Говоря об истории нашего Архангельского Севера нельзя пропустить эту важнейшую фигуру, ставшую олицетворением перехода в новый век экономических отношений Московии 16 века с Европой. Хотя Англичане со свойственным им апломбом говорят что это они - в его лице - открыли прежде неизвестную страну для всего мира - это совсем не так! Но всё же в путешествии этого капитана очень много интересного - не зря ведь это его плавание приравнено к "Великим географическим открытиям мира" и стоит в одном ряду с экспедициями Колумба, Васко-де-Гамма, Магеллана и др. - об этом здесь и поговорим.
Статья получилась большой, а потому разобью её на отдельные главы. Их перечень в виде ссылок будет опубликован здесь после выхода.
Оглавление:
1.Время Великих географических открытий
4.Приход Ричарда Ченслора в Московию
5.Английское посольство к царю Московскому
6.Возвышение Английской Московской компании
Глава 1. Время Великих географических открытий
Для начала надо сообщить, что Англия в 16 веке - это ещё не "владычица морей" и не обладательница большого количества колоний. Тогда это была вполне себе небольшая страна, рвавшаяся как и все к богатствам мира. Но на её пути стояли гиганты - Венеция, Испания и Португалия, да и остальные страны "работали локтями", стремясь отжать конкурентов от кормушки.
Все страны мира бились за право монопольной продажи специй!
Они первоначально стоили дороже золота - и именно попытки стран организовать прямые поставки специй из Азии и послужили причиной и "Великих географический открытий", и крупнейших Европейских войн, приведших к падению одних и возвышению победителей.
Первоначально специи доставлялись в Европу из Азии по Великому Шёлковому пути, но эти поставки уже с древности контролировались множеством стран, а потому товар попадал в Европу уже по высокой цене и заработать на нём было почти невозможно. Поэтому все стремились найти другие пути, в обход посредников. Снаряжаются морские экспедиции, которые постепенно открывают все ранее неизведанные острова и континенты Земли.
Интересный факт - из 5 кораблей Магеллана вернулся через 3 года кругосветки только один, но он привёз специи, которые мгновенно окупили все затраты на эту экспедицию!
Как сообщается в источниках - прибыль от торговли специями исчислялась в 2-3 тысячи процентов!!!
Как я сказал выше - Английские купцы и власти тоже хотели зарабатывать такие доходы, но пробиться в Азию через контролируемые военными флотами могучих конкурентов морским маршрутам они не могли - силёнок не хватало. Тогда они стали искать обходной путь.
Так ещё с 13 века в Англии действовал союз предпринимателей, носивший название "Лондонская компания купцов-авантюристов" - причём под "авантюристами" там понимаются предприниматели, занимающиеся морской международной торговлей.
По аналогии с этой известнейшей международной организацией в 1551 году в Лондоне регистрируется "Компания купцов-авантюристов, отправляющихся в Новые Земли". В неё вошло 240 купцов, приобрётших акции компании по цене 20 фунтов стерлингов каждая, а основателями являлись Ричард Ченселлор, Себастьян Кабот и Хью Уиллоби.
Кабот, тогда уже легендарный моряк-исследователь, должен был стать "губернатором" этой организации, но Английский король Эдуард 6 не успел подписать документы и внезапно умер на 16-м году жизни. Впрочем, после него все привилегии купцам были подписаны чуть позже воцарившейся королевой Марией 1. Полное название компании в этой королевской хартии звучало так: «Английские торговцы-авантюристы, открывающие новые земли, территории, острова, владения и сеньории, о которых до сих пор ничего не было известно, и не участвовавшие в подобных морских или речных экспедициях».
Главная цель, для чего создавалась компания был поиск Северного пути в Китай и на острова Пряностей (Индонезия).
Тут возникает вопрос - с чего бы вдруг англичане решили, что через Северные моря можно попасть в Китай? Ответ на этот вопрос читайте в следующей главе.