет назад

Ожидания резко сменяются разочарованиями, а вроде бы идеальные пилоты вдруг и пилотируют неважно, и психологически неустойчивы. Озвученнная недавно рокировка между командами концерна Red Bull заставляет вспомнить события 2019 года с участием Пьера Гасли и Алекса Элбона... В сравнительно недолгой (сейчас идет 23-й сезон) истории Red Bull рокировка Лоусона и Цуноды будет уже пятым случаем, когда команда меняет гонщика по ходу сезона. Но в качестве точной параллели можно использовать только один эпизод - так как остальные три не были связаны с низкими результатами одного из гонщиков. 2005 год. Доктор Марко изначально решил, что два его молодых подопечных - австриец Кристиан Клин и итальянец Витантонио Льюцци - будут менять друг друга в кокпите второй машины каждые несколько гонок. Схема долго не проработала (Клин был заметно лучше), но обе проведенных смены были плановыми. 2006 год. Клина решили поменять по окончании сезона, предложив ему место в IndyCar. Пилот отказался - и рассердивши
Оглавление

Ожидания резко сменяются разочарованиями, а вроде бы идеальные пилоты вдруг и пилотируют неважно, и психологически неустойчивы. Озвученнная недавно рокировка между командами концерна Red Bull заставляет вспомнить события 2019 года с участием Пьера Гасли и Алекса Элбона...

В сравнительно недолгой (сейчас идет 23-й сезон) истории Red Bull рокировка Лоусона и Цуноды будет уже пятым случаем, когда команда меняет гонщика по ходу сезона. Но в качестве точной параллели можно использовать только один эпизод - так как остальные три не были связаны с низкими результатами одного из гонщиков.

2005 год. Доктор Марко изначально решил, что два его молодых подопечных - австриец Кристиан Клин и итальянец Витантонио Льюцци - будут менять друг друга в кокпите второй машины каждые несколько гонок. Схема долго не проработала (Клин был заметно лучше), но обе проведенных смены были плановыми.

2006 год. Клина решили поменять по окончании сезона, предложив ему место в IndyCar. Пилот отказался - и рассердившийся Марко высадил австрийца из кокпита за три гонки до завершения чемпионата.

2016 год. Даниила Квята и Макса Ферстаппена (выступавшего тогда за младшую команду) поменяли местами, чтобы перспективного голландца не сманили другие топ-команды. Пара инцидентов с участием Квята были явно поводом - единственный в сезоне подиум Red Bull тогда принадлежал именно россиянину.

Таким образом, единственной полноценной аналогией является случившееся в 2019 году перед летней паузой - Пьер Гасли после 12-ти гонок в составе “быков” был заменен на Алекса Элбона. Давайте же вспомним о случившемся шесть лет назад.

ПЬЕР ГАСЛИ: ЛОГИЧНЫЙ ВЫБОР

Все началось с ухода из Red Bull Даниэля Риккардо. Австралиец и Ферстаппен всерьез конкурировали друг с другом на трассе (их столкновение в Баку в 2018 году стало одним из самых ярких эпизодов сезона) - и Даниэль чувствовал, что в этом соперничестве команда не на его стороне. Поэтому Риккардо предпочел статус лидера и большую зарплату в Renault - а руководству “быков” пришлось решать, кого сделать новым напарником Ферстаппена.

Пьер Гасли стоял первым в очереди. К этому моменту француз был юниором Red Bull уже 5 лет, успел стать чемпионом GP2 (нынешняя Ф2), был близок к победе в японской Суперформуле (последний этап пропустил ради дебюта в Ф1) и проехал 25 этапов чемпионата мира.

В том числе Гран При Бахрейна 2018 года. Где француз с первых тренировок демонстрировал впечатляющий для команды-середняка темп и в итоге закончил гонку 4-м, уступив только Ferrari Себастьяна Феттеля и паре Mercedes.

Франц Тост, руководитель Toro Rosso (как тогда называлась младшая команда), просто захлебывался от восторга: “Пьер совершил фантастический старт и на дистанции не совершил ни одной ошибки. Он держал все под контролем, как будто проехал в Формуле 1 целую сотню гонок. Это было что-то из ряда вон. Пьер проявил себя просто фантастически”.

Словно с целью оттенить успех Пьера его напарник в тот день в финишном протоколе оказался на последнем, 17-м месте. Зрители прямой трансляции выбрали француза пилотом дня. Мотористы из Honda были на седьмом небе - их силовая установка со второй попытки привезла Toro Rosso (старшая команда еще ездила на Renault) на позицию, до которой не смог добраться легендарный McLaren за три года сотрудничества с японской компанией. Официальный сайт Ф1 по итогам уик-энда назвал одним из победителей Red Bull - не команду (оба ее болида сошли с трассы), а концерн, “за веру в молодые таланты”.

-2

Кстати, лучшим результатом выступлений Ферстаппена за Toro Rosso тоже было одно 4-е место за 23 гонки. Голландец, правда, в составе младшей команды набрал 62 очка против 29-ти, завоеванных французом. Так или иначе, повышение Гасли в межсезонье выглядело более чем логичным. Тем более, что до этого у “быков” осечек с такими повышениями не было. Феттель выступал лучше Веббера, Риккардо опередил по числу набранных очков Феттеля, Квят (а потом и Ферстаппен) - Риккардо. Это позже Кристиан Хорнер начнет рассказывать, что француза перевели в старшую команду рановато (а Лоусона с 11-ю стартами, значит, не рановато?). Ни в момент объявления о контракте, ни на предсезонной презентации никто относился к перспективам Пьера скептически.

Две аварии на тестах тоже никого всерьез не обеспокоили - ведь это всего лишь тесты. Внезапный вылет в первом же сегменте первой квалификации на Red Bull приписали командному мостику, неудачно выбравшему момент для выезда на трассу - да и время Гасли в Q1 оказалось всего на 0.12 хуже, чем у Ферстаппена. 11-е место в первой гонке простили из-за неудачной квалификации. К тому же, по ходу следующих двух гонок результаты становились все лучше и лучше...

Сейчас не так просто понять - а из-за чего вообще переживало руководство “быков”? Возьмем конец весны и начало лета. В Испании француз уступил голландцу 12 секунд и 3 позиции, в Монако - 4 секунды и 1 позицию, в Канаде - 3 позиции (отстал от лидера на круг, но и Ферстаппен проиграл почти минуту). Да поздний Перес и недавний Лоусон убили бы за такие результаты!

Но Пьера мерили по еще недавно выигрывавшему гонки Риккардо - и сравнение было не в пользу француза. По ходу первых 9-ти гонок 5-е место было худшим результатом для Ферстаппена и лучшим - для Гасли. К тому же, если голландец по ходу сезона прогрессировал - начал с серии финишей на 3-4-м местах, а летом уже одержал две победы, - француз не смог стабильно показывать даже неплохие результаты. В середине июля в Сильверстоуне он впервые финишировал впереди Ферстаппена (на 4-м месте) - а в начале августа в Венгрии опять отстал от напарника на круг. На нескольких этапах Хорнер заявлял, что сложности Гасли подошли к концу, что пилот перезагрузился и готов начать все с новой строчки, что Пьер добился качественного скачка... Но проходила неделя или две - и оказывалось, что оптимистичные заявления были сделаны преждевременно.

-3

Тогда рассказы о нюансах пилотажа Ферстаппена и сверхотзывчивом передке болидов Red Bull еще не стали мейнстримом - поэтому виноватым в происходящем в глазах большинства выглядел пилот.

По паддоку циркулировали рассказы о том, как в попытках стать быстрее Гасли измучил свою бригаду бесконечными изменениями настроек - и даже сиденье ему переделывалось несколько раз за дюжину гонок. Говорили, что при работе с машиной Пьер часто циклится на отдельных поворотах и плохо владеет навыком поиска компромисса, позволяющего найти баланс управляемости в рамках всего круга. Что он медленно адаптируется к изменениям в болиде и не всегда четко следует указаниям команды. Что на трассе Пьер нередко застревает за более медленной машиной (к примеру, оказавшись позади из-за раннего пит-стопа) и недостаточно агрессивен в такой ситуации. Осталось только понять, как пилот с таким грузом недостатков осенью того же года за рулем Toro Rosso финишировал вторым в Бразилии.

Позже, когда француз покинул гоночный проект Red Bull в целом и перешел в Alpine, он начал говорить о событиях 2019 года менее обтекаемо и политкорректно.

Пьер Гасли: “C момента, когда я сделал самую первую ошибку, появилось чувство, что люди начали постепенно разочаровываться во мне. Первая авария случилась на тестах - и с того момента никак не получалось встать на нужные рельсы.

Машину нельзя было назвать идеальной, я делал максимум возможного, чтобы улучшить свои результаты, каждую неделю я понимал что-то важное. Но я не чувствовал, что в команде меня по-настоящему поддерживают, что ко мне относятся так же, как к другим. Меня не обеспечили тем, что нужно для успеха. У меня были мысли, как можно было исправить ситуацию - но меня не слышали. Или нужные процессы длились неделями и не приносили результата”.

-4

Эти слова гонщика проверить непросто - но в последние недели пребывания Гасли в роли пилота Red Bull его руководство действовало не слишком последовательно. В середине июля после удачной гонки в Сильверстоуне доктор Марко пообещал Пьеру, что тот сохранит место в команде до конца сезона. А парой недель позже, после гонки в Будапеште, было решено, что Максу нужен новый напарник. Интересна мотивация руководства - по крайней мере, если верить самому Гасли: “Марко позвонил мне и сказал, что на фоне поднявшегося в прессе шума они считают смену пилота лучшим вариантом”.

За время выступлений в Red Bull француз набрал 83 очка - против 161 у Ферстаппена. Среднее отставание француза от голландца в квалификации составило почти 0.9 секунды - при этом и в квалификациях, и в гонках Пьер опередил Макса всего по разу.

