Как помочь молодому человеку проявлять активность, принимать решения и брать на себя ответственность? Рассказывает психолог Молодёжного центра Детской деревни SOS Лаврово Татьяна Новикова.
1 шаг: Правила и ответственность
В первую очередь, необходимо, чтобы подросток научился брать ответственность за себя и свою жизнь. Чтобы он понимал, что это – его жизнь и он самый главный у себя.
Для этого нужно, чтобы в семье были установлены правила, которые безоговорочно бы выполнялись всеми членами семьи, включая родителей. В доме должна быть чётко выстроена жизнь, задача родителей – установить эти правила. Тогда подросток будет понимать, какие обязанности он должен выполнять дома и в школе, какая помощь по хозяйству приветствуется, почему важно соблюдать режим дня и выполнять домашнюю работу. Когда появится понимание распорядка дня, задач и зоны своей ответственности, подросток сможет планировать свой день, управлять своим временем и своей жизнью. Без расписания и планирования, будет хаос.
Также правила помогают молодому человеку научиться выстраивать психологические границы. Понимание своих и чужих границ – это очень важный навык, который необходим во взрослой жизни. Границы – это в определенном смысле договор с окружающими людьми, что допустимо делать, а что ни в коем случае нельзя. Поэтому очень важно, чтобы родители уважительно относились к личным границам ребёнка: «это твоя тумбочка», «твоя полочка», «твоя кровать». У ребёнка должна быть своя территория и свои физические и эмоциональные границы.
У ребёнка, который попал в приёмную семью из кровной семьи, в которой было много дефицитов, может появиться желание получить то, чего он был лишён. Без понимания собственных границ и границ другого человека, эту проблему решить не получится. Сначала ребёнок будет «таскать» разные мелочи, а потом это может перерасти в настоящее воровство. Для того, чтобы этого избежать, у подростка должно быть чёткое понимание, что он – отдельный человек, у которого есть личная жизнь, свои желания, своё время и свои вещи. И у другого человека всё точно также. И его личные границы нарушать нельзя.
2 шаг: Доверие в семье
Нежелательное поведение ребёнка возникает, когда за положительное поведение его не хвалят, оно не замечается, а когда он начинает стучать кулаками и кричать – его начинают видеть и замечать. Приёмные семьи часто сталкиваются с такой проблемой, потому что это поведение было закреплено в кровной семье. И ребёнок таким образом привык привлекать внимание взрослых. В таких случаях, очень важно показать ребёнку, что существуют другие формы поведения, которые тоже будут замечены. Родителю необходимо подкреплять позитивное поведение подростка, фиксировать на этом внимание и всячески его поддерживать. Говорить ему: «смотри, у тебя это хорошо получается», «ты смог это сделать».
Также важно обсуждать ошибки, не ругать и критиковать, а обсуждать события, где ребёнок был не в самой лучше форме. Ни в коем случае нельзя пропускать эти ситуации. Необходимо, чтобы ребёнок понимал, что у каждого действия есть последствия. Что родитель всё замечает и отслеживает, но за этим не всегда стоит наказание. Об этом нужно и важно говорить.
Если в семье есть доверие, ребёнок будет делиться с родителями и негативными историями. Если в практику не введено обсуждать проблемы или обсуждение проходит в форме прокурорского допроса, то ребёнок будет скрывать негативные ситуации от родителей. Разговор должен быть выстроен так, чтобы ребёнок мог высказаться, и родители помогли ему разобраться, в каком моменте он испытал сложность и как можно было избежать трудной ситуации. Родитель может поделиться своим опытом, рассказать о своем подростковом возрасте. Что он тоже был подростком, испытывал сложности, можно поделиться своими «проблемными ситуациями», которые он смог решить с родителями, друзьями или самостоятельно. Во время такого разговора важно сохранять максимальный уровень доверия. Чтобы он ребёнок, что если возникнет трудность, проблема или опасность, то близкие всегда его поддержат и ему помогут. И тогда можно будет гарантировать, что во взрослой жизни это доверие сохранится и станет опорой для ребёнка на всю жизнь. Ведь именно доверие является фундаментом его будущей взрослой жизни, чтобы он чувствовал себя в безопасной среде. А когда человеку безопасно, у него появляется много сил и возможностей для реализации своих способностей и талантов.
