Товарищи, если вы думаете, что дилерский бизнес держится непосредственно на продаже новых или подержанных автомобилей, то вы сильно ошибаетесь. Особенно сейчас маржа с каждой продажи оставляет желать лучшего.
Она либо копеечная, либо её вообще нет. А вместо неё убытки. Не верите? Во-первых, я уже не раз писал о том, что прямо сейчас у нас серьёзное затаривание рынка. По крайней мере, среди новых автомобилей.
Дилеры многих марок (китайских, прежде всего) до сих пор торгуют автомобилями 2023 года выпуска. Чтобы хоть как-то двигать продажи, им приходится давать серьёзные скидки. А если мы говорим про бедствующие бренды из КНР, у которых с реализацией всё совсем плохо, то смело умножайте серьёзность ситуации на два.
Ни о какой марже у таких дилеров говорить не приходится. Смотрите, дилерская прибыль с любой новой машины обычно никогда не превышает 10%. Это даже очень много. Обычно 5-6%.
Но давайте возьмём по максимуму. Пускай будет 10%. И возьмём какой-нибудь совсем непопулярный в России автомобиль. Например, очень туго идут дела у марки SWM. Это китайский бренд, который примечателен тем, что у них на руле итальянские флаги.
Откуда они там взялись? Так исторически сложилось. Просто полвека назад компания SWM реально была итальянским брендом. Правда, выпускала мотоциклы, а не машины. Позже разорилась и благополучно была выкуплена китайцами.
А они уже переключились на выпуск легковушек.
Сегодня в России марка представлена тремя кроссоверами. Парой чисто городских паркетников размером с «Крету» и одним покрупнее. Да ещё и семиместным. Сборка всего семейства происходит на мощностях калининградского «Автотора».
К чему я всё это рассказываю? Когда продажи того самого семиместного кроссовера с индексом G05 Pro только стартовали, то дилеры просили за него 2,6 миллиона рублей минимум. И это за пятиместную версию.
За салон увеличенной вместимости нужно было доплатить ещё около 100 тысяч рублей. Внимание, вопрос.
За сколько сегодня продают данный автомобиль?
Переходим на официальный сайт марки в России и видим, что теперь в базовой версии он стоит 1,5 миллиона рублей.
Кто там спрашивал меня вчера про скидки в миллион? Мол, нету таких. Вот, пожалуйста. И поверьте, он такой не один. Можете ещё сходить на сайты BAIC или Kaiyi, например. Вас ждёт много интересного.
Но вернёмся к теме. Если учесть, что при ценнике в 2,6 миллиона рублей маржа дилера была в ценнике и составляла порядка 260 тысяч рублей, то сколько этой маржи осталось при новом ценнике в 1,5 миллиона?
Сомневаюсь, что она там вообще теперь есть. Скорее всего, завод, дистрибьютор и дилеры продают эти машины в минус. А поскольку почти никто из читателей навряд ли встречал подобный транспорт на дороге, то ещё и продают редко.
На чём же тогда зарабатывают дилеры и как они вообще выживают?
На ковриках за 300 тысяч рублей? Шутки шутками, но на самом деле так и есть. Правда, сейчас ковриков за такие деньги уже не осталось.
Но истинная правда, что в 90% случаев салон зарабатывает больше не с продажи самой машины, а с дополнительных опций (пусть не 300, но хотя бы 3 тысяч за коврики), продажи всяких бесполезных карт помощи на дороге и кредитов.
Вас никогда не смущало, что дилер готов сделать скидку в 100,200 или даже в 300 тысяч рублей, если вы заберёте автомобиль не за наличные, а оформите кредит? Почему автосалону так хочется уговорить вас на кредит?
Они же не банк и вроде бы сами ничего с кредитных договоров не зарабатывают. В том то и дело, что ещё как зарабатывают.
Но вскоре и эта «лавочка» может закрыться навсегда.
Новые «Нивы» стоят с ржавчиной уже в автосалоне? Новый материал для читателей раздела Премиум
Сколько дилеры зарабатывают с кредитных договоров?
Комиссия дилера за каждый оформленный в кредит автомобиль составляет 9% от размера этого самого кредита. А если учесть, что кредиты сейчас выдают под 26-30% годовых на 6 лет, то прибыль получается очень неплохая.
Можно смело продавать сами машины в убыток. Комиссия с кредитов его покроет и ещё в плюсе останемся.
Вот только Национальный автомобильный союз выступил с инициативой урезать допустимый размер комиссии с кредита в пользу автосалона до 4%. Письмо с предложением уже направлено председателю ЦБ.
Что будет с дилерами, если ограничение примут?
Они потеряют львиную долю доходов с продажи автомобилей в кредит. Станут ли сами машины от этого дешевле? Не факт. Скорее всего, автосалоны попросту откажутся от тех самых скидок, которые они дают сейчас при оформлении машины в кредит.
С другой стороны, если учесть, что маржи у многих в ценнике и так уже нет, то фактически дилеры от убытков всё равно никуда не денутся.
Поэтому прогнозирую, что совсем мелкие и средние автосалоны могут исчезнуть или станут вместо машин торговать тракторами.
Крупные игроки будут пытаться сбыть неликвидные убыточные машины, отбивая затраты продажами прибыльных моделей. Другое дело, что даже успешные иномарки (да и не только иномарки) сейчас на российском рынке в избытке.
Поэтому даже на них приходится давать ощутимые скидки, чтобы куда-то ставить совсем новые машины, приходящие с завода.
Что скажете, товарищи? Будете грустить, если дилеры скоро вообще исчезнут, а машины будут продаваться только через маркетплейсы, например?
Поделиться своим мнением можно в комментариях под статьёй ниже.
Советую посмотреть:
6 самых качественных китайских машин по решению государственной службы КНР. Все продаются в России
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.