Найти в Дзене
Петр Власов

Хроника Битвы за Англию (08). Накал битвы идет на спад

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Хроника Битвы за Англию (07.02). Завершение перелома

Пятый этап битвы (с 1 по 31 октября 1940 г)

В октябрьском периоде Битвы за Англию значительно обескровленные за два с половиной месяца боев Люфтваффе, стали все больше переключаться с дневных на ночные налеты. Днем теперь на Англию чаще совершали стремительные набеги «Ябо» («ягд-бомбер») - истребители с подвешенными под фюзеляж бомбами. Эти истребители-бомбардировщики были поспешно созданы немцами в связи с возникшей из-за огромных потерь нехваткой бомбардировщиков. Надежда была на то, что в отличие от медлительных бомберов эти скоростные машины смогут более успешно прорываться сквозь вражеские заслоны к намеченным объектам. А после сброса бомб освободившиеся от тяжести самолеты смогут вступать с противником в бой, поддерживая свои силы прикрытия.

-2

Для переоборудования в истребители-бомбардировщики Ягдваффе выделили треть остававшихся у них сил – около 250 машин. Но прикрепить к истребителям пилоны с бомбами оказалось проще, чем быстро обучить пилотов-истребителей незнакомому им делу – точному бомбометанию. К тому же при встрече с противником летчики этих самолетов инстинктивно стремились избавиться от бомб, чтобы вступить в оборонительный бой, что срывало бомбежку намеченного объекта. Тем не менее, поначалу использование «Ябо» из-за неожиданности для британцев такой тактики сократило потери германской авиации, и несколько повысило эффективность немецких бомбовых ударов. Однако затем англичане освоились с новым противником, и к концу октября потери немцев вновь возросли до прежнего уровня.

Главными объектами действий дневных «Ябо» стали Лондон и базы Королевских ВВС. А по ночам Лондон и другие английские города почти беспрепятственно крушили немецкие бомбардировщики – за октябрь они совершили 5.900 ночных самолето-вылетов (почти в три раза больше, чем днем в предыдущие, самые напряженные периоды Битвы!). И, несмотря на такую боевую активность, немцы потеряли за месяц от зенитного огня и атак британских ночных истребителей только 23 бомбардировщика. Пальба английских зенитчиков в ночной темноте выглядела эффектно, но была практически бесполезной. А британские ночные истребители, еще не имевшие специального оборудования, крайне редко находили немецкие бомбардировщики в черноте неба. Германским же самолетам даже в темноте выйти на такую огромную цель, как многомиллионный город, было гораздо проще, а идущие следом за головными машинами группы уже ориентировались по вспышкам взрывов и полыхавшим на земле пожарам…

-3

Однако, хоть и с меньшей интенсивностью, немецкие бомбардировщики продолжали в октябре совершать и дневные атаки на важные объекты Великобритании: за месяц они произвели 2.300 дневных самолето-вылетов. Так, например, 1 ОКТЯБРЯ Ju.88 из II/KG-76 вывели на время из строя завод фирмы «Роллс-Ройс» в Ковентри - единственное предприятие, производившее моторы для истребителей «Харрикейн» и «Спитфайр». За это командир II/KG-76 майор Вальтер Шторп был награжден Рыцарским крестом. А вот одновременный налет Ju.88 из II/LG-1 на завод у Ливерпуля, производивший винты для самолетов, оказался неудачным – цель так и не была поражена.

В тот же день в тяжелом поединке над Хэнфилдом немецкий Bf.109 сбил «Спитфайр» Джорджа Беннионса из 41-го FS. Летчику, имевшему 8 побед и орден DFC, удалось спастись, но из-за сильных ожогов и потери левого глаза он больше не участвовал в боевых вылетах.

У немцев в этот день кроме Шторпа Рыцарского креста удостоились еще два летчика - оба из подразделений двухмоторных истребителей Bf.110. Рыцарский крест командир II/ZG-76 гауптман Эрих Грот получил за успешное руководство своим полком и 12-ю личную победу (5 самолетов Грот сбил в Битве за Францию и 7 – в Битве за Англию). А исполняющий обязанности командира эскадрильи 6/ZG-76 Ганс Иоахим Ябс был удостоен Рыцарского креста за 19 побед (7 во Франции и 12 – в Битве за Англию).

-4

2 ОКТЯБРЯ на рассвете командир погибшей, но заново набранной из новичков эскадрильи 4/LG-1 Иоахим Хелбиг опять совершил одиночный вылет на Англию. Ему было поручено в одиночку поразить цель, с которой накануне не смог справиться весь его полк II/LG-1: нанести удар по заводу у Ливерпуля, производящему воздушные винты для самолетов. Сразу по пересечении Ла-Манша к Юнкерсу Хелбига «прицепился» британский истребитель, но немец крутым маневрированием «сбросил» англичанина «с хвоста», и оторвался от него, скрывшись в облаках. Над Ливерпулем Юнкерса встретил плотный зенитный огонь, и Хелбиг опять ушел в облака. Зная, что англичане обычно располагают зенитки полукругом с южной стороны объектов, Хелбиг зашел на завод с севера, и в крутом пикировании сбросил бомбы, которые точно поразили цель, выведя завод из строя на длительное время.

5 ОКТЯБРЯ стало удачным днем для немецкого аса Гельмута Вика. Сначала над островом Уайт он сбил 3 «Харрикейна» из 607-го FS RAF; во втором вылете за тот день в том же районе Вик уничтожил еще 2 «Харрикейна» 238-го FS, и его личный счет увеличился до 42 побед, что принесло Вику звание майора и Дубовые листья к Рыцарскому кресту.

-5

7 ОКТЯБРЯ ставший командиром 605-го FS «Харрикейнов» мастер «серийных побед» Арчибальд Мак-Келлар (11 побед) добился наивысшего успеха в своей боевой карьере, уничтожив за один день 5 истребителей Bf.109! В 602-й эскадрилье погиб Бэзил Вэлл (10 побед). Пилот 303-й Польской эскадрильи Мариан Белк сбил «Ябо» Мессершмитт-109 командира 2/JG-51 Виктора Мёльдерса (8 побед) – младшего брата известного аса Вернера Мёльдерса. Виктор спасся на парашюте, попал в плен, и до конца войны находился в лагере военнопленных.

-6

8 ОКТЯБРЯ в воздушной катастрофе погиб чех Йозеф Франтишек (17 побед) из 303-й Польской эскадрильи. Эта гибель была случайна и нелепа: отметивший накануне свой день рождения Йозеф в похмельном состоянии уселся в кабину «Харрикейна», прилетел к дому своей подруги и стал выполнять над ним фигуры высшего пилотажа. Самолет зацепился крылом за крышу и разбился вдребезги…

В этот день переведенный в только что сформированную 312-ю Чешскую эскадрилью RAF Дениз Джилам (7 побед) уничтожил немецкий бомбардировщик Ju.88, открыв счет побед новой части. Это была восьмая и последняя воздушная победа Джилама - после награждения крестом DFC его перевели на штабную работу.

9 ОКТЯБРЯ штабное звено JG-51 под руководством Вернера Мёльдерса совершило первый боевой вылет на трех присланных для боевых испытаний новых истребителях Bf.109F-0 («Фридрих»). Эта версия Мессершмитта имела более высокую скорость, чем штатные «Эмили». В результате четвертый пилот звена Ганс Асмус, который был вынужден отправиться в полет на старом Bf.109E, отстал от «Фридрихов», был перехвачен «Харрикейнами» 501-го FS RAF и сбит. Пилот спасся на парашюте и всю войну провел в плену.

-7

10 ОКТЯБРЯ в ходе боя над аэродромом Вермвэлл немцами был сбит «Харрикейн» аса Роберта Доу (14 побед) из 238-й эскадрильи. Раненый в ногу и руку летчик спасся на парашюте и до конца года попал в госпиталь.

12 ОКТЯБРЯ германское командование окончательно отказалось от проведения операции «Зее Леве», целью которой было вторжение немецких войск в Англию. Фактически это явилось признанием немцев в проигрыше воздушной Битвы за Англию, которая велась именно для обеспечения возможности беспрепятственной переброски Вермахта на Британские острова. Тем не менее, и после этого дня Люфтваффе продолжали действовать в небе Великобритании; но днем - только легкими силами. Их истребители-бомбардировщики продолжали наносить внезапные точечные удары по английским аэродромам, а истребители – вступать в схватки с британскими самолетами. Немецкие же бомбардировщики теперь совершали больше ночных, чем дневных налетов.

