Во время войны три сталинских адмирала почему-то решили, что Комитет Государственной Обороны им не указ, и в обход всех недвусмысленных запретов передали тогдашним союзникам СССР – англичанам и американцам – ряд секретных военных разработок и прочих важных сведений. Попались они совершенно случайно – уже после войны, и были осуждены. Но как только Сталин умер, их тут же реабилитировали и сделали вид, что они вообще никакого преступления не совершали.
Когда-то давно, еще в школе, нам постоянно вдалбливали мысль о том, что Сталин посадил и расстрелял множество советских военачальников, причем занимался этим не только до войны, но и после нее. Символом всех этих репрессий был маршал Михаил Тухачевский, который был расстрелян по обвинению в создании антиправительственной организации в 1937 году, но реабилитирован уже после смерти Сталина в 1956-м.
Ну, вот я и думал – раз Тухачевского реабилитировали, то есть сняли все обвинения, то, значит, не виноват он был ни в чем. Ну, а если был не виноват, но Сталин его расстрелял, то, значит, незаконно. Точно так же незаконно были обвинены и расстреляны многие сотни тысяч других советских граждан, и не только всяких начальников, которые были реабилитированы после смерти Сталина.
Таким образом я и жил с полным осознанием того, что Сталин был преступником, уничтожившим столько невинного народу. И даже когда СССР развалился, я все равно был в этом уверен, пока в одном научно-популярном фильме – то ли французском, то ли итальянском, - не услышал о «деле трех адмиралов», которых Сталин репрессировал в 1948 году, правда, не расстрелял, а отправил на зону. Один из них умер в тюрьме, но остальных двоих сразу после смерти Сталина выпустили и тотчас же реабилитировали подчистую.
Ну, суть дела не раскрывалась, то есть, в том фильме подробностей не было – фильм был антисталинский, и было только сказано, что посадили этих адмиралов по банальному доносу, что якобы в сталинские времена было делом обычным. Но я зацепился за фамилию одного адмирала – Л. М. Галлера, потому что не совсем обычная была фамилия для советского флота, ну, по крайней мере, мне так тогда казалось. Поэтому мне стало интересно – а не за то ли погиб в тюрьме этот Галлер, что фамилия у него была такая не совсем «пролетарская»?
В общем, полез я в информацию и выяснил всю подноготную. Оказывается, этот адмирал Л. М. Галлер вместе с еще двумя адмиралами – В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым был арестован в результате доноса еще одного советского адмирала – В. И. Алфёрова. В вину этой троице вменялась измена Родине и передача другим государствам советских военных секретов. Какие это были секреты, и какому врагу они их передавали, я сначала не смог разузнать, но меня удивили слишком мягкие приговоры – Алафузов и Степанов получили по 10 лет, а Галлер – всего четыре.
И именно поэтому я решил покопать дальше, и вот что я узнал.
Оказывается, во время войны эти три адмирала передали Великобритании и США материалы по высотной парашютной торпеде, образцы этого и некоторого другого оружия. Также были переданы карты южного побережья Камчатки, двух островов в том районе, и военно-морская карта Севастопольской бухты со всеми секретами, которые даже немцы не обнаружили за все два года оккупации Севастополя.
Ну, как все знают, США и Великобритания как бы были во время войны союзниками СССР, поэтому на первый взгляд тут ничего странного не было. Но, оказывается, все это было передано союзникам в тайне от руководства флота, а, следовательно, правительства и Главного Комитета Обороны. По военным временам подобные вопросы решались только в ГКО, а передача секретов в обход строго запрещалась.
И сошло бы адмиралам с рук это преступление, если бы вдруг совершенно случайно о передаче высотной парашютной торпеды 45-36АВ-А не узнал ее конструктор – адмирал В. И. Алфёров. Он и написал донос на виновников, причем сразу в высшую инстанцию – министру вооруженных сил СССР А. Н. Булганину.
Но Булганин, что интересно, этот донос Сталину не передал, не ознакомил с ним даже Военную коллегию Верховного суда, а отправил его на рассмотрение «суда чести» министерства, чтобы сами разобрались – было разглашение военной тайны, или не было.
Ну, «суд чести» разобрался, но преступление было такое невообразимое, что все равно пришлось передавать это дело в Верховный суд. И снова Сталин тут был не причем, потому что преступление было доказано и без его резолюции. Адмиралы во время войны совершили то, до чего не додумался бы ни один умный человек. Они наплевали на все разрешения, хотя прекрасно знали о запрете передачи секретных сведений и стратегически важных военных материалов вообще кому бы то ни было. То есть, повели себя как самые настоящие вредители и шпионы.
И что с такими было делать?
Показательно, что после смерти Сталина всех трех адмиралов оправдали буквально через несколько недель, а на каком основании – совершенно непонятно. Получается, что оправдали преступников, потому что иначе их было не назвать. Вот и думай теперь – а не был ли таким же преступником и сам Тухачевский, которого при Хрущеве сделали мучеником и героем?
А не были ли и на самом деле преступниками те сотни тысяч репрессированных при Сталине, которых после его смерти оправдали и сняли с них всю тяжесть обвинений?
Пример с тремя адмиралами показателен. При Сталине посчитали, что передача на сторону секретных сведений – это преступление, а уже при Хрущеве подобные действия преступлениями быть перестали.
Тухачевского расстреляли за создание антиправительственной организации, но потом оказалось, что он создал организацию против Сталина, а против Хрущева такой не создавал, значит – не преступник.
Точно так же можно перевернуть вверх ногами все сталинские дела – при Сталине ты преступник, а когда его не стало, то ты – жертва сталинского произвола, хотя совершил реальное преступление.
Короче, не хочу эту тему расширять и углублять дальше, я только хотел показать, как реабилитировали после смерти Сталина настоящих преступников, закрывая на их преступления глаза, потому что было гораздо выгодней объявить их жертвами сталинизма. Такие были времена, когда политические интересы стали целесообразней криминальной целесообразности.
Да, кому-то станет непонятно – почему трем адмиралам за такое страшное преступление, совершенное в военное время, присудили только по нескольку лет на зонах, а сразу не расстреляли, как многих других подобных? Может, и не такое уж и страшное было преступление?
Нет, преступление было страшное, тянущее на шпионаж. Но за трех адмиралов заступился сам Сталин, который прекрасно помнил их заслуги перед Родиной во время войны и сделанный ими вклад в Победу. Он знал, что они никакие не шпионы и не вредители, а просто простаки, которых еще можно исправить, не прибегая к крайним мерам.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ НА КАНАЛЕ:
Как на Сталина навешивают всякие мифы, к которым он не имел никакого отношения
Что большевики сделали с тюркскими языками после образования СССР?