Итак, 10 сентября 1435 года Филипп Бургундский наконец согласился подписать мирный договор с французами, выторговав себе не только все, что можно, но и приличную часть того, что нельзя. 😉
После высочайшего официального "да" (как будто Филиппа сватали 😂) понадобилось еще 11 дней, чтобы решить все формальности и уточнить все детали, и вот 21-е сентября вновь началось торжественной мессой в соборе Сен-Вааст. Затем канцлер Роллен снова проговорил все условия для французской стороны, а представитель Карла VII, преклонив колено перед герцогом Бургундским, назвал гибель Жана Бесстрашного страшным злодеянием и попросил его сына и наследника "удалить из своего сердца горечь и ненависть". Филипп в ответ поднял француза с колен, объявил о мире и присягнул на библии, что не будет в дальнейшем искать отмщения.
Народ, заполнивший улицы города в ожидании исхода переговоров и узнавший о заключении долгожданного мира, погрузился в безудержное ликование. И пока высокие договаривающиеся стороны торжественно вкушали изысканные яства на пиру, на улицах Арраса как и раньше при праздновании побед, пылали костры, жарились целые туши и рекой лилось вино из дубовых бочек. Люди праздновали свет, забрезживший в конце долгого тоннеля Столетней войны.
Как видно, сама судьба была на стороне французов, потому что, словно узнав о переходе Бургундии на сторону Карла VII, регент Франции Джон Бедфорд покинул этот бренный мир в том же благословенном для французов сентябре. Тут отдельно стоит отметить, что не только двор Карла VII понимал все значение этого ухода. У малолетнего Генриха VI больше не было опоры в лице многоопытного и искусного в политике и управлении Джона Бедфорда. Так что бывшие соратники англичан побежали, как крысы с корабля. За примерами нам далеко и ходить не стоит: небезызвестный постоянным читателям моего канала Пьер Кошон спешно приобрел себе маленький кораблик, чтобы, в случае угрозы, тут же перебраться через пролив. (Однако уважаемая дама с косой все же нашла его в Руане раньше.)
Буквально через три дня после Бедфорда ушла на тот свет и последняя свидетельница договора в Труа, та, которая должна была до последнего бороться за трон своего сына, но малодушно променяла его на содержание английского регента. История жизни Изабеллы Баварской тихо и незаметно закончилась в отеле Барбетт в Париже.
Однако, несмотря на подписание договора, Карлу VII было очень сложно заставить себя его утвердить. Тем более, что Бастард Орлеанский и Карл Мэнский, будучи верными соратниками и советниками короля, тоже не могли смириться с тем, что их братьям суждено оставаться в плену практически без надежды на освобождение. И, судя по всему, именно Иоланде, имевшей, как мы знаем, огромное влияние на короля, удалось изменить его мнение. В предлагаемых обстоятельствах мир с Бургундией был нужен как воздух. А договор... Что такое договор, как не просто бумага? И, если изменятся условия, то можно будет изменить и договор...
Под занавес 1435 года Карл все же созвал Генеральные Штаты в Туре, на заседании которых мирный договор с Бургундией был еще раз зачитан и король присягнул на Библии, что будет свято его соблюдать. За ним последовали клятвы всех вельмож, кроме... графа де Дюнуа, категорически отказавшегося это делать, пока брат его томится в плену.
Филипп же Бургундский искренне полагал, что, несмотря на подписание мирного договора с французами, он заслуживает всяческих преференций с обеих сторон. Так что герцог был крайне неприятно удивлен, когда его герольду в Лондоне приказали убираться прочь. (И правда что: как только посмели??😃) Разгневанный Филипп тут же отправил войска на осаду английского Кале. (правда, плодов это не принесло, но это уже совсем другая история...)
Ну а как события развивались дальше, мы, как обычно, узнаем в следующей части нашего "текстосериала", поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное и гулять по свету и по истории вместе со мной. Те же, кто пропустил начало истории об Иоланде или хотел бы освежить в памяти истории о других героях XV века, могут найти их здесь: