Арии — индоевропейцы
О том, что в древности все европейские народы представляли собой единство обнаружилось при лингвистических исследованиях довольно давно, но особо важным этапом стала расшифровка санскрита Уильямом Джонсом в 18-м веке.
Так, например, древний ведический бог Неба Дьяус имеет один корень с греческим богом Зевсом, что дало основания полагать что у индоевропейцев верховным богом было солярное божество неба в отличие от неолитических культур, где верховным божеством была богиня-мать, ассоциировавшаяся с Солнцем, как в Древнем Египте или Японии.
В дальнейшем обнаружилось поразительное сходство греческой и осетинской мифологии, что привело к предположению, что индоевропейцы пришли с территории севернее Кавказа.
Наше повествование начнем с наиболее признанной на данный момент теории появления ариев (индевропейцев) на территории придонских и прикаспийских степей. Более подробно другие теории мы рассматривали в статье про прародину индоевропейцев.
Как минимум, 20 тысяч лет назад на земле уже существовали различные протоэтносы, объединенные общностью происхождения территории и
языка в прошлом. Один из древнейших протоэтносов который сформировался в 6 тысячелетии до нашей эры в степях Восточной Европы и который является
предком великого множества современных народов, до второй мировой войны в научной литературе назывался ариями. Но так как термин был
использован идеологами нацизма, после окончания войны он был заменен на
термин индоевропейцы. В данной статье для краткости будет использоваться
самоназвание арии, что равносильно протоиндоевропейцы. В более узком
смысле термин арии часто относят к одной из ветвей индоевропейцев, чья
отличительная особенность - замена захоронения на трупосожжением.
Формирование ариев как особой группы племен связано с процессом одомашнивание лошадей и коров. Именно благодаря одомашнивание лошади около 3-4 тыс лет назад и изобретению колеса стали возможны миграции праиндоевропейцев на огромные территории Евразии.
Тут надо отметить, что еще до ариев лошадь была одомашнена в Ботайской культуре около 5,5 тыс. лет назад. Этот регион находится сейчас на севере Казахстана, однако впоследствии по какой-то причине эта культура исчезла, а ботайская лошадь вернулась в дикую природу и сейчас известна под названием лошади прежевальского.
В настоящее время роль праиндоевропейской культуре отводится прежде всего ямной культуре (3300—2600 гг. до н. э.), территория которой практически
совпадает с ареалом одомашнивания лошади.
Ямная культура была преимущественно кочевой скотоводческой, с
элементами мотыжного земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.
Мотыги при этом изготавливались из костей (рогов). «Ямники» создавали
колёсные повозки (телеги). Самые ранние находки в восточной Европе
остатков четырёхколёсных повозок обнаружены в подкурганных погребениях
ямной культуры. Характерной чертой ямной культуры является захоронение
умерших в ямах под курганами в положении лёжа на спине, с согнутыми
коленями. Тела посыпались охрой.
На смену ямной культуре в третьем тысячелетии до нашей эры пришла катакомбная. Также как и ямная культура, катакомбная получила свое название эту культура получила из-за изменения способа погребения. Умерших Арии
стали хоронить не просто в ямах под курганами, как во времена ямной
культуры, а в специально сделанных для этого погребальных сооружениях
состоящих из вертикального колодца и отходящей в сторону катакомбы.
Временные рамки распространение катакомбной культуры несколько
размыты. Усреднено она датируется 26-20 веками д.н.э. и уже относится к
эпохе бронзы. Как видим, местом происхождения всех индоевропейских цивилизаций является юг России и Украины, местом, где позже появится древнерусское государство.
В следствии благоприятных климатических условий и эффективного
способа хозяйствования к началу 3-го тысячелетия д.н.э. у ариев
произошел демографический взрыв. Количество населения резко выросло,
пастбищ на всех стало не хватать и начался процесс массового расселения
праиндовропейцев со своей исторической прародины, продолжавшийся на
протяжении всего 3-го и 2-го тыс. д.н.э. Арийские племена снимались с
родных мест и отправлялись на поиски новых земель, способных прокормить
их стада. Экспансия шла по всем направлениям.
Хетты, Тохары, Иранцы, Индоарии, Скифы — лишь небольшой список народов, произошедших от ариев.
Появление семьи европейских народов
Культура боевых топоров
Одна из важнейших миграций ранних индоевропейцев привела к тому, что на территории Европу возникла культура боевых топоров около 3200 г. д.н.э. До появления культуры боевых топоров на территории Европы обитали строители мегалитов, так называемая культура Воронковидных кубков, которую можно условно назвать протокельтской.
Какой же результат принесло смешение ариев и доарийского населения Европы?
Оказывается, у строителей мегалитов была довольно продвинутая цивилизация, как они строили свои мегалиты и как перетаскивали тяжелейшие валуны на огромные расстояния до сих пор загадка. Но нам точно известно, что многие мегалиты были древнейшими обсерваториями и по всей видимости в этой древнейшей культуре праздники были связаны как с солнечным, так и лунным циклом.
Более того, на территории современной Германии и Дании находят древнейшие барабаны, которые по своей природе также связаны с ритмом и циклами природы.
Поэтому с большой долей вероятности мы можем предположить, что у ариев праздники, связанные с солнечным циклом появились именно в эту эпоху. Эти празники дошли до нашего времени. Пасха, Навруз, Масленица, Холи в Индии, Марийский Агавайрем, Чувашский Акатуй, Гербер Удмуртов, монгольский Цаган Сар, Маланка на Украине, Кукеры в Болгарии, Куренты в Словении, Ворачки в Чехии, Плугушорул в Молдавии, Плуговой понедельник в Англии — все они являются наследниками некоей единой древней традиции, которая возможно сложилась именно в это время. В дальнейшем именно всевозможные солярные знаки и почитание Солнца и огня были неизменно связаны со всеми арийскими народами.
Как несложно, догадаться из названия культуры боевых топоров, основным оружием в то время у индоевропейцев был боевой топор, который они каким-то образом с высочайшей точностью полировали вручную. Как именно, до сих загадка.
Также как и в ямной культуре, погребения делались в скорченном положении; мужчины лежали на правом боку, женщины на левом, и те и другие лицом на юг. На территории Москвы культура боевых топоров была представлена фатьяновской культурой.
Уйдя из степей в леса Европы, представители культуры боевых топоров продолжили вести на новых местах прежний кочевой образ жизни.
Они перешли к подсечно-огневому земледелию, поэтому жили на одном месте до тех пор, пока поле, на котором они выращивали пшеницу и ячмень, не
истощится, после чего они перекочёвывали на новое место, везя на
колёсных повозках, запряжённых волами, свои семьи, домашний скарб и
клетки со свиньями, бывшими их основными домашними животными. Вот почему кабан, свинья у германских народов стали считаться животными богов, в то время как в Древнем Египте и у семитов свиньи считались нечистыми животными.
Будучи широко распространённой по всей Европе, культура боевых топоров
разделилась на множество вариантов, давших начало множеству
индоевропейских народов Европы, у которых началась своя бурная история.
Культура погребальных урн и лужицкая культура
В эпоху коллапса бронзового века, в 13 веке д.н.э. на смену культуре боевых топоров пришла культура погребальных урн, территория которой и стала прародиной многих европейских народов, таких как греки, италики, германцы.
Так, например в Грецию арии вторгались двумя волнами. Cначала на рубеже третьего и второго тысячелетия до нашей эры туда пришли ахейцы, которые покорив местные анатолийское население называвшееся пеласгами, основали
микенскую цивилизацию. Яркими представителями этой волны были
небезызвестные Одиссей и другие герои Троянской войны.
Затем на рубеже 13 – 12 веков д.н.э. вторглись дорийцы. Они разбили ахейцев, разрушили более высокоразвитую цивилизацию и заняли господствующее положение, смешавшись с местным населением, дав начало тем древним грехам которые хорошо всем известны по античной истории. Один из самых известных полисов дорийцев — Спарта.
Латины в восьмом веке до нашей эры основали Рим и впоследствии построили мировую империю, распространив свое влияние на большую часть Западной Европы.
Давайте для начала составим небольшую хронологическую таблицу важнейших событий этой интересной эпохи:
- Конец Микенской культуры, который относят около 1200 д. н. э.
- Разрушение Трои VI около 1200 до н. э.
- Битва Рамзеса III с «народами моря», 1195 – 1190 до н. э.
- Конец Хеттской державы 1180 до н. э.
- Поселение филистимлян в Палестине около 1170 до н. э.
На восточном фронтире этой культуры существовала лужицкая культура где-то с 1300 до 300 года до н. э., с которой по всей видимости и произошло коренное изменение в похоронном обряде.
И вот первая загадка – с чего бы это? Что такое должно было случиться в тогдашнем социуме, чтобы столь коренным образом поменять у людей самое инертное, что только есть в их духовной культуре – отношение к усопшим?!
В наименовании культуры сыграл свою роль характерный ее признак –
наличие могильников без насыпей. Если такое погребение раскопать, то
можно обнаружить в могиле глиняные сосуды, в которых находятся остатки
трупосожжений безо всякого инвентаря. Установлено, что ее возникновение связано с областью Лужицы, причем областью относительно небольшой.
Как пишет об этом времени чешский археолог второй половины XX века Ян
Филипп:
«Культура полей погребальных урн неожиданно возникла на рубеже
второго и первого тысячелетий в большой части Подунавья и в
южногерманской области курганных погребений, а так же в северо-западной
части Франции и в Швейцарии. Повсюду мы обнаруживаем трупосожжение,
повсюду замечаем похожий культурный инвентарь».
Вскоре представители этой культуры стали производить оружие из железа, как мечи, так и наконечники копий.
В связи с тем, что нам известно о трупосожжении для воинов, можно предположить, что именно в эту эпоху стал формироваться культ героя мужчины. В мифах древней Греции герой борется с хтоническими чудовищами, олицетворявшими старый матриархальный миропорядок.