3 шаг: Свобода выбора и завершённые дела
Для того, чтобы молодой человек стал в будущем успешным, его необходимо научить доводить начатое дело до конца. Чувство, что ты завершил даже маленькое дело и увидел результат, повышает самооценку и укрепляет веру в себя и свои силы.
Например, ребёнок ходит на спортивную секцию или занимается творчеством, очень важно, чтобы внутри этой деятельности он чувствовал развитие, успех, интерес, получал новые ощущения. Например, выучил в музыкальной школе пьесу и сыграл её на концерте. Или научился какому-то футбольному приёму и смог его применить во время игры.
Конечно, бывает так, что ребёнок начал ходить на какую-то секцию, а потом понял, что ему это не близко, его это не вдохновляет. В таких случаях, конечно, передавливать нельзя. Но иногда ребёнок отказывается потому, что от него ждут высоких результатов, а он их не оправдывает. Нужно поговорить с ним, спросить, чем его привлекают эти занятия, а что ему не нравится и мешает. Помню, у меня был один мальчик, который не хотел ходить на борьбу, отказывался участвовать в соревнованиях. Когда мы с ним поговорили, оказалось, что сами занятия ему нравятся, но ему мешает то, что на него постоянно возлагают надежды, ожидают побед и немыслимых результатов. Мама поговорила с тренером и теперь ребёнок ходит на занятия для своего здоровья и удовольствия. В этом случае достаточно было просто пересмотреть систему ожиданий от ребёнка. Понять, что ребёнок – не объект, который должен оправдать чьи-то ожидания. Задача родителей – сопровождать ребёнка, давать ему советы, поддерживать, но не диктовать, как ему строить свою жизнь.
Не нужно ограничивать подростка в выборе его интересов, книг или фильмов. Необходимо понимать, что каждый человек – уникален. Подросток должен получить опыт принятия решений. Это поможет ему стать активным и инициативным в будущем.
Если вы замечаете, что ваша дочка начала краситься, не надо запрещать ей это делать. Можно, например, предложить научиться делать это красиво и профессионально, например, пройти курсы визажиста.
Очень важно, чтобы родители принимали и уважали выбор своего ребёнка, чтобы между ними было доверие, и они могли обсуждать его интересы и предпочтения. Эта поддержка поможет подростку во взрослом возрасте опираться на себя, принимать решения и строить свою жизнь. Также важно вовремя «отпустить» ребёнка в «самостоятельное плавание». И выдерживать то расстояние, которое будет для всех комфортно, чтобы ребёнок чувствовал, что мы не полностью его отпускаем, а держим нашу связь, нашу веревочку. Чтобы он шёл по своему пути, и всегда знал, что мы рядом.
***
В Программы по работе с молодёжью благотворительной организации «Детские деревни SOS» переходят ребята из семей Детских деревень SOS, которым исполнилось 18 лет. Специалисты молодёжных программ помогают ребятам получить жилье, грамотно распорядиться финансовыми средствами. Их учат социально-бытовым навыкам: платить за ЖКУ, планировать месячный бюджет, получать различные услуги, писать резюме и проходить собеседование. Многим даже после 18 нужна профориентация, в этом ребятам помогает специалист – карьерный консультант.
Также уже второй год мы проводим Молодёжный лагерь SOS, который помогает молодым людям из приёмных семей подготовиться к самостоятельной жизни и определиться с будущей профессией. Молодёжный лагерь SOS — это уникальное мероприятие, которое объединяет подростков из приёмных семей из шести регионов России.
Помогайте молодежи вместе с нами! Поддержать нашу работу можно на сайте.