14 ОКТЯБРЯ Рыцарским крестом был награжден пилот 77-й бомбардировочной эскадры обер-лейтенант Дитрих Пельц. Он имел богатый боевой опыт не только как бомбардировщик, но и как пикировщик (в Польше и во Франции он воевал на Ju.87). Поэтому Пельцу часто поручали атаки наиболее важных одиночных целей, которые он точно поражал даже в самых плохих погодных условиях. Таланты и заслуги Пельца ценились немцами так высоко, что Рыцарский крест летчику вручил лично сам главнокомандующий Люфтваффе Герман Геринг. Впоследствии Пельц сделает головокружительную карьеру: вступив в войну в сентябре 1939 простым лейтенантом, он уже в ноябре 1943 станет генерал-майором, а войну закончит командиром авиакорпуса и кавалером Рыцарского креста с Дубовыми листьями и Мечами.

-8

17 ОКТЯБРЯ был сбит опытнейший немецкий «эксперт», командир I/JG-53, кавалер Рыцарского креста гауптман Ханс-Карл Майер (30 побед + 8 побед в Испании). Его гибель трудно назвать боем: Майер перегонял в свою часть для пополнения авиапарка безоружный и недоукомплектованный Bf.109E, когда его внезапно атаковал и сбил «Спитфайр» Десмонда Мак Мюллена (10 побед) из 54-го FS RAF. В тот же день командир эскадрильи 6/JG-51 Йозеф Приллер сбил свой 20-й самолет и получил за это Рыцарский крест.

19 ОКТЯБРЯ вновь едва не погиб командир бомбардировочной эскадрильи 7/KG-30 гауптман Ганс Иоахим Херрман, в июле «таскавший» на своем крыле зацепившийся британский аэростат. За высокую эффективность бомбежек Англии Херрман только что получил Рыцарский крест, и вот 19 октября его возвращавшийся с бомбежки Ju.88 перехватили над Ла-Маншем вражеские истребители. Окатываемый «горячим душем» британских пулеметных очередей Херрман, тем не менее, «дотянул» свой постепенно превращавшийся в сито Юнкерс до французского побережья и «плюхнулся» на «брюхо» прямо у кромки воды, после чего на три месяца угодил в госпиталь.

-9

20 ОКТЯБРЯ летчик 92-го FS RAF Джон «Панчо» Вилла (8 побед) одержал групповую победу над Bf.110; однако огнем бортстрелка и его «Спитфайр» был так поврежден, что «Панчо» пришлось совершить аварийную посадку.

22 ОКТЯБРЯ Рыцарским крестом был награжден командир 4/JG-54 Ханс Филипп, одержавший к этому дню 22 воздушные победы (7 во Франции и 15 в Битве за Англию). А летавший на предсерийном экземпляре нового немецкого истребителя Bf.109F-0 командир JG-51 майор Вернер Мёльдерс в ходе одного боя над Ла-Маншем уничтожил подряд 3 «Харрикейна», доведя свой счет во 2-й мировой войне до 50 побед.

24 ОКТЯБРЯ на аэродроме Филтон при посадке разбился «Харрикейн» 87-й эскадрильи; его пилот Дадли Джей, имевший на счету 7 побед, погиб. В этот день у немцев Рыцарского креста был удостоен совершивший 70-й боевой вылет командир 4/LG-1 Иоахим Хелбиг, тот самый любитель одиночных акций, не раз приводивших к поражению важных целей англичан. К моменту награждения на счету Хелбига кроме разрушенного ливерпульского завода воздушных винтов числились еще: разрушенный шлюз канала, соединявшего Манчестер с Ирландским морем, уничтоженный бомбами учебный центр английской авиации на аэродроме Пенроуз, и несколько потопленных транспортных судов общим тоннажем 22.000 брт.

А поздним вечером первую боевую операцию в Битве за Англию провел только что перебазировавшийся в Бельгию Итальянский Авиационный Корпус. В сгущающихся сумерках 12 итальянских бомбардировщиков Фиат BR.20M вылетели на бомбежку Феликстоу и Гарвича. За время рейда шедшие без истребительного прикрытия итальянцы так и не встретили (на свое счастье) ни одного британского истребителя. Тем не менее, они понесли серьезные потери. Еще на взлете едва поднявшийся в воздух бомбардировщик капитана Карло Пагани вдруг рухнул на землю (весь экипаж погиб). Затем над объектом бомбежки зенитным огнем были подбиты два Фиата, что очень удивило итальянцев, не ожидавших такого точного огня с земли. Правда, подбитые машины смогли «дотянуть» до бельгийского побережья, но едва оказавшись над своей территорией, экипажи покинули самолеты на парашютах, и оба брошенных бомбера разбились. Четвертый BR.20M из-за неполадок в двигателях пошел на аварийную посадку, не долетев до аэродрома; при приземлении он получил такие повреждения, что машину пришлось списать. Таким образом, в первом своем боевом вылете на Англию итальянцы (без противодействия британских истребителей!) потеряли треть отправившихся на задание самолетов, «успешно» положив все свои бомбы мимо цели - ни Феликстоу, ни Гарвич не пострадали от итальянской бомбежки…

