- Но даже если Ченслер и воспользовался помощью какого-то неизвестного помора, ставшего в его путешествии штурманом-лоцманом, это нисколько не уменьшает роль этого путешествия, вошедшего в перечень «Великих географических открытий мира»!
- Но вот то, что он открыл торговый морской путь в Московию — это факт. До него регулярных торговых рейсов здесь никто не совершал.
- Это времена лютейшей церковной резни по всему миру!!!
Оглавление:
1.Время Великих географических открытий
4.Приход Ричарда Ченслора в Московию
5.Английское посольство к царю Московскому
6.Возвышение Английской Московской компании
24 августа 1554 года корабль «Эдуард Бонавентура» (Эдуард Благое предприятие) под управлением капитана Ричарда Ченслора бросил якорь напротив села Нёнокса в Двинском заливе Белого моря.
Здесь сразу отмечу два момента, на которые почему-то не обращают внимание все исследователи.
- Во-первых — тут надо было обладать точным знанием куда идти, чтобы как Уилобби не метаться по бескрайнему Ледовитому океану и зайти в узкое горло Белого моря — всего 160 км шириной (мимо которого можно пролететь и не заметить, особенно в непогоду), но и в самом море прийти не к его бескрайним пустынным берегам, а к населённому пункту, расположенному рядом с приморским монастырём, имевшим связь со столицей Севера — Колмогорами.
- Во-вторых — если бы вы бывали в тех местах, то обратили бы внимание на то, что с моря беломорских сёл не видно — они прячутся от жёстких штормов за лесочком, а суда поморов стоят где-нибудь в заливчике так, чтобы вдруг налетевшая буря их не разбила — и соответственно их с моря тоже не увидеть! А Ченслер встал на якоря напротив — не видя села, но зная что оно тут... Есть упоминание, что с судна заметили на берегу рыбацкую лодку. Но даже если это и так, то надо было знать где искать — берег-то бесконечный — весь не обыщешь... Тем более в конце августа — белые ночи закончились, всё чаще гремят грозы и налетают шквалы...
Таким образом вопрос остаётся — как же Ченслер попал точно куда надо и сразу? Лично я думаю, что у него был штурман из местных, взятый где-то в Вардё во время недельной стоянки, ну или же в море он взял кого-то на борт. В крайнем случае у него было подробнейшее устное описание маршрута. Без этого попасть куда надо он бы не смог. Ведь хотя он и был «навигатором», но карты того времени были весьма условны и в них было больше выдумки чем реальности.
Но даже если Ченслер и воспользовался помощью какого-то неизвестного помора, ставшего в его путешествии штурманом-лоцманом, это нисколько не уменьшает роль этого путешествия, вошедшего в перечень «Великих географических открытий мира»!
Вот только это сразу ставит под сомнение тезис о том, что здесь «на берегу англичане с изумлением узнают что пришли не в Китай или Индию, а в Московию» - который кочует из книги в книгу...
В принципе — чуть ранее я уже написал, что Ченслер чётко знал что идёт как минимум мимо Московии — он не мог не знать о вышедших в Европе книгах про неё (и в первую очередь с упоминанием Дмитрия Герасимова и его описанием карт северных морей), у него однозначно были и карты Меркатора и др., в которых были указания на обитателей этих мест. Не забудьте и про то, что ранее из Колмогор в Англию уже ходили русские послы и для него, близко знакомого с Королевским Двором, это должно было быть известно. Да и в Вардё ему должны были рассказать о соседях. Так что говорить о том, что Ченслер открыл Московию для Европы не стоит.
Но вот то, что он открыл торговый морской путь в Московию — это факт. До него регулярных торговых рейсов здесь никто не совершал.
Известно, что от Нёноксы английский корабль был сопровождён к Николо-Карельскому монастырю (расположенный рядом). Но опять же — монастырь спрятан от суровых штормов в бухте и его с моря не видно. Эту бухту англичане нанесут на свои карты под названием «залив Святого Николая» - иногда даже всё Белое море они будут называть этим именем.
Кстати — почему до сих пор жители города Северодвинска, построенного вокруг этого Никольского монастыря, не претендуют на статус «города Святого Николая» - не знаю. А это был бы неплохой туристический бренд!
В бухте корабль мог стоять спокойно весь летний сезон, но опять же есть интересный момент, на который не обращают внимание исследователи — монастырь православный, англичане же молятся в англиканской церкви, отколовшейся за 20 лет до их прихода в Белое море от католической. Стало быть они не просто внешне выглядят совершенно дико для местных жителей и тем паче для монахов, но ещё и являются реальными «врагами веры», которых и прибить каждый почтёт за честь!
Это времена лютейшей церковной резни по всему миру!!!
Во всех документах же про это указывается всё чинно-благородно: Ричарда Ченслера вместе с несколькими сопровождающими негоциантами отправляют к воеводе в Колмогоры, а его команда почти целый год его дожидается, и по возвращении они идут в обратный путь и пр. Так ли это было?
Для начала становится понятным, что в монастырь англичан не пустили. Поэтому им пришлось искать место жительства и будущей зимовки. Нам известно, что место это они выбрали на острове Ягры — напротив Никольского монастыря, но хотя и в пределах видимости от него, но весьма далеко. Думаю что выбор этот был по необходимости — для безопасности. Если бы монахи проявили веротерпимость, то англичанам сподручнее было бы поселиться рядышком с монастырём. Но нет — они уплыли на другую сторону залива на отдельный остров.
Кстати — как гласят легенды, впоследствии, когда английские торговые корабли уже стали приходить сюда регулярно, они заметили, что весь этот большой остров в июле становится розовым из-за гигантских зарослей шиповника. Несколько кустов они даже увезли к себе в Англию, где высадили в оранжереи и назвали «московской розой» - так до сих пор они и значатся в их каталогах растений. А остров назвали «Розовым». Сегодняшний герб города Северодвинска, выросшего в 20 веке на этом месте — тоже от этой самой розы, так понравившейся англичанам...
По всей видимости английские моряки, оставшись на острове Ягры, построили там себе береговое хозяйство из местного леса и там остались зимовать. Проблем с продуктами у них не было — запас был взят на 18 месяцев, ну и в крайнем случае у них были товары для обмена с местным населением. Да и рыбалка и охота позволяли скоротать время с пользой.
Хотя есть вероятность что на зиму они перебирались в деревню Луда либо Пертоминск, находящиеся в Унской губе, куда перед ледоставом было переведено их судно «Эдуард Бонавентура». Куда именно его ставили на зимовку и рядом ли был экипаж или нет — точных данных не сохранилось.
Кстати — корабли этого времени очень напоминали сегодняшние «контактные фермы» - за отсутствием холодильников на них брали мясо и пр. продукты в живом виде — а при зимовке всех сельхозживотных просто переводили на берег, где для них строили скотные дворы. Так что с продуктами у моряков было всё ОК.
Таким образом команда корабля построила основную базу на острове Ягры — где потом несколько десятилетий будет действовать английская торговая фактория, а руководитель экспедиции Ричард Ченслер с несколькими сопровождающими отбыл к начальству — Колмогорскому воеводе. Отправились они к нему по воде — на речных судах вверх по Северной Двине. Другого пути у нас тут ещё долго не было...
Что было дальше — читайте в следующей главе.