Сегодня начнём тему с достопримечательностями города. А поскольку в случае Челябинска говорить об историческом центре довольно сложно (стоит напомнить, что Челябинск, хоть ему и почти 300 лет, сильно вырос именно в XX
веке), дореволюционных вещей будет не очень много. Поэтому я сюда решил добавить самую комфортную, с моей точки зрения, пешеходную улицу центра на Урале (напоминаю: улицу Вайнера в Екатеринбурге я настолько не переношу, что даже упоминать не стал) — там тоже многое либо осталось, либо как-то реконструировали.
Я не очень много вещей проводил в Челябинске, жил-то в пригороде даже не Челябинска, а Копейска, пусть он и настолько сросся с Челябинском, что автобусных маршрутов, связывающих Челябинск и Копейск, очень много, из которых я успел поездить на 123-ем (традиционно ездил до ЮУрГУ, но сейчас его немножко продлили до ПКиО, а точнее — до Городского бора, про который скажу далее), 125-ом (до "Синегорья", проезжая, естественно, и ж/д вокзал) и 478-ом, пока был актуален автовокзал у "Юности", хоть и едет он туда кругами (иногда я ехал на 123-ем до Алого поля и шёл до "Юности" пешком сначала по Красной улице, потом по Свердловскому проспекту), во-вторых, они к традиционным пригородным конечным — автостанциям не привязаны: помимо 123-го, 128-ой едет на ЧТЗ и Челябинский металлургический комбинат (его сокращают до старого имени — ЧМЗ, завода, чтобы не путать с электрометаллургическим комбинатом, ЧЭМК, потому что читаются одинаково) и далее на северо-западную окраину в обход того же Алого поля, а 478-ой — до цирка (раньше он ехал до "Юности"). Но даже за те проезды по Челябинску именно архитектурных достопримечательностей много не видел. Но те, что запомнил, а также про "Кировку", где хорошо было гулять, ловите!…
Церковь Александра Невского
Адрес: площадь Алое поле, номер дома отсутствует.
Это единственная не связанная с "Кировкой" дореволюционная локация города, о которой поговорим. Да и то церковь открылась в период, когда город в результате возникновения мощнейшего ж/д узла начал резко расти: строилась в 1907-1911 гг., а первые богослужения здесь провели только в 1916 г., уже в годы Первой мировой войны и прямо перед революцией, потому что денег хватило только на стены, а ведь храм ещё надо было расписать, иконостас разместить!… Самое интересное, что приходской совет церкви в 1924 г., когда площадь, изначально называвшаяся Александровской, в честь Александра II, уже была переименована в Алое поле (это имя площадь носит и поныне, вот уже ровно 105 лет), признал советскую власть… единственной легитимной властью, спустя 2 года это решение подтвердила и епархия. Ну, советская власть отблагодарила за это сполна: в 1930 г. церковь закрыли, хотя изъятие ценностей для борьбы с голодом провели ещё в 1922 г. (в том же году при этом здание выдали в бесплатное пользование некоей группе верующих), само здание переделали, потому что была кампания по разрушению церковных сооружений. Поначалу тут была типография "Челябинского рабочего", в 1940-1944 гг. — коллекции областной картинной галереи, в 1944 г. сюда переместились хранилища Государственного архива Челябинской области, в 1956-1981 гг. здесь находился планетарий, а затем тут кое-что разместил Дворец пионеров.
Однако самое известное из последних назначений этого места — это органный зал филармонии. Та получила церковь в своё распоряжение уже в 1980-е гг., тогда же была проведена реставрация здания по ленинградскому проекту. Зал проработал до начала 2010-х гг. Отчего так долго? Вообще идеи передать церковь РПЦ возникала и не раз, впервые ещё в 1990 г., но риски переноса органа традиционно велики — так и звучание недолго потерять. Помнится, что РПЦ даже получила какую-то территорию взамен, но в 2010 г. тогдашний мэр города Юревич, вот-вот должный тогда стать губернатором области, принял таки решение отдать это место РПЦ. Тоже были пикеты, однако было принято решение реконструировать кинотеатр "Родина" под органный зал, чтобы инструмент нормально звучал. Орган сюда перенесли в 2014 г., хотя богослужения возобновились ещё 4 годами ранее.
И последнее. Я не указал номер дома — карты его не указали. В прошлом бы, наверное, смог бы, потому что было ещё несколько домов на старой Александровской площади со своими номерами, но в 1920 г. одновременно с переименованием площади в Алое поле все эти дома были переданы Красной улице, в том же году получившей именно это своё название (до этого улица была Болотной).
Как добраться? Очень много маршрутов транспорта проходит через Алое поле, даже из Копейска, поэтому упомяну только троллейбусы на проспекте Ленина, огибающие площадь с юга — №№10, 12, 14, 19, и трамваи, следующие по Свердловскому проспекту и проезжающими по площади с востока, — №№2, 20. И оба следуют до областной больницы — так устроено путевое развитие.
Главный корпус ЮУрГУ
Адрес: проспект Ленина, 76.
