Почти 15 лет она работает обработчиком поверхностных пороков металла в электросталеплавильном цехе ОЭМК.
Это только на первый взгляд отливающие серебристыми боками заготовки имеют вполне респектабельный вид. В ходе тщательного осмотра контролёры УТК порой находят на поверхности незаметные стороннему глазу наплывы, газовые пузыри. Такую продукцию отправляют на доработку.
За смену через участок зачистки горячего металла проходит до 4 тысяч тонн заготовок. Процесс непрерывный: стальную лавину надо принять, отсортировать и доставить в прокатный цех в самом лучшем виде. Устранением дефектов и занимается Ирина Горожанкина.
«Пациент» будет жить
…Кран «берёт» в магнитные лапы отмеченную контролёром заготовку и ювелирно доставляет к её рабочему месту. Передвижной стол, на который укладывают «пациента», Ирина с улыбкой сравнивает с медицинской кушеткой — правда, он раз в пять длиннее. Здесь девушка закрепляет металл и одним нажатием кнопок включает специальный зачистной круг, который плавно перемещает к заготовке. Когда до поверхности остаётся несколько миллиметров, приводит в движение и стол.
— Нельзя допустить, чтобы круг при соприкосновении с поверхностью металла оставил на ней прижог, ведь во время шлифования при контакте абразивного зерна с заготовкой повышается температура, — поясняет Ирина. — Поэтому тут требуется зоркий глаз, аккуратность и, конечно, знания.
Столом и зачистным кругом она управляет с помощью джойстиков: один надо вести вправо-влево, второй — вперёд-назад, и наоборот.
— Ошибок практически не бывает — привыкла, — говорит Горожанкина. — Я пришла сюда после декретного отпуска и думала: как же буду работать, всё позабыла, перепутаю. Собралась с мыслями и решила: надо самой вспоминать, снова учиться. Получилось!
«Полку прибыло!»
— У меня все в семье связаны с ОЭМК: родители, тёти, дяди, братья. Да и росла я пацанкой, ничего не боялась. Папа до выхода на пенсию работал в цехе обжига извести. Мама трудится в пекарне Торгово-производственного объединения. Родной брат — сталевар. По той же профессии работал и дядя. Двоюродный брат трудится в ЭСПЦ.
Ирина с прицелом на комбинат сначала училась в политехническом колледже по специальности «обработка металлов давлением», а потом в СТИ НИТУ МИСИС осваивала на заочном отделении «металлургию чёрных металлов».
Вся родня радовалась, когда в мае 2010 года её приняли оператором поста управления в ЭСПЦ. Брат Алексей тогда с улыбкой произнёс: «Ну, поздравляю, нашего полку прибыло». Хотя сегодня они и не пересекаются в цехе, работают в разных бригадах, видятся по праздникам или во время отпуска.
— Если честно, когда пришла на комбинат, очень хотелось и денег заработать, — говорит Ирина. — Тогда на свою зарплату я и учёбу в институте оплатила, купила себе машину, ездила отдыхать за границу. Какой ещё аргумент в пользу ОЭМК? Стабильность.
Позже её перевели в обработчики поверхностных пороков металла.
— Наставница Ольга Дюкарева показывала, как правильно зажать, повернуть и обрабатывать заготовку, — поясняет девушка. — Говорила: «Никогда не бойся. От стружки тебя защищает бронированное стекло!».
Через него Ирина следит за процессом.
— Смена складывается по-разному, — отмечает она. — Обрабатываю заготовки всяких размеров. Но иногда попадается и двенадцатиметровая «штучка» — тогда все 12 часов уходят на то, чтобы её полностью зачистить до блеска.
Убрать «паука»
Контролёры УТК мелом отмечают дефекты на металле, и Ирина уже знает: тут — «паук», там — «заливина» или «змейка». Этот специфичный язык она расшифровывает без труда. Миллиметровые трещины в виде расходящихся лучей, которые при дальнейшей прокатке могут образовать разрывы — «звёзды» и «пауки». Дефекты в виде гармошки — это «заливины». Обычно на отобранных из партии четырёх заготовках контролёры просят обработчика «нарисовать» шлифовальным кругом змейку или ёлочку — так тоже проверяют качество металла.
— Ирина осваивает и другие специальности, — отмечает начальник участка Вячеслав Нечаев. — Уже и сама обучает тех, кто приходит к нам обработчиком металла. Это же не просто кнопки нажимать: надо знать оборудование, специфику производства.
Про любовь
Мужа Ирина встретила здесь же в ЭСПЦ, он — ковшевой. Сейчас специально выбрали разные бригады, чтобы ухаживать за детьми. Двойняшкам Савелию и Арсению по шесть лет. Надо и в садик отвезти, и в «развивашку», и на акробатику.
— Папа Саша у нас — молодец, — говорит про мужа Ирина. — Закалённый производством человек. Во всём помогает.
Живёт молодая семья в своём доме. Заботы тоже общие, особенно связанные с благоустройством и огородом. Ирина уже посадила рассаду цветов — петуний. Ждёт тепла и солнца, когда можно выйти с детьми во двор и устроить на участке свой субботник. Родителям важно, чтобы сыновья умели работать руками, научились уважать труд.
Татьяна Денисова