Найти в Дзене
Вiblioacademia

"Крещение огнем". Как проводилась христианизация Великого Новгорода?

Сегодня предлагаю поговорить об одном из наиболее драматичных эпизодов, связанных с принятием христианства на Руси - о крещении Новгорода и Новгородской земли. Следует заметить, что на юге Руси и, прежде всего в Киеве христианская вера была принята без особого сопротивления. Правда в Повести временных лет присутствует известие о том, что когда знатных детей по указу князя стали отдавать на обучение грамоте в училища, родители стали плакать по ним, как по мертвым. Однако какими-либо сведениями о вооруженном сопротивлении со стороны киевлян мы не располагаем. Это объясняется с одной стороны тем, что столица находилась под полным контролем князя и его дружины, а с другой, - тем что христианская партия в Киеве была достаточно сильна. Совсем иная ситуация сложилась в Новгороде. Находившийся на севере Руси и поддерживавший тесные связи с народами Скандинавии и балтийскими славянами, он существовал совсем в ином культурном контексте. Нельзя сказать, что христианство было здесь верой новой и с

Сегодня предлагаю поговорить об одном из наиболее драматичных эпизодов, связанных с принятием христианства на Руси - о крещении Новгорода и Новгородской земли. Следует заметить, что на юге Руси и, прежде всего в Киеве христианская вера была принята без особого сопротивления. Правда в Повести временных лет присутствует известие о том, что когда знатных детей по указу князя стали отдавать на обучение грамоте в училища, родители стали плакать по ним, как по мертвым. Однако какими-либо сведениями о вооруженном сопротивлении со стороны киевлян мы не располагаем. Это объясняется с одной стороны тем, что столица находилась под полным контролем князя и его дружины, а с другой, - тем что христианская партия в Киеве была достаточно сильна. Совсем иная ситуация сложилась в Новгороде. Находившийся на севере Руси и поддерживавший тесные связи с народами Скандинавии и балтийскими славянами, он существовал совсем в ином культурном контексте. Нельзя сказать, что христианство было здесь верой новой и совсем не известной. Есть данные, что к концу X в. здесь существовала христианская община. Однако языческая часть населения в Новгороде была сильна и консолидирована. Именно поэтому крещение этих земель проходило намного тяжелее.

Крещение Новгорода. Картина И. Глазунова
Крещение Новгорода. Картина И. Глазунова

В древнейших русских летописях и, в частности, в Повести временных лет сведения о крещении Новгородской земли отсутствуют. Складывается впечатление, что новгородцы приняли Христову веру также безропотно, как и киевляне. Лишь в Никоновской летописи, созданной в XVI в. в окружении митрополита Даниила, появляются сведения о том, что на севере христианизация столкнулась с существенными сложностями. Ещё более подробно сюжет, связанный с крещением Новгородчины, изложен В.Н. Татищевым, который ссылается в этой части своей "Истории российской" на недошедшую Иоакимовскую летопись. Многие исследователи скептически относятся к этим поздним сообщениям. В то же время, нельзя исключать ту вероятность, что в Никоновской летописи и в источнике В.Н. Татищева отразилось некое новгородское предание о крещении, которое не попало по тем или иным причинам в другие летописные своды. Рассмотрим, каким образом развивались события согласно Иоакимовской летописи.

После того, как князь Владимир крестил киевлян и низверг в Днепр идол Перуна, он решил заняться христианизацией Новгорода. Для этой цели он направил туда двух воевод - Добрыню и Путяту. Следует заметить, что Добрыня приходился правителю дядей и пользовался его безграничным доверием. Ранее он уже принимал участие в религиозных преобразованиях князя Владимира. В первые годы его правления именно Добрыня устанавливал в Новгороде идол Перуна. Теперь же ему предстояло сделать нечто противоположное. Новгородцы, однако, знали о приближении гостей и приготовились к сопротивлению. Численный перевес был на стороне горожан, и когда Путята вступил с ними в битву, они начали теснить его отряд и имели все шансы одержать над ним победу. В сложившейся ситуации Добрыня поджёг дома новгородцев. Отсюда пошла поговорка: «Путята крести мечом, а Добрыня — огнем». Жители города вынуждены были отступить и согласились на принятие христианства. Добрыня же отдал приказ тушить подожжённые постройки.

Совет Владимира Святославича с Добрыней после осмотра болгарских пленников. Миниатюра Радзивиловской летопи
Совет Владимира Святославича с Добрыней после осмотра болгарских пленников. Миниатюра Радзивиловской летопи

Впрочем, на первом этапе христову веру приняла лишь малая часть населения. Тогда Добрыня отдал приказ, согласно которому новгородцы были обязаны креститься. Даже после этого некоторых особо упорных пришлось приобщать к новой вере насильно. Финальным аккордом христианизации Новгорода стало низвержение идолов. В частности, именно тогда было разрушено крупнейшее святилище северной Руси - Перынь.

Перынь. Святилище Перуна на берегу озера Ильмень (реконструкция по материалам археологических раскопок).
Перынь. Святилище Перуна на берегу озера Ильмень (реконструкция по материалам археологических раскопок).

Никоновская летопись излагает события несколько иначе. В ней сообщается, что крещение новгородцев проходило в два этапа. Сначала в 990 г. в Новгород нагрянул киевский митрополит Михаил вместе с шестью епископами и Добрыней. Он сокрушил идолы, крестил людей и воздвиг многочисленные церкви. Спустя два года в новгородские епископы был рукоположен Иоаким Корсунянин (именно в честь него названа летопись, на которую ссылается В.Н. Татищев). История повторилась. Иоаким разорил требища, сокрушил идолов, а также сбросил в Волхов изваяние Перуна. Можно строить различные догадки по поводу причин, по которым крещение сначала проводили Михаил и Добрыня, а потом Иоаким. Возможно, что в 990 г. была крещена лишь часть Новгородской земли.

Можно было бы не принимать сообщения поздних источников во внимание. Однако сведения о крещении Новгорода "огнем и мечом" подтверждаются данными археологии. Следы пожарищ, относящиеся к концу X в., найдены на Неревском и на Людином концах Великого Новгорода. Таким образом, приходится признать, что крещение Новгородчины происходило вовсе не без кровопролития. В то же время, следует иметь в виду, что в других регионах столкновения христиан и язычников носили гораздо более ожесточенный характер. В частности, христианизация балтийских славян (кстати, родственных новгородцам) завершилась лишь в XII в., когда после многочисленных кровопролитных войн был разрушен их главный культовый центр - Аркона.

А каковы ваши соображения по вопросу о крещении Новгородчины? Пишите ваши мнения в комментариях.

На нашем канале имеются и другие материалы, посвященные крещению Руси: