Не хотите ли сыграть в одну игру? Давайте обсудим культовую мангу в жанре баттл-сёнэн-рояль Харо Асо, который удостоился трехсерийной аниме-адаптации, прежде чем за дело взялся Netflix с игровым сериалом. «Игра в кальмара» по Льюису Кэрроллу выходила сначала в Shounen Sunday Super («Бестиарий», «Лес русалок»), а последний год — в Shounen Sunday («Фрирен», «У Коми проблемы с общением», «Песнь ночных сов»). Поразмышлял на «страницах» «Покебола с предсказанием», чем «Алиса в Пограничье» увлекает аудиторию и почему игра в итоге, кажется, не стоит свеч. Сначала текст выходил на бусти и патреоне (там же больше контента о манге и аниме).
18-летний Рёхэй Арису плохо учится в школе и мечтает сбежать от этой реальности как можно дальше. При малейшей возможности он зависает с еще большим оболтусом Тётой Сэгавой и брутальным Дайкити Карубэ, который иногда пускает их выпить в свой бар. Лишенная перспектив взрослая жизнь приближается со скоростью грузовика-куна, но в последний момент случается невероятное. Кто-то запускает в Токио такой фейерверк, что видно из всех уголков города, а затем троица закадык обнаруживает себя в том же мегаполисе, но как будто пережившем армагеддон-другой. В этом параллельном мире — или времени? — юношам предстоит методично и тупо выживать. В разных частях города стартуют загадочные смертельные игры, и пройти их — единственный способ продлить «визу». Без нее все заложники альтернативного кровожадного Токио отправятся на тот свет. Перспективы не слишком радужны, зато просты и понятны, а главное — едины для всех.
Манга Харо Асо вышла на волне популярности «королевских битв», которую запустил одноименный роман Косюна Таками в 1999-м, сразу помноженный на экранизацию 2000-го (с Такеши Китано в одной из ключевых ролей). Сюжеты о дистопичном будущем или альтернативном настоящем, где человечество опрокидывается в джонлокковское противостояние «всех против всех», усиленно резонировали с социальной и экономической безнадегой. Особенно в Японии, пережившей экономический кризис 90-х — потерянное десятилетие перед громадой миллениума, который на уровне интуиции не сулил ничего хорошего тоже.
Пока западную аудиторию будоражили и пугали, условно, «Голодные игры» (2008-2010) с франшизой «Судная ночь» (2013-2021), продолжавшие традиции янг-эдалта и (а)морального torture porn в духе «Пилы», Страну восходящего солнца наводнила манга о выживании: «Ганц» (2000-2013), «Страшная воля богов» (2011-2016), «Небесное вторжение» (2013-2019) и так далее. В такой высококонкурентной среде Асо отправил Арису-Алису в «страну чудес смертников», где об уморительной сказке Льюиса Кэрролла напоминают не только созвучные имена и масти, которые намекают на характер испытаний: бубны — интеллект, пики — физическая сила, черви — психология, трефы — командная игра. Главное сходство в том, что «...Пограничье» — роман воспитания и триллер нравов, где за безжалостными шарадами скрываются азы гуманизма и призывы не закрываться, которые вряд ли услышало бы молодое растерянное (sic!) поколение в формате не «от противного».
Зарывшийся в нигилизм Арису встречает носителей разных стратегий выживания — вообще и в обществе, — постепенно меняясь и формулируя для себя ценности жизни, надежды, товарищества и далее по списку. Наиболее ярко оттеняют путь героя и испытывают на прочность его формирующиеся убеждения фаталист-медик Сюнтаро Тисия («Чеширский кот») и трикстер-популист Такэру Дамма («Безумный шляпник»). Однако чем дальше Харо Асо уводит историю от сетапа, тем заметнее оказывается зазор между размахом замысла и всем, что происходит потом.
«Алиса в Пограничье» напоминает выразительный луна-парк упущенных возможностей: сначала у мангаки заканчивается отвага (после «семерки червей» персонажи отращивают «сюжетную броню»), затем — фантазия (все игры с Тисией — откровенное шулерство), а следом — идеи. Символично, что история, где довольно быстро ключевым приемом становится «убить человека, который что-то знает», к середине переходит в фазу ленивых «вотэтоповоротов», а в финале Асо не придумывает ничего лучше — спойлер! — «сна собаки».
На заключительных главах трудно не радоваться, что «Добби теперь свободен»: череда вымученных эскалаций упирается в уже не замаскированное нравоучение. Аналогичным образом — с ярким концептом, бойким стартом и буксующей реализацией — через два года Харо Асо осуществил фантазию Арису об апокалипсисе живых мертвецов в манге «Предсмертный список зомби». Правда, теперь замученный клерк Акира Тэндо учится не отдавать что-то миру, а иногда всё-таки брать — наслаждаться жизнью. Ну и, конечно, любить себя: ни в сёнэн-, ни в сэйнэн-журналах другой морали у автора, кажется, не бывает.
- Все интервью о манга- и аниме-индустрии можно прочитать тут
- Поддержите канал, если читаете и любите, что тут творится