Этот вуз возник в 1943 г., по сути, на базе эвакуированного сюда Сталинградского механического института. Почему на базе его? Дело в том, что институт сюда прибыл в 1942 г., а год спустя по окончании боёв за сам Сталинград этот институт должен был вернуться обратно. Поэтому родилась идея создать в Челябинске свой технический институт, чтобы не было кадрового голода. Так основан Челябинский механико-машиностроительный институт, заместивший в Челябинске собой Сталинградский механический (впрочем, полностью он очистил город только весной 1944 г.). Датой рождения считается 15 декабря 1943 г., когда в институте был подписан самый первый приказ.
Однако первое время вуз размещался в чужих подсобных помещениях, только в 1944 г. после реэвакуации заводов институт разместился там, где сейчас находится магазин "Детский мир" (это на свёртке современных проспекта Ленина с улицей Свободы, а почему современных, потому что до 1960 г. это были улицы Спартака, Свободы и Ленина, причём улица Ленина продолжала улицу Свободы; в 1960 г. улица Свободы "съела" старую улицу Ленина, а проспектом имени вождя мирового пролетариата в год, когда как раз понятие проспекта изменили, стала как раз улица Спартака).
В 1951 г. институт стал Челябинским политехническим, и как раз в тот год и было разработано здание для него. И прототипом для него послужило новое здание МГУ, которое тогда ещё достраивалось (я окончил как раз МГУ и про него, когда речь дойдёт до Москвы, ещё поговорим). По сути, должен был получиться комплекс зданий, туда и библиотека должна была войти, и лаборатории, и даже рекреационная зона для сотрудников института! Хотя объём зданий был бы невелик. Однако из-за начала кампании против архитектурных излишеств (здание строили в 1954-1960 гг.) проект сильно сократили, до 1956 г. успели построить 4-этажные боковые здание, в 1957 г. здание и центральное 7-этажное, которое должно было быть 8-этажным. В общем, доминанты не вышло.
В 1990 г. ЧПИ стал Челябинским государственным техническим университетом (ЧГТУ), при этом фактически вуз начал превращаться из технического в классический, что и было оформлено в 1997 г., когда университет стал Южно-Уральским государственным (ЮУрГУ). А в 2001-2004 гг. университет всё-таки был достроен по первоначальному проекту, более того, за счёт выноса деревянного тамбура наружу расширили вестибюль и разместили зимний сад!
Конечно, до главного здания МГУ далеко, но всё же доминанта получилась достойная для региона!
Как добраться? Я помню скандал, когда у ЮУрГУ массово останавливались маршрутки (тут была мощная автобусная конечная), только троллейбусы до входа в бор шли (официально эта конечная называется "ПКиО", но сам ПКиО им. Гагарина находится значительно севернее отсюда, хотя и занимает часть бора), это немного к западу отсюда. Даже разрешили свободно парковаться у бора, но долго это не продлилось. Теперь же конечную у ЮУрГУ расформировали: ВСЁ, что едет до главного корпуса ЮУрГУ, едет и до бора. А троллейбусы маршрутов №№10, 14, 19 (и некоторые другие) до бора ехали и раньше.
"Кировка"
Сейчас речь пойдёт о местном варианте на тему Арбата, буквально — его называют "Челябинский Арбат". В том плане, что это полностью пешеходная улица. Не на всём протяжении, правда, только на небольшом участке. Называется "Кировка" — это пешеходный участок улицы Кирова.
Идея обустроить пешеходную улицу именно здесь родилась не случайно: улица в моменте пешеходной уже была — от площади Революции до улицы Коммуны. Да и исторических зданий тут много сохранилось, включая дореволюционные с тех времён, когда это ещё была Уфимская улица (от реки на юг; от реки Миасс на север это была Екатеринбургская улица, в 1920 г. их объединили в Рабоче-Крестьянскую улицу, а в 1936 г. улице дали её нынешнее название)… В общем, решение сделать тут пешеходную зону принято в 2000 г., а сама пешеходная зона была открыта 13 сентября 2004 г.
Улица по мне в качестве пешеходной сделана довольно образцово: все пересечения на одном уровне, более того, все они — строго пешеходные. Единственное, что напрягает, это периодический аудиошум от мегафонов на улице. Тянется даже дольше, чем в прошлом, — от площади Революции до улицы уже не Коммуны, а Труда, дальше на север. А, и здесь отгрохали "Челябинск-Сити", совсем не вписывающийся в облик улицы.
Ну и такой странный момент. Улица исторически была важным транспортным коридором на пути в Уфу. Когда пешеходную улицу начали тут обустраивать, потоки естественным образом ушли на параллельные улицы, загрузив их, при этом разорвав прямой выход на ул. Воровского. Возможно, стоило сделать трамвайно-пешеходную улицу Цвиллинга по соседству, но даже сейчас в России таких улиц не сделали, хотя была бы фишка всей страны!…
Как добраться? Приехать сюда можно как с юга, с проспекта Ленина (на площади Революции полно транспорта, включая троллейбусы маршрутов №№10, 12, 14, 19), так и с севера, со свёртка улиц Кирова и Труда, его обслуживают маршруты №№2, 3, 16, 18, 20, 22.
А в следующий раз отправимся по зелёным зонам города, потому что каждая из ключевых по-своему интересна!