Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

Фердинанд Неаполитанский: спорный наследник

А что же бастард Ферранте? Королевством он обязан в первую очередь отцу, а не своим способностям. Хотя они у него имелись, надо сказать честно, всё-таки королем он был неплохим. Что до его жестокости… Остается вспомнить Гекельберри Финна, соответствующую главу «Все короли дрянь», где он говорил Джиму – «Все они такие!» Чем не устраивал неаполитанскую аристократию добрый король Рене? Не стали сражаться за последнего короля-трубадура и получили на шею слегка озабоченного тирана. Тот же Джованни Антонио Орсини дель Бальцо, князь Тарентский, так жарко стоявший против анжуйцев за короля Альфонсо, в конце концов получил удавку на шею от наемного убийцы. Конечно, король-бастард тут ни причем, просто так совершенно случайно совпало, что единственная наследница покойного принца было женой Ферранте и он, разумеется, на этом основании прибрал Таренто к рукам. Но что если я зря ищу насмешку в действиях короля Альфонсо, попусту подозревая его в презрении к окружающим? Вдруг решение провозгласить ко

А что же бастард Ферранте? Королевством он обязан в первую очередь отцу, а не своим способностям. Хотя они у него имелись, надо сказать честно, всё-таки королем он был неплохим. Что до его жестокости… Остается вспомнить Гекельберри Финна, соответствующую главу «Все короли дрянь», где он говорил Джиму – «Все они такие!» Чем не устраивал неаполитанскую аристократию добрый король Рене? Не стали сражаться за последнего короля-трубадура и получили на шею слегка озабоченного тирана.

Тот же Джованни Антонио Орсини дель Бальцо, князь Тарентский, так жарко стоявший против анжуйцев за короля Альфонсо, в конце концов получил удавку на шею от наемного убийцы. Конечно, король-бастард тут ни причем, просто так совершенно случайно совпало, что единственная наследница покойного принца было женой Ферранте и он, разумеется, на этом основании прибрал Таренто к рукам.

Альфонсо V как рыцарь Ордена Золотого Руна
Альфонсо V как рыцарь Ордена Золотого Руна

Но что если я зря ищу насмешку в действиях короля Альфонсо, попусту подозревая его в презрении к окружающим? Вдруг решение провозгласить королем завоеванного королевства сына-бастарда было продиктовано некой вынужденной причиной? Допустим, Альфонсо держал Неаполь в кулаке, но не был уверен, что у его брата Хуана так тоже получится. Но это довольно слабая версия, как ни крути, Хуан был куда более опытен и сведущ в управлении людьми и государством, чем 16-летний юнец, ведь Альфонсо объявил своего сына наследником 17 февраля 1440 года, когда еще даже не была поставлена точка (скорее, запятая) в изгнании Рене Анжуйского из Италии. Ферранте родился 2 июня 1423 года, ему не исполнилось еще и 17 лет.

Вот тут-то и кроется подвох, заставляющий думать, что объявление преемником бастарда отнюдь не было проявлением государственной мудрости. Прежде всего - почему у столь великого и удачливого короля не было законных детей? Если уж от итальянской дворянки Герольдоны Карлино он прижил сразу троих (помимо Ферранте еще двух дочерей), кроме того была у Альфонсо и еще одна дочь - Колия, но она официально считалась отпрыском законного мужа матери. В чем же причина отсутствия нового поколения инфантов Арагона?

Альфонсо V и Мария Кастильская
Альфонсо V и Мария Кастильская

Женат Альфонсо был на своей же кузине (двоюродной сестре) Марии Кастильской (1401-1458), еще с 19 лет, с 1415 года. Сильная духом, но хрупкая и болезненная с детства, Мария судя по всему не могла иметь детей, не сохранилось сведений даже о неудачных беременностях. Но почему Альфонсо не развелся с ней, ведь даже повод есть налицо - слишком близкое родство? Ну, что же, Мария была самой старшей сестрой короля Кастилии Хуана II (1405-1454) и в течении первых 8 лет своего замужества - наследницей короны Кастилии. Случись что с королем - и она стала бы правящей королевой, а ее муж пока королем-консортом.

