Найти в Дзене

Челябинск, часть 8: забавное и неожиданное

Чтобы закончить тему Челябинска, выдам подборку нескольких странных фактов, поскольку, судя по всему, это очень даже любят!… В предреволюционном Челябинске была улица с совсем простым именем — Большая! Именно Большая, без уточнений! Тянулась она от современной улицы Труда до современного же проспекта Ленина. Изначально это была Оренбургская улица, потому что шла от Никольской церкви до Оренбургских ворот. Следовательно, ровесница города. В промежутке 1746-1766 гг., пока строили и освящали Христорождественский собор (сейчас на его месте оперный театр), и улица стала Христорождественской вроде бы. Беда в том, что по спискам 1787 г. дворы ещё были по Оренбургской улице. Во 2-ой половине XIX века улицу называли сначала Соборной, затем почти до конца века Христорождественской, а затем улицу назвали Большой Троицкой. Однако в 1881 г. получилось так, что за улицей неожиданно закрепилось только имя "Большая улица" — "Троицкая" отвалилась. А перед революцией улицу только Большой и называли! В 1
Оглавление

Чтобы закончить тему Челябинска, выдам подборку нескольких странных фактов, поскольку, судя по всему, это очень даже любят!…

Большая улица. Просто Большая улица

Современный городской сад имени Пушкина вообще разбили ещё до революции. И был на продолжении Большой улицы!… Фото из книги "Ступени наследия. Челябинск в прошлом".
Современный городской сад имени Пушкина вообще разбили ещё до революции. И был на продолжении Большой улицы!… Фото из книги "Ступени наследия. Челябинск в прошлом".

В предреволюционном Челябинске была улица с совсем простым именем — Большая! Именно Большая, без уточнений! Тянулась она от современной улицы Труда до современного же проспекта Ленина. Изначально это была Оренбургская улица, потому что шла от Никольской церкви до Оренбургских ворот. Следовательно, ровесница города. В промежутке 1746-1766 гг., пока строили и освящали Христорождественский собор (сейчас на его месте оперный театр), и улица стала Христорождественской вроде бы. Беда в том, что по спискам 1787 г. дворы ещё были по Оренбургской улице. Во 2-ой половине XIX века улицу называли сначала Соборной, затем почти до конца века Христорождественской, а затем улицу назвали Большой Троицкой. Однако в 1881 г. получилось так, что за улицей неожиданно закрепилось только имя "Большая улица" — "Троицкая" отвалилась. А перед революцией улицу только Большой и называли!

В 1920 г. она получила имя Цвиллинга, а затем была продлена до вокзала мимо горсада. То есть ваши дальние предки могли добираться на вокзал и на прогулки… да, по такой улице с вконец незамысловатым именем!… А ведь по ней ещё и трамвай ходит!

Тасуем ценность, великого римского гладиатора и вождя мирового пролетариата

Да, тасование топонимов в 1960 г. в самом центре города выглядит как-то так, и неважно, какие там были предлоги для этого!…
Да, тасование топонимов в 1960 г. в самом центре города выглядит как-то так, и неважно, какие там были предлоги для этого!…

Я уже писал, что в прошлом главной улицей города была улица Спартака. И это было одной из фишек города, в соседнем Кургане центральная улица также носит имя Гоголя ещё с дореволюционных времён. И площадь Революции также выходила на улицу Спартака. Улица Ленина же поначалу шла от Российской улицы до Привокзальной площади. Привокзальная площадь — это естественная южная граница улицы, а вот не позднее 1926 г. улица Ленина "съела" бывшую Водопроводную улицу. Северная граница съехала к той самой улице Спартака. Как бы въезжать в город по улице, носящей имя вождя мирового пролетариата, довольно ценно, а?

Вот только зачем-то в 1960 г., готовясь к миллионному статусу города (городом-миллионником Челябинск стал в 1976 г.), топонимы были "стандартизированы" под какой-то стандарт, дескать, есть у миллионников правила наименований ключевых топонимов! Странно это: в советской Москве главной улицей считали улицу Горького (бывшая и будущая Тверская), а не Ленинский проспект, по сути — выезд, переходящий в Киевское шоссе, пусть и из центра, а в советском Ленинграде ключевым проспектом всегда был Невский, пусть в 1918-1944 гг. он и носил имя 25 Октября, но вскоре после снятия блокады проспекту вернули его историческое имя. Но тасовка выдалась ещё веселее: "старую" улицу Ленина "съела" улица Свободы, прежде шедшая от ул. Труда до ул. Спартака, а уже улица Спартака получила имя… да, Ленина! Ещё и проспектом стала, в тот год как раз понятие проспекта поменяли — вместо улицы, открывающей перспективу, стала ключевая в городе. Смысл тасовать кучу священных для марксизма-ленинизма имён и понятий останется загадкой века…

Трамвай для избранных

Трамвайная остановка "Доломитная", у которой стоят эти трамваи (тот, что справа, к слову, был списан в конце прошлого года), — это по совместительству КПП, дальше на север проедут только сотрудники металлургического комбината. Взял отсюда: https://transphoto.org/photo/1793130/
Трамвайная остановка "Доломитная", у которой стоят эти трамваи (тот, что справа, к слову, был списан в конце прошлого года), — это по совместительству КПП, дальше на север проедут только сотрудники металлургического комбината. Взял отсюда: https://transphoto.org/photo/1793130/

Челябинский трамвай имеет долгую историю, открыт в 1932 г. и сейчас очень даже на плаву! Сейчас он активно обновляет подвижной состав и путевую инфраструктуру: из 300 вагонов 190 свежих, полу- или полностью низкопольных вагонов, и поставки продолжаются.

Тем интереснее знать, что на севере Челябинска есть линия, закрытая для обычных смертных! Одно время на сайте "Городской электротранспорт" можно было найти то ли видео, то ли целую галерею на эту тему. В общем, маршруты №№9, 19 вы до конца никогда не проедете, потому что у них есть участок от ост. "Доломитная" до их конечной ЭСПЦ-6 и он предназначен только для сотрудников Металлургического комбината. "Доломитная" служит КПП, далее путь продолжат только те, кто связан с комбинатом.

На этом с Челябинском буду заканчивать, остаётся только отправиться дальше в область!