Через неделю мы узнаем ответ на главную загадку года. А пока можем погрузиться в разборы, прогнозы и гадание. Юки Цунода станет за рулем Red Bull очередным неудачником - или выяснится, что "Быки" не давали расти гениальному пилоту?
Джош Сутиль прикинул на сайте The Race сильные и слабые стороны Юки. И заодно обращает внимание на любопытный момент: закрепиться в составе Red Bull - по сути единственный шанс японца сохранить место в Формуле 1 на 2026 год...
Претендент номер пять выходит на авансцену. Поиск достойного напарника Максу Ферстаппену продолжается уже больше шести лет - с конца 2018 года. Выступления предыдущих претендентов были в лучшем случае нестабильными, а в худшем - провальными. Теперь проверку скоростью голландца и непростым характером болида Red Bull будет проходить Юки Цунода.
НАСКОЛЬКО ЖЕ ОН ХОРОШ?
Японец выступает в Ф1 уже пятый сезон - с 2021 года. По ходу дебютного сезона отдельные яркие выступления впечатляли не слишком сильно на фоне общей нестабильности. Что можно было объяснить скоростью движения пилота по формульной лестнице: между первой гонкой в Формуле 4 и дебютом в Формуле 1 прошло четыре года. Это не уникальный случай - но, к примеру, у Джорджа Рассела этот путь занял на год больше.
Так или иначе, на второй сезон Юки, чьим напарником тогда был Пьер Гасли, превратился в крепкого пилота команды-середняка. Который своим преимуществом довел до преждевременного увольнения Ника де Вриса, а потом лишил Даниэля Риккардо перспективы возращения в Red Bull.
Лиам Лоусон не был уничтожен Цунодой, но тоже уступал японцу в результативности. Юки опередил новозеландца во всех 6-ти основных квалификациях, которые они вместе провели в прошлом году - хотя Лиам может похвастаться успехами в спринт-квалификациях в Бразилии и Катаре (оба раза он прошел в Q3, в то время как Цунода не прошел дальше Q1). И если оценивать последние два года, по стабильности добывания очков Юки безоговорочно находится на втором после Ферстаппена месте среди пилотов двух команд концерна Red Bull.
Три очка, набранные в двух первых гонках сезона, совершенно не отражают скорость Цуноды в этом году. Вопреки прогнозам экспертов, сделанным по итогам предсезонных тестах, Racing Bulls сражается за статус лидера средней группы - и обычно Юки находится на переднем крае этой борьбы. В момент начала дождя в Мельбурне он находился на 6-й позиции, а первую часть гонки в Шанхае провел на 8-м месте. Если бы на командном мостике принимались правильные решения (и если бы не сломалось переднее крыло в Китае), на счету Цуноды сейчас было бы в пять раз больше зачетных баллов.
Поначалу казалось, что место в кокпите японцу нашлось исключительно как бонус для поставлявшей моторы Honda. Потом в какой-то момент Юки стал определенным эталоном для оценки уровня других пилотов младшей команды. А теперь Red Bull может прийти к мысли, что в последние годы надо было обращать главное внимание не на то, насколько плохи де Врис или Риккардо - а на то, насколько хорош Цунода.
А ЧТО ТАМ С ЭМОЦИЯМИ?
Едва попав в Формулу 1, Юки прославился своей эмоциональностью по ходу заезда. Впрочем, это не было сюрпризом для следивших за японцем в Формуле 2, где пилот уже имел свойство ругаться по любому поводу.
Время от времени гонщик заявлял, что работает над своей эмоциональной устойчивостью - но все равно то и дело “давал шума”. К примеру, год назад в Бахрейне команда попросила Цуноду пропустить вперед Риккардо. Юки ответил на эту просьбу саркатической репликой, потом (пропустив напарника) приседал на уши команде репликами о невысоком темпе Даниэля - а на круге почета и вовсе рисковал столкновением с Риккардо, нарочито жестко затормозив перед ним. Выдавать такое на четвертый сезон в Ф1 - так себе идея.
Собственно, эмоциональность Цуноды стала одной из причин, по которой напарником Ферстаппена решили сделать Лоусона. Казалось, что новозеландец более устойчив психологически и лучше справится с ситуацией, когда со всех сторон на него будет оказываться нешуточное давление.