-10

25 ОКТЯБРЯ в бою над Тонбридж-Вэллс командир 4./JG54 обер-лейтенант Ханс Филипп сбил «Спитфайр» британского аса Роберта Окспринга (8 побед) из 66-го FS RAF; Роберт успел спастись из пылающей машины на парашюте. Продолжавший боевые испытания предсерийного образца Bf.109F-0 майор Вернер Мёльдерс из JG-51 сбил в двух вылетах еще 2 «Спитфайра». Отзыв Мёльдерса о новом самолете был самым положительным, и вскоре «Фридрих» официально приняли на вооружение. А к осени 1941 г. он стал основным типом германского истребителя, почти полностью вытеснив из первой линии прославившегося над Францией и Англией старого «Эмиля».

29 ОКТЯБРЯ британцы потеряли под Дюксфордом «Спитфайр», в котором погиб Артур Блейк, имевший на своем счету 6 побед. Но англичане отомстили за гибель своего аса, уничтожив Мессершмитт-109 Хайнца Торнова из II/JG-51, который одержал до своей гибели 10 побед.

А во второй половине дня итальянцы провели свой первый дневной боевой вылет на Англию. В рейде участвовали 15 бомбардировщиков BR.20M, которых сопровождали 39 истребителей-бипланов Фиат CR.42 и 34 истребителя-моноплана Фиат G.50bis; всю эту шедшую плотным строем армаду прикрывала сверху еще и немецкая эскадрилья Bf.109E. Появление итальянцев в 17.45 над Великобританией произвело на англичан неизгладимое впечатление: все итальянские самолеты, выкрашенные снизу в ярко-голубой цвет, несли на бортах пустынный «песочный» камуфляж, да еще и желтые идентификационные полосы. Все это радужное сияние выглядело празднично и совершенно нелепо в военном сероватом северном небе. К тому же британцев озадачил целый рой архаичных бипланов над головой – поначалу англичане даже решили, что к ним пожаловала авиашкола на учебных самолетах. На итальянских же бомбардировщиках, буквально нашпигованных фотокорреспондентами, наперебой щелкали затворы фотоаппаратов: журналисты торопились сделать эффектные снимки для своих журналов и газет, подтверждающие доминирование Италии в небе Великобритании…

-11

Как ни странно, весь этот «выездной цирк» благополучно завершил свое экзотическое шоу. Отбомбившись по Рэмсгейту, итальянские «тихоходы» с достоинством удалились, так и не встретившись с грозными британскими перехватчиками: воевавшие весь день с немцами английские истребители к 18-ти часам вернулись с пустыми баками на аэродромы, и не успели наказать «макаронников» за их наглую самоуверенность. Запоздалая стрельба по «клоунам» из зениток Рэмсгейта тоже была фактически безрезультатной: лишь один BR.20M получил повреждения, из-за которых и совершил вынужденную посадку - уже после пересечения Ла-Манша, на побережье Бельгии. Посадка была успешной: самолет не пострадал; тем не менее, один из членов экипажа все же погиб. Когда бомбардировщик пошел на снижение, его бортстрелок запаниковал и выпрыгнул из самолета; высота же была уже слишком мала, и парашют не успел раскрыться…

30 ОКТЯБРЯ британцы лишились еще одного аса: погиб австралиец Вильям Миллингтон из 249-й эскадрильи, имевший на счету 10 побед.

ИТОГИ ПЯТОГО ЭТАПА:

В октябре Люфтваффе потеряли 325 самолетов, что значительно превысило потери англичан. Немцы к концу месяца почти полностью перешли от дневных к ночным налетам; они практически признали, что не смогли сломить британскую оборону, и что понесли поражение в воздушной битве. Поэтому многие историки считают 31 октября днем окончания Битвы за Англию. Однако есть и такие специалисты, кто утверждает, что в этой битве был еще один - заключительный - этап. Ведь воздушные бои над Великобританией, хоть и с заметно меньшим накалом, продолжались - несмотря на то, что Гитлер уже полным ходом готовился к вторжению в СССР.

-12

НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Хроника Битвы за Англию (09.01). Ноябрьские бои

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.