Найти в Дзене
Вiblioacademia

Хроники первой русской революции. Борьба язычества и христианства на Руси в X в.

Оглавление

Крещение Руси, как бы кто к нему не относился, стало событием, которое навсегда определило ход русской истории. Мы едва ли погрешность против истины, если скажем, что это была первая революция в истории русской государственности, причем по своим последствиям она была существенно более масштабной, чем революция 1917 г. Разумеется, принятие христианства, как и всякая иная революции, сопровождалось напряжённой борьбой. Сторонники старой языческой веры противостояли адептам христианского вероучения. Об этой борьбе двух начал я и предлагаю поговорить в настоящей статье.

Предпосылки столкновения

Прежде всего, следует иметь в виду, что в X в. христианство на Руси не было религией принципиально новой. О распространении Христовой веры в землях восточных славян уже в VIII в. упоминают арабские путешественники. Правда, они же отмечают, что это было христианство не вполне ортодоксального толка. В Житие Стефана Сурожского упоминается крещение славянского князя Бравлина. Этот легендарный предводитель славянских дружин напал на г. Сурож, взял его штурмом и даже приказал разграбить собор св. Софии. Как только его люди стали выносить из храма церковную утварь, у Бравлина случился приступ (“обратися лице его назад”). Князь не мог пошевелиться и пришёл в нормальное состояние лишь когда принял крещение и остановил разграбление города.

Поход Бравлина принято датировать концом VIII- началом IX в. Разумеется, на основании этих отрывочных и малодостоверных сведений сложно составить представление о том, в каком состоянии находилось христианство на Руси в этот период. Однако нет сомнений, что во второй четверти X в. в Киеве существовало весьма влиятельное христианское сообщество. Если в договоре Олега с Византией от 907 г. русские переговорщики клянутся Велесом/Волосом, скотьим Богом, и Перуном, богом своим, то в договоре Игоря с греками от 944 г. фигурируют те, кто подтверждает свою верность соглашению целованием креста. Нет достоверных сведений о том, что Игорь был христианином. Однако очевидно, что приверженцы христианства входили в его ближайшее окружение.

Разумеется, степень религиозности этих людей не следует преувеличивать. Это были воины-торговцы. Многие из них крестились лишь для того, чтобы установить выгодные деловые отношения в христианских странах.

Ольга и Святослав. Противостояние матери и сына

Первым представителем княжеской семьи, официально принявшим крещение, являлась княгиня Ольга, которая крестилась во время своего прибывания в Константинополе. В летописях события, связанные с её поездкой "в греки" несколько приукрашены. Сообщается о том, что увидев ее, византийский император Константин Багрянородный воспылал к ней страстью и даже хотел на ней жениться. Ольга же не отказала ему, однако попросила крестить ее и стать для нее восприемником от купели. Когда крещение было завершено, она якобы заявила Василевсу, что теперь они являются родственниками во Христе и брак их не возможен. Эта легенда служит формированию образа Ольги как мудрой правительницы и мастера политических маневров, однако едва ли соответствует действительности. Начать следует с того, что у императора была жена и сочетаться браком повторно он не мог. В то же время, никто из исследователей не сомневается в том, что в Византии Ольга находилась с официальной миссией в качестве архонтиссы русов, а также в том, что она действительно приняла крещение под именем Елены. Для нас в данном случае важно, что являясь лицом официальным, Ольга скорее всего крестилась как представитель если не всей русской элиты, то какой-то значительной ее части. В противном случае, являясь единственной христианкой среди язычников, она бы не смогла контролировать ситуацию на Руси.

Об усилении позиции христиан в русских землях свидетельствует и западно-европейская хроника Продолжателя Регинона, в которой под 959 г. сообщается о направлении императором Оттоном I на Русь епископа Адальберта. Последний должен был распространить в землях восточных славян Христову веру, но потерпел крах.

Пришли к королю, как после оказалось лживым образом, послы Елены, королевы ругов, которая при константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников.

Материальным свидетельством пребывания миссии Адальберта в Киеве считают остатки ротонды X в., обнаруженные археологами в пределах так называемого «города Кия».

Впрочем, сын Ольги Святослав религиозных взглядов своей матери не разделял и относился к ним с неприкрытой иронией. На ее призывы креститься, он, согласно летописанию, отвечал, что дружина будет над ним смеяться. Адальберта князь отослал обратно к императору.

962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чём том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся.

Следует полагать, что элита русского общества раскололась на два лагеря. Христиане объединились вокруг княгини Ольги, а язычники - вокруг ее сына. Когда Ольга умерла, христианская партия лишилась наиболее влиятельного своего покровителя. На их счастье Святослав не оказывал на них серьезного давления. Князь вообще не проявлял интереса к киевским делам.

Как походы Святослава укрепили положение христиан в Киеве?