АЛЕКС ЭЛБОН: ВНЕЗАПНЫЙ ВАРИАНТ

Итак, как позже заявит Хорнер, перевод в Red Bull гонщика с 25-ю Гран При на счету был преждевременным. И поэтому сменщиком Гасли стал Александр Элбон, который к этому моменту проехал... 12 гонок! И который еще несколько месяцев назад не собирался участвовать в гонках Формулы 1 и не входил в число подопечных Red Bull.

В 2018 году тайско-британский пилот стал бронзовым призером Формулы 2, после чего подписал контракт с выступающей в Формуле Е командой Nissan. Но после ухода Риккардо из Red Bull и перехода туда Гасли внезапно выяснилось, что в распоряжении доктора Марко нет ни одного “своего” юниора, которого можно было бы сделать пилотом Toro Rosso. И Элбон был признан наилучшим вариантом.

-5

В составе младшей команды Алекс выступал неплохо: за первые 12 этапов он 5 раз попал в очковую зону - так же часто, как его гораздо более опытный напарник Даниил Квят.

Собственно, можно было вернуть в состав старшей команды россиянина - ведь в 2015-2016 году он выступал за “быков” на хорошем уровне, не уступая Риккардо, который позже почти не уступал Ферстаппену. Но, во-первых, после перевода Даниила из Red Bull в Toro Rosso у него был период чрезвычайно низкой результативности - 9 очков в 32-х гонках. И рисковать Марко и Хорнер не хотели. Во-вторых, пошла в ход та же мысль, что и при выборе второго пилота на 2025 год. Мол, если гораздо менее опытный пилот несильно отстает от гораздо более опытного - значит, в перспективе он добьется большего, когда сможет реализовать весь свой потенциал. Плюс, похоже, Марко считает, что в топ-команде работает логика игры на выбывание: если не использовал один шанс - второго давать не следует.

И результаты оставшейся части сезона, казалось бы, подтвердили правоту Марко и Хорнера. Если Гасли в Red Bull ни разу не набирал очки больше чем в двух гонках подряд, Элбон сразу выдал серию из 7-ми подряд финишей не ниже 6-го места. Гасли в первой части сезона принес команде 26 % набранных ей очков, Элбон во второй части - уже 44 %. Среднее квалификационное отставание от Ферстаппена было примерно вдвое меньше, чем у Гасли. Лучшим результатом у Алекса, как и у Пьера, было 4-е место - но его стабильность настраивала на позитивный лад. И в конце года контракт Элбона продлили на следующий сезон, рассчитывая на дальнейший прогресс молодого гонщика.

-6

На первой гонке сезона Элбон под финиш атаковал в борьбе за 2-е место самого Хэмилтона - но две машины соприкоснулись колесами (Льюис после финиша получил за это штраф), болид Red Bull оказался в гравии, и Алекс в итоге сошел с трассы. Похожим образом сложился и сезон в целом. Ожидаемого прогресса не последовало. Результативность была так себе (два подиума за сезон), со стабильностью дела обстояли даже хуже чем годом ранее. Доля Элбона в очковом счете команды по итогам года составила 33 %. Среднее отставание от Ферстаппена в квалификации, как и год назад, составляло примерно полсекунды - но если раньше на фоне Гасли оно было хорошим признаком, теперь боссов Red Bull это не устраивало.

Уже в этом, 2024 году гонщик называл главными причинами своих проблем неопытность, отсутствие собственной мини-команды (которая могла бы дать психологическую поддержку) и внимание со стороны прессы. Все это звучит логично для 2019 года, когда за несколько месяцев Алекс прошел путь от пилота, собиравшегося стартовать в Формуле Е, до гонщика топ-команды Ф1. Но после этого у Элбона было целое межсезонье, чтобы со всем разобраться. Так что, слова гонщика никак не объясняют, почему в 2020 году Элбон с полным сезоном за плечами выступал хуже, чем Элбон-дебютант предыдущей осенью.

Похоже, что какая-то доля ответственности за происходившее лежит на всех участниках процесса. На конструкторах - обсуждая болид RB16, все чаще говорили о нестабильности поведения его кормы, с которой может справиться только Ферстаппен. На команде - которая не оказала пилоту полной поддержки. На самом гонщике - который был очень быстр при полной уверенности в болиде и удачно складывающихся обстоятельствах, но часто терялся, когда поведение машины и развитие событий на трассе не соответствовали его ожиданиям.

-7

В результате осенью 2020 года Red Bull объявила, что новым напарником Ферстаппена станет Серхио Перес. На второй гонке сезона мексиканец опередил Макса в квалификации, а на шестой - одержал победу. Казалось, что чехарда со вторым пилотом, наконец, закончилась...

В этом году мы уже не раз писали о Red Bull:
- провал Лоусона: почему так плох второй пилот команды
-
зачем команда экспериментировала с носом нового болида
-
понастроил и бросил: как другие команды жили после ухода Ньюи