Даже после того, как в 1423 году, у Хуана II родился сын Энрике, за Альфонсо сохранялись большие шансы на занятие вожделенного трона Кастилии, от которой новые властители Арагона так и не смогли себя духовно отделить. Старшая линия Трастамара здоровьем не отличалась, три дочери Хуана II от первого брака умерли во младенчестве, королевский пасьянс мог измениться буквально в одночасье. При таких раскладах не разводятся, слишком много политических и репутационных потерь. Со временем Альфонсо и вовсе потерял надежду на обретение законных детей с Марией, завоевав Неаполь, он так и не вернулся в Арагон, сидел в Италии безвылазно. Тем временем, все эти годы регентство в Короне делили между собой Мария (в Каталонии) и ее деверь Хуан - в собственно Арагоне и Валенсии. Разногласий между ними, кстати, не наблюдалось, не до того было обоим.

Хуан II Кастильский
Хуан II Кастильский

Что удивительно, ситуация в которой Мария была второй наследницей своего младшего брата-короля законсервировалась на долгие годы. Ее племянника, принца Астурийского Энрике женили, как и полагается, лет в 17, в 1440 году, опять на кузине; далеко ходить не стали - на Бланке Наваррской, старшей дочери королевы Наварры и ее мужа Хуана. Но … какие уж тут дети, через 13 лет этого брака выяснилось, что Бланка всё еще девственница.

Бастарда Ферранте, в свою очередь в 1443 году, Папа Римский Евгений IV, признал наследником Неаполя, в следующем году его женили на Изабелле ди Кяьромонте, наследнице упомянутого выше дель Бальцо, принца Таренто. Но как же бастарду везло, представим, а что если бы Мария Кастильская умерла? Допустим, году в 1446-ом. Крайне сомнительно, что король Альфонсо остался бы холостым, так просто не бывает - мужчина еще крепкий, законных детей нет, трудно объяснить народу и знати (да и самому себе, если на то пошло) отсутствие желания найти вторую жену. А за кандидатурами точно дело бы не встало. И вот достаточно появления хотя бы одного законного ребенка любого пола и что тогда делать с Ферранте, которого уже даже Папа Римский признал преемником отца? Несомненная удача, что так не случилось.

Изабелла Португальская
Изабелла Португальская

Ну, и наконец, второй этап и опять карты легли в пользу Ферранте. Дело в том, что Альфонсо всё-таки задумался и о разводе, и о новой женитьбе. Но что же изменилось относительно бедной королевы Марии? Ее брат, король Кастилии Хуан II, в 1445 году овдовел и через пару лет вновь женился, на этот раз на молоденькой португальской инфанте Изабелле (1428-1496). Это сын короля, увы, не знал благодаря чему на свет появляются дети, а старый король не забывал и решил вспомнить молодость.

Пусть не сразу, но в 1451-ом новая королева Кастилии Изабелла родила дочь (которой суждено было стать великой) названную в честь нее, а в 1453-ем еще и сына, нареченного Альфонсо. Король Хуан в следующем году, кстати скончался, но как видим, в эти последние годы своей жизни он титаническими усилиями обеспечил своему государству еще двух прямых наследников. Теперь что с того, если у нового короля Энрике IV детей так и не «образуется»? В это уже никто и не верил, по правде говоря, но какая разница если у него есть младшие брат и сестра?

И вместе с тем, королю Арагона становится совершенно не нужна его жена Мария. Тем паче, что в Кастилии позиции арагонских Трастамара давно подорваны, земель они лишены, партия рассыпалась. Никаких рисков. И вот еще что - Альфонсо, довольно несобранный и неразборчивый в личной жизни, вдруг вознамерился жениться по любви. Еще в 1448 году он встретил 18-летнюю красавицу Лукрецию д’Аланьо и не расставался с ней последние 10 лет своей жизни.