Святослав не был привязан к Руси. Всю свою жизнь он провёл в военных походах. И я полагаю, что последняя его кампания косвенно поспособствовала укреплению позиций христианской партии в Киеве. Летописи сообщают, что Святослав хотел расширить пределы своих владений на юг и собирался взять под контроль земли Болгарии. Центром своего государства он считал город Переяславец на Дунае. Первый поход на Болгарию развивался относительно успешно. Однако когда победа была уже у Святослава в руках, он узнал, что Киев осадили печенеги и вынужден был вернуться на Русь. Второй поход окончился неудачно. Святослав был вынужден заключить мир с императором Иоанном Цимисхием на невыгодных для Руси условиях. Для нас, однако, важны не сами эти условия, а то, что в договоре 971 г. русские дружинники, как и в 907 г. во времена Олега, клялись Перуном и Велесом/Волосом. Христиан среди них не было.

Князь Святослав и император Иоанн Цимисхий
Князь Святослав и император Иоанн Цимисхий

Возвращаясь на Русь, князь с какой-то целью разделил своё войско на две крупных части. Одним отрядом предводительствовал воевода Свенельд. Эта часть войска благополучно вернулась на Русь. Сам же Святослав со вторым отрядом направился к порогам Днепра, где погиб в битве с печенегами. Вместе с ним пала и значительная часть языческой элиты Древней Руси. Косвенно это укрепляло позиции христиан.

Битва Святослава с печенегами
Битва Святослава с печенегами

Масштабы потерь, которые понесла языческая партия, крайне затруднительно определить. Мы не знаем, сколько человек пришло к порогам Днепра вместе со Святославом. Так или иначе после его гибели к власти в Киеве пришёл его сын Ярополк. Сам он скорее всего не был христианином. Однако есть основания полагать, что князь симпатизировал христианству или по крайней мере проводил свою политику с оглядкой на христианскую партию. По крайней мере, в 973 г. к императору Оттону III на съезд в Кведлинбурге прибыло русское посольство, которое участвовало там в праздновании Пасхи. О крещении Ярополка упоминается так в перечне князей, помещенном в Комиссионные списке Новгородской I летописи, а также в позднем Пискаревском летописца. Впрочем, эти поздние свидетельства опровергаются сообщением Повести временных лет о крещении костей Ярополка в 1044 г.

Выгребоша 2 князя, Ярополка и Ольга, сына Святослава, и крестиша кости ею, и положиша я в церкви святыя Богородица.

Оставим в стороне вопрос о канонической обоснованности этого действа. Для нас важен сам факт. Во времена Ярослава Мудрого память о жизни Ярополка была еще жива. И если бы люди было известно о его крещении, то не понадобилось бы проводить таинство посмертно.

Реванш и ... окончательное поражение старой веры

Так или иначе, сторонники язычества вовсе не утратили свои позиции по всей Руси. Если в Киеве их влияние и пошатнулось, то в других землях они были по-прежнему сильны. В полной мере мощь языческой партии проявилась после междоусобной войны между сыновьями Святослава, в результате которой новгородский князь Владимир сверг Ярополка и занял Киевский престол. Первым делом он попытался установить в Киеве единую систему языческих культов во главе с Перуном.

Воздвижение князем Владимиром идола Перуна. Миниатюра Радзивилловской летописи
Воздвижение князем Владимиром идола Перуна. Миниатюра Радзивилловской летописи

Считается, что эта реформа должна была способствовать религиозной консолидации общества. Можно не сомневаться, что на первом этапе своей деятельности Владимир опирался не на киевскую городскую элиту, а на собственную дружину, в состав которой входили новгородцы и варяги. Есть некоторые косвенные основания полагать, что именно в этот период языческая партия в Киеве воспряла духом и попыталась взять реванш у христиан. В частности, в прологах и Повести временных лет сохранилось известие о том, как язычники подвергли мученической смерти некоего христианина-варяга и его сына.

Сначала они хотели принести сына в жертву своим богам. Но отец этому воспротивился. В результате убили обоих.

Впрочем, торжество было недолгим. Спустя всего несколько лет князь Владимир принимает решение креститься. Обстоятельствам самого крещения мы посвятим отдельную статью. Здесь же отметим, что принять подобное решение, не имея поддержки со стороны собственного окружения и значительной части городской элиты он бы не смог. Крещение киевлян проходило без особых сложностей. Русские летописи не сообщают никаких сведений о сопротивлении со стороны горожан. Судя по всему, несколько более напряжённой была обстановка на севере. Сохранились упоминания о том, что новгородцев крестили “огнём и мечом”. Впрочем, эти сведения читаются в Никоновской летописи XVI в., в которой текст древнейших известий подвергся кардинальной редакторской правке. Разумеется крещение Руси не ознаменовало повсеместную победу христианства. Значительная часть простого народа продолжала поклоняться языческим богам. Что касается элиты, то она хотя и приняла христианскую веру, однако ещё долгое время сохраняла в своём сознании память о языческом прошлом. Даже в Слове о полку Игореве, которое датируется рубежом XII- XIII вв. (да, именно эта датировка наиболее обоснованная) упоминаются времена Траяна, а народ Руси именуется Даждьбожьими внуками. Тем не менее, после крещения окончательная победа христианства стала вопросом времени, а не принципа.
А вы что думаете по поводу борьбы язычества и христианства на Руси? Пишите ваши соображения в комментариях.