Найти в Дзене

Ричард Ченслор. Глава 6. Возвышение Английской "Московской компании"

Оглавление

Оглавление:

1.Время Великих географических открытий

2.Открытие СевМорПути

3.Экспедиция Хью Уиллоби

4.Приход Ричарда Ченслора в Московию

5.Английское посольство к царю Московскому

6.Возвышение Английской Московской компании

Возвращение в Лондон Ричарда Ченслера с грамотой от Московского царя на право торговли производит сенсацию! Его приглашают на аудиенцию к воцарившейся к тому времени королеве Марии Тюдор и её мужу Филиппу II Испанскому, которым он преподносит доклад о путешествии, названный им «Книга о великом и могущественном царе русском и великом князе московском и владениях, сюда относящихся».

Так и не утверждённая компания «Купцов-авантюристов», документы на которую не успел подписать умерший к тому времени король Эдуард 6, утверждаются королевой Марией, а сама компания переименовывается в «Московскую компанию» (просуществовавшую до 20 века), губернатором её назначают знаменитого Себастьяна Кабота, а Ричарда Ченслора уже на следующий год отправляют во главе новой торговой эскадры во вторую экспедицию в Московию, но уже с официальными полномочиями Английского дипломата.

Портрет Ричарда Ченслера
Портрет Ричарда Ченслера

Первоначально во вторую экспедицию направилось 2 судна — уже известное нам «Эдуард Бонавентура» и второй корабль «Филипп и Мария». А на обратный путь идут уже 4 — к эскадре в Московии добавляют те самые 2 корабля первой экспедиции, найденные поморами с погибшим экипажем адмирала Уиллоби.

На 40 лет вплоть до новой экспедиции Вильяма Баренца, попытавшегося снова поискать в самом конце 16 века северный проход в Китай, англичане забывают об этом. Ещё бы — торговля с Московией им позволяет получать до тысячи процентов прибыли!!!

Есть и ещё один аспект, на который не обращают внимание наши исследователи — Иван Грозный даёт англичанам право беспошлинной торговли во всей стране (за что его за глаза называют «английский царь») - а для чего им это было нужно? Зачем им торговля по всей стране, где затраты на преодоление расстояния для доставки товаров в порт не компенсируются этими льготами?

А это было нужно им для организации доставки этих самых специй и других товаров Востока по Северной Двине и Волге из Каспийского моря! Ведь именно там пролегал древний «Великий шёлковый путь».

-2

Напомню — Иван Грозный завоевал Казанское ханство в 1552 году, а Астраханское ханство вошло в Россию в 1556 году. Как раз тогда англичане и выпросили себе эти права! По сути — они получили свой Северный путь в Азию, но дошли до неё они через наши реки.

Вторая поездка Ченлера в Московию шла гораздо быстрее — дорога была уже известна. И в этот раз купцы также ездили на аудиенцию к царю Ивану Васильевичу (Грозному). Именно в этот визит уже официально оформленная английская «Московская компания» получает от царя все свои привилегии.

Им дозволялось беспошлинно торговать и оптом и в розницу, построить свои торговые дворы в Колмогорах и Вологде, а в Москве царь компании подарил здание (Юшков двор) в самом центре у Кремля (сегодня это музей «Старый Московский Дворик» в парке «Зарядье»), компания не попадала под суд и разбирательства Российский властей, которые не имели право вмешиваться в её деятельность.

Здание первого Английского посольство, подаренное Иваном Грозным английской "Московской компании" - в нём находится музей "САД"
Здание первого Английского посольство, подаренное Иваном Грозным английской "Московской компании" - в нём находится музей "САД"

Уточню ещё раз для понимания - торговать с Московией беспошлинно могли не просто англичане, а лишь члены этой самой «Московской компании»!

Главное, что хотел получать от этой торговли Иван Грозный, было оружие, порох, селитра. Покупали также у англичан их мануфактуру, посуду и пр. Позднее Англия стала специализироваться уже на «колониальных товарах» - сахар, фрукты, те же специи — всё это впервые появляется сначала у нас на Севере, а потом уже расходится по всей стране.

Покупали же они у нас то, что ценилось у них очень дорого — лиственницу (не гниющее дерево) для постройки кораблей, пеньку (для производства канатов ими был в Колмогорах в 1557 году построен первый канатный завод), смолу (для пропитки канатов и кораблей), ну и конечно же воск, сало, ворвань, пушнину и пр.

Обращаю внимание на то, что всё что англичане у нас закупали — это было важнейшее стратегическое сырьё, позволившее им создать могучий флот, сделавший Англию «царицей морей». Когда-то сами англичане говорили об этом, но сейчас позабыли...

«Московская компания» английских купцов в 1588 году хвасталась тем, что именно она подготовила победу над «Непобедимой армадой» Филиппа II.
Объяснение этому утверждению такое: почти весь английский военный флот был построен из русского леса, а его снасти (паруса и канаты в первую очередь) в большей части изготовлены из русской пеньки.
Купцы Московской компании после победы англичан над «Непобедимой армадой» напоминали Елизавете I, что «не только благоволение небес, не только талант английских адмиралов, но в первую очередь — лучшие в Европе канаты» — причины победы Англии.

-4

В обратную дорогу царь отправил вместе с Ченслером своё посольство к английской королеве Марии — своего посланника Осипа Непею и 10 Колмогорских купцов, с подарками и товарами. Но обратная дорога не заладилась... 2 старых корабля эскадры Уиллоби утонули в Норвежском море, «Филипп и Мария» зазимовал и вернулся лишь на следующий год, а «Эдуард Благое предприятие» с Ричардом Ченслером и Русским посольством разбился у берегов Шотландии...

Впрочем, Ченслор усадил послов в лодку и они спаслись и далее были приняты королевой, хотя и не довезли подарков. А сам Ченслер, как и подобает капитану, ушёл на дно вместе со своим кораблём...

Но его подвиг не зря внесён в число «Великих географических открытий мира» - открытый им торговый маршрут между Англией и Россией работает уже много веков на нашу общую пользу. Эта международная торговля позволила и Англии и России стать могучими государствами.За прошедшие века между нами были и войны и дружба, и вражда и любовь — всё как в большой семье. Англия пришла к нам первой, но за ней устремились и другие — Россия перестала быть закрытой страной.

Английские торговые корабли с тех пор стали ежегодно приходить со своими товарами к нам на Север. А первый голландский корабль пришел в Двину в 1577 г. под начальством Джилеса Гофмана, первый французский под управлением Жана Соважа — в 1586 г., когда английская торговля уже утвердилась на берегах Белого моря и в Москве.
Памятник Ричарду Ченслеру на острове Ягры в Северодвинске на фоне кустов "Московской розы"
Памятник Ричарду Ченслеру на острове Ягры в Северодвинске на фоне кустов "Московской розы"

В заключение мне хотелось бы отметить, что первое «окно в Европу» прорубил нам не царь Пётр (который по факту закрыл его ради своей «Питерской форточки»), а за более 150 лет до него это сделал англичанин Ричард Ченслер, отважившийся пуститься в опасное Арктической плавание в поисках «неведомых земель, доселе не открытых»...