Найти в Дзене
Заметки колориста

Цветокоррекция и ЗОННАЯ ТЕОРИЯ АДАМСА.

Оглавление
Ансел Адамс - американский фотограф.
Ансел Адамс - американский фотограф.

Что это такое?

Это система разработана американским фотографом Анселем Адамсом в XX веке, целью которой было упростить решение задачи установки правильной экспозиции в процессе съёмки.

Согласно теории Адамса любой объект в кадре по яркости можно разделить на зоны от 0 до 10 в зависимости от их освещенности.

11 яркостных зон, от 0 до 10.
11 яркостных зон, от 0 до 10.

где:

0 - чистый чёрный. Полное отсутствие деталей. (0% яркости или RGB=0)
I - Тёмные тона близкие к чёрному. Глубокие тени, отсутствие деталей. (7% яркости или RGB=18)
II - Тени. Эта зона характеризуется появлением первых деталей на изображении. Складки и переломы на черной одежде, контуры, деревья, черный мех. Первые проявления оттенков. (16% яркости или RGB=41)
III - Умеренно-тёмные тона. Тёмная листва, тёмные тона на одежде и волосах. (26% яркости или RGB=66)
IV - Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день. Сильно загорелая кожа, насыщенная по цвету трава, деревья. (38% яркости или RGB=97)
V - Нормальный серый тон. Зеленая трава в солнечную погоду. Легкий загар. (50% яркости или RGB=127)
VI - Ключевая зона - объект внимания. Бумага, белые строения, светлая незагорелая кожа, чистое синее небо.(63% яркости или RGB=161)
VII - Светло-серые, пастельные тона. Последние признаки присутствия оттенка. (74% яркости или RGB=189)
VIII - Белый тон с деталями и фактурой. Белый снег. (85% яркости или RGB=217)
IX - Белый тон с минимумом деталей или фактурой. Сияющий снег. Отражение источников света. (94% яркости или RGB=240)
X - Белый цвет, без каких-либо деталей. Источник света. (100% яркости или RGB=255)

На примере ч/б и цветного изображения это выглядит вот так:

Применение в цветокоррекции

С точки зрения экспозиции, с помощью зонной теории Адамса можно с легкостью определить какой яркостью должен обладать, к примеру, главный объект съёмки, на сколько глубокая здесь должна быть тень и т. п. Основываясь исключительно на физике (источник света = яркий, не попадает свет = черный) и визуальном восприятии самого кадра или футажа.

При балансировании кадра я пользуюсь следующим правилом - согласно зонной теории Адамса проявления оттенков на изображении начинаются ближе ко II зоне, а затухание после VII. Соответственно, всё что ниже второй зоны, и выше VII не должно иметь оттенка, либо практически не иметь. Чёрное должно оставаться чёрным, а белое - белым. С серыми уже будет посложнее, их ещё надо поискать😉

Всё, что находится между этих зон имеет право быть теплее или холоднее, тем самым передавая то настроение, которое мы хотим передать в нашем посте.

Замечание. "Имеет право быть теплее или холоднее" при условии, что это совпадает с нашей задачей. Но лучше так не делать и балансировать изображение в том числе и по средним тонам - в дальнейшем будет проще с коррекцией отдельных оттенков и тонированием. Я бы даже ещё добавил, что это правило работает только в работе с фотографией. Для работы с видео баланс белого по тёмным, средним и ярким - один из основных этапов цветокоррекции.