Сейчас поклонники Юки могут иронизировать над этими предположениями руководства “Быков”. И трактовать эмоциональность своего кумира как свидетельство его самоотдачи, упорства, неготовности отступить и сдаться. Но нетрудно догадаться, что в старшей команде испортить себе репутацию психозами как минимум не менее сложно - а скорее всего, гораздо проще, чем в старшей.
Пример Лоусона доказал, что даже с опытом быстрой адаптации к новым машинам, с достойной репутацией и полноценной предсезонной подготовкой можно оказаться в километре от Ферстаппена. Конечно, есть вероятность, что Цунода окажется вторым Максом - и тогда его эмоциями по радио будут восторгаться. Но если процесс адаптации у Юки, как и у его предшественников, получится небыстрым и непростым, стоит ли усложнять его своей несдержанностью? Ведь каждый неверный шаг второго пилота Red Bull может оказаться судьбоносным.
СПРАВИТСЯ ЛИ ЮКИ С БОЛИДОМ RED BULL?
Это, конечно, самый важный вопрос. И ответ на него мы раньше следующей пятницы не получим.
За рулем машин с индексом RB Цунода уже бывал - на тестах в Абу-Даби по завершении прошлого сезона.
“У меня не возникло особых сложностей с адаптацией к машине, - рассказал тогда японец по завершении заездов. - Я быстро почувствовал границы возможностей этой машины и мог управлять ей стабильно”.
Но таким заявлениям нынче веры нет. Лоусон тоже ездил на прошлогоднем RB20 - да и на RB21 по ходу предсезонных тестов при всей их скомканности проехал почти 150 кругов. И никто не поднимал паники. Кристиан Хорнер даже успел рассказать, что новозеландцу от машины нужно примерно то же, что и Ферстаппен. Такие заявления от руководителей команд, где в межсезонье обновился состав, звучат чуть чаще чем всегда - но слова Хорнера после “впечатляющих” выступлений Лоусона смотрятся особенно мило.
Впрочем, жизнь, похоже, ничему “Быков” не учит. Или руководству проекта просто наплевать, что о нем подумают. Вскоре после объявления о рокировке Хельмут Марко рассказал о том, что сразу после гонки в Шанхае новый пилот Red Bull отработал несколько сессий на симуляторе команды.
“И все прошло позитивно, - сообщил одиозный менеджер. - Между прочим, Юки часто обвиняют в том, что он плохо разбирается в технической стороне гонок, что его обратная связь отвечает желать лучшего. Оказалось, что все это неправда”.
Напомним, Марко в каком-то смысле руководит проектом участия концерна Red Bull в Формуле 1 - а Цунода пятый год выступает в чемпионате мира в рамках этого проекта. Самое время понять, как обстоят дела у японца с обратной связью и с пониманием технической стороны процесса...
МОЖЕТ, СРАБОТАЕТ СУПЕРМОТИВАЦИЯ?
Пьер Гасли после “облома” в Red Bull вернулся в младшую команду, Алекс Элбон не без помощи “Быков” нашел себе место в Williams, для Серхио Переса в его 34 года и уход в никуда не был трагедией. Цуноде сейчас 24 - и быть вычеркнутым из списка действующих пилотов Ф1 он в ближайшие годы явно не собирается.
Но так ли много у него вариантов на следующий сезон? Переподписание контракта с Racing Bulls выглядит не слишком реальным: шестой сезон в младшей команде - это перебор. Возможности Honda по пристраиванию соотечественника ограничены и в проекте Red Bull, и в команде Aston Martin. Плюс в преддверии перехода на новый техрегламент коллективы по умолчанию заинтересованы сохранить составы, чтобы не тратить время на адаптацию “новобранцев”.
И получается, что самый реальный шанс для Цуноды остаться в Формуле 1 через год - это как раз хорошо проявить себя в Red Bull. Конечно, после проблем Лоусона использовать словосочетание “реальный шанс” в отношении второго пилота “Быков” - это излишне смело. Но может быть, понимание судьбоносности момента поможет Юки активировать скрытые резервы и стать главной сенсацией года?
Кстати, недавно мы вспомнили похожий случай 6-летней давности:
- как Red Bull заменила Гасли по ходу сезона и к чему это привело