Фильм «Как разобраться с делами» (1990), известный в России как «Красивая жизнь», по мнению нашего канала, является лучшей криминальной комедией. Это утверждение, конечно, субъективно, и многие могут отдать предпочтение другим фильмам, таким как «Однажды преступив закон» (1992), о котором мы упоминали ранее.
Тем не менее, глубина и оригинальность «Как разобраться с делами» выделяют его на фоне других представителей жанра. Давайте разберёмся почему. Прежде всего, стоит оценить режиссёрский подход Артура Хиллера. Его опыт работы в телевизионных нуар-проектах 50-ых годов – период расцвета классического нуара – оказал колоссальное влияние на его последующие работы. Хиллер, безусловно, понимал природу нуара не только как жанра, но и как драматургической структуры.
Нуар – драма, построенная на криминальных обстоятельствах, где обычный человек, часто невинный, оказывается вовлечён в череду событий, порой абсурдных и нелепых. Это «не в то время, не в том месте, не с тем человеком» – этот принцип, лежащий в основе многих нуарных сюжетов, является фундаментом комедии положений. Хиллер мастерски соединил эти две составляющие – трагическое напряжение нуара и абсурдность комедии положений, создав уникальный коктейль, который и определяет успех «Как разобраться с делами».
Сюжет фильма, не раскрывая его подробно (хотя, наверное, и так все знают), построен на игре случайностей и нелепых совпадений. В отличие от многих криминальных комедий, где двигателем сюжета является злонамеренный заговор или происки антагониста, здесь главным «антагонистом» выступает сама судьба, безжалостно швыряя главного героя из одной нелепой ситуации в другую.
Это напоминает принцип «бабочкиных крыльев» – малейшее отклонение от нормы приводит к лавинообразным последствиям, которые, при всей своей опасности, наполнены комедийным абсурдом. Главный герой – типичный «человек-органайзер», офисный трудоголик, жизнь которого строго регламентирована и подчинена расписанию. Он зациклен на порядке и контроле, его существование – это цепочка задач и записей в ежедневнике.
Именно эта жесткая организованность и неспособность импровизировать и приспосабливаться к неожиданностям становится источником комедийных ситуаций. Его внутренний мир, сфокусированный на достижении целей и оптимизации процессов, резко контрастирует с хаосом и непредсказуемостью событий, в которые он оказывается вовлечён. Это столкновение порядка и хаоса, рациональности и иррациональности является основной темой фильма.
В отличие от фильма «Поменяться местами» (1983), где обмен местами является запланированным действием, в «Как разобраться с делами» ситуации возникают спонтанно, без участия злонамеренных персонажей. Здесь нет ярко выраженного антагониста, в качестве антагониста выступают обстоятельства.
Более того, «Как разобраться с делами» использует классические приёмы комедии положений: недоразумения, случайные встречи, смешные совпадения, всё это прекрасно сбалансировано с элементами криминального триллера. Напряжение постепенно растёт, но оно всегда разбавлено юмором, не позволяя зрителю полностью погрузиться в атмосферу ужаса.
Комедия отличается также отменным кастингом и прекрасной игрой актеров, которые создают ярких и запоминающихся персонажей. Их взаимодействие просто блестящее, каждая сцена наполнена живой энергией и юмором. Юмор в фильме тонкий и интеллектуальный, основанный на игре слов, ситуации, а не на грубых шутках, хотя и допустимы по сюжету (вспоминаем тост «За большие….)
«Как разобраться с делами» является веселящим коктейлем из нуара, комедии положений, и философского осмысления случайности и порядка в жизни. Именно поэтому он заслуживает названия лучшей криминальной комедии, по крайней мере, по мнению нашего канала. Однако не будем забывать о субъективности таких утверждений, и каждый зритель вправе иметь собственное мнение.