Найти в Дзене
Автовод со стажем

ВАЗ-Э1101 — он появился ещё до «Копейки». Первая и полностью самостоятельная разработка ВАЗа

Часто так бывает, что вновь открывшиеся факты кардинально меняют отношение к творчеству советских разработчиков. Когда-то, в конце 70-х – начале 80-х, было принято ругать тольяттинских инженеров за полный застой в творчестве, что ни машина – опять «тройка» или «копейка» с новыми фарами. Почему-то в творческий потенциал завода никто не верил. При том, что кустарей-самодельщиков с необыкновенно интересными и красивыми машинами, собранными в гараже, было предостаточно. Как знать, если бы ВАЗ-Э1101 получил в свое время полноценную поддержку, то ВАЗ-2108 и остальные машины появились бы на 10–15 лет раньше. Хотя, по отзывам очевидцев, идея создать экспериментальный автомобиль оригинальной конструкции зародилась на 2 года раньше. Почему и зачем начали строить ВАЗ-Э1101 – это тема для отдельного разговора, притом весьма интересная. Официальная версия для того, чтобы занять только что сформированное КБ ВАЗа. Молодой коллектив конструкторов, художников, проектировщиков нужно было «разогреть», че
Оглавление

Часто так бывает, что вновь открывшиеся факты кардинально меняют отношение к творчеству советских разработчиков. Когда-то, в конце 70-х – начале 80-х, было принято ругать тольяттинских инженеров за полный застой в творчестве, что ни машина – опять «тройка» или «копейка» с новыми фарами.

Почему-то в творческий потенциал завода никто не верил. При том, что кустарей-самодельщиков с необыкновенно интересными и красивыми машинами, собранными в гараже, было предостаточно.

Как знать, если бы ВАЗ-Э1101 получил в свое время полноценную поддержку, то ВАЗ-2108 и остальные машины появились бы на 10–15 лет раньше.

История создания ВАЗ-Э1101 начинается примерно в 1970 г.

Хотя, по отзывам очевидцев, идея создать экспериментальный автомобиль оригинальной конструкции зародилась на 2 года раньше. Почему и зачем начали строить ВАЗ-Э1101 – это тема для отдельного разговора, притом весьма интересная.

Официальная версия для того, чтобы занять только что сформированное КБ ВАЗа. Молодой коллектив конструкторов, художников, проектировщиков нужно было «разогреть», чем-то занять, пока FIAT-124 адаптировали к конвейерной сборке.

Часто спрашивают: а почему главный конструктор ВАЗа Владимир Соловьев предложил своим ребятам делать абсолютно новую, оригинальную машину, вместо того, чтобы экспериментировать и пытаться развивать итальянский Фиат.

Ответ простой, в конструкции FIAT-124 нечего было улучшать. Все, что можно было, итальянцы сделали сами, причем на высокопрофессиональном уровне. Машину нужно было просто ставить в производство. Или убирать и искать новое, свежее направление в советском массовом автомобилестроении.

И такое направление ребята из КБ Соловьева нашли, причем в нескольких вариантах

Надо отдать должное руководству Волжского автозавода, оно поддержало работу группы молодых разработчиков. Делали сразу несколько прототипов, на одном пластилиновом макете делали сразу два варианта дизайна внешности.

-2

Присмотритесь к фото одного из вариантов пластилиновой ВАЗ-Э1101. Экстерьер разработки 55-летней давности даже по современным меркам выглядит красиво, а значит, профессионально.

Молодые художники, дизайнеры Юрий Данилов и Владимир Ашкин, делали свои макеты, причем в условиях большой конкуренции. Понятно, что выбрали один, это была модель Данилова. Кстати, инженеры сразу же параллельно прорабатывали вопросы технологии сборки. У новой ВАЗ-Э1101 кузов должен был свариваться из нескольких полноразмерных боковин, днища, моторного отсека и плоскости багажника. А это означало громадный скачок по сравнению с Фиатом и, как минимум, удешевление производства авто.

Первую версию ВАЗ-Э1101 выкатили под новый 1972 год

-3

Машина получила стойки Мак-Ферсона, двигатель на 50 л.с., причем собственной оригинальной конструкции, передний привод, абсолютно новую, отличную от жигулевской, коробку. Симпатичный хэтчбек легко завелся, и испытатель сделал круг вокруг сборочного цеха.

Симпатичная машина понравилась всем и тут же на нее свалилось много вопросов за низкое качество деталей, недоработанной технологии и прочих мелочей. На фоне постоянных вопросов со стороны поклонников Жигулей разработчики переделали дизайн, теперь авторства Владислава Пашко.

Теперь машина стала похожа на «Ниву», которую еще только рисовали в эскизах, но больше всего на Форд Фокус, Тойоту Корролу и Гольф второго поколения

И похоже, что если бы разработки новой ВАЗ-Э1101 вывели в отдельное направление, то в 1976 г очередная версия, на этот раз получившая уже собственное имя «Ладога», легко вытеснила бы по популярности уже порядком заезженные «Жигули».

-4

Во всяком случае, машину с таким дизайном, передним приводом и почти «восьмерочным» мотором можно было бы легко продавать за границей. Правда, министерским чиновникам это стало понятно, когда продажи «троек» и «семерок» провалились.

Лишь одной «Ниве» удалось найти своего покупателя за границей. И у которой с «Жигулями» общие лишь маркировка и приборная панель.

В итоге история закончилась довольно предсказуемо

После выхода красавицы «Ладоги» с дизайном авторства Гальчинского дальнейшую разработку остановили. Игоря Гальчинского и еще несколько человек из КБ ВАЗа отправили на ЗАЗ в Запорожье, где по его работам делали будущую «Таврию».

Остатки коллектива были задействованы на модификации очередных «Жигулей» и разработке перспективной тогда ВАЗ-2108.

Бывший главный конструктор КБ ВАЗа Владимир Соловьев, как в воду глядел, если бы он не «вытащил» вместе с молодежью разработку ВАЗ Э1101, то, скорее всего, не было бы и нового поколения машин АвтоВАЗа.

Также рекомендую к прочтению:

Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!

С уважением, Владимир Воробьёв

Спасибо, что дочитали до конца! Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - всем удачи на дорогах!