Весьма вероятно. что именно в этой культуре были сформированы и представления о небесном рае, Ирии как называли славяне или Вальгалла, как ее звали викинги.
Некоторые поверья и обряды с тех времен дошли до наших дней. Это например тризна, на которой делается подношение духу предков. У многих народов есть поверье, что душа предков может возвращаться в образе птицы.
По всей видимости, в период формирования солярного культа золото приобретает магическую ценность. Золото становится атрибутом высшей знати, и, что важно, приобретает еще и церемониальную ценность. Все найденные могильники свидетельствуют об особом положении в обществе мужчины – то есть золотые украшения находят, прежде всего, в мужских погребениях. Находят и клады бронзовых изделий.
Через какое-то время люди вернулись к старой курганной системе. Однако в археологических находках теперь уже отслеживаются обе формы погребения, то есть и ямы с урнами, и курганы, тоже с урнами или без них, соседствуют друг с другом.
Происхождение восточных славян
Лужицкая культура
Впервые изучать происхождение славян стали во время появления первой академии в Петербурге во времена жизни и творчества Ломоносова. С тех пор в официальной науке считалось, что славяне - относительно молодой этнос, который вышел на арену истории около 5-го века, согласно византийским хроникам. Однако в настоящее время большинство ученых склонны считать, что возраст славян сильно занижен и истоки протославян восходят куда глубже, к культуре погербальных урн, точнее в северо-восточной её части, около 1300 – 1100 года д.н.э., отмечается отделение обособленной культуры, получившей название Лужицкая. Это имя происходит от первых исторических артефактов, найденных в местечке Лужицы, Польша, меж рек Одер и Висла.
Древнейшие славянские памятники в лужицком ареале датируются только V в.
до н. э., но, с другой стороны, археологами не отмечено существенного
изменения этнического состава населения в этом районе на протяжении
всего предыдущего тысячелетия. Стало быть, славяне жили здесь издавна.
К характерным памятникам лужицкой и всех родственных ей культур относятся
поселки из домов, стены которых были сделаны из вертикально поставленных
столбов с плетнем, обмазанным глиной, или обшитых тесаными досками. Так
как внутри погребальных урн находят множество бронзовых серпов, а также
зернотерки и остатки зерен разных злаков, очевидно, что земледелие
играло в жизни лужицких племен очень важную роль.
Перед тем как появились собственно славяне существовала балто-савяно-германская языковая общность, примерная территория которой указана на карте. На северо-западных территориях Украины в середине II тысячелетия до н.
э. расселились комаровские племена, близкие по культуре к лужицким. И
вот в них-то исследователи и видят предков восточных славян.
Что до социальных отношений, то теперь с переходом на плужное земледелие роль мужчины – кормильца семьи, идущего во время пахоты за упряжкой быков, стало заметно возрастать. И это позволяет говорить, что здесь уже имел
место переход от древнего матриархата к патриархату, и что лужицкая и
комаровская культуры находились уже на стадии разложения первобытнообщинного строя.
Большинство могил содержат урны с прахом кремированных покойников. Однако есть и безурновые захоронения, такие как ямные, где останки помещались вместе с остатками погребального костра или без них. Иногда погребения были обставлены камнями или даже сооружены в каменных ящиках или деревянных срубах.
Бескурганные могильники этой культуры представляют собой большие и
долговременные захоронения, в которых могут быть похоронены сотни, а
иногда и тысячи людей. Курганы же, наоборот, встречаются реже и
сосредоточены в основном на севере.
Женское начало в праславянских мифах
Во что же верили Лужичане и каковы были их представления о загробном мире? Рассмотрим культовую скульптуру из лужицкой культуры: небесную колесницу, запряженную птицам.
Из этой скульптуры видно, что в праславянской лужицкой культуре было почитание водоплавающих птиц. Водоплавающая птица — гоголь или утка символизировали первоначальную связь трех миров: земли (яви, мира живых), первозданного океана (нави, мира мертвых) и небесной тверди (прави, мира богов). Считалось, что из золотого яйца утки произошел бог Род, давший начало людскому роду. Здесь мы видим как сочетается древний матриархальный миф в виде утки и новый патриархальный порядок в видео бога Рода.
Отсюда сказки про курочку-рябу, иглу кощеевой смерти, спрятанной в яйце, сказка про царевну-лебедь. На небесной колеснице двенадцать спиц у колес, что может означать 12-месячную календарную систему. Впереди запряжены две утки, символизирующие явь и навь, черное и белое. Как уже говорилось ранее, у славян было поверье, что души умерших могут возвращаться в виде птиц, поэтому верховное божество изображено с головой птицы. То что руки как бы упираются в бока по всей видимости восходит к неолитическим традициям, изображавшим великих богинь, поддерживающих свои груди как признак плодородия. То что божество имеет женскую природу подтверждается и другими изображениями, где на месте грудей нарисованы свастики или колечки. Из славянских мифов нам известно лишь одно божество женской природы — Макошь или Ладу, но она ли это, неясно. Пишите свое мнение в комментариях.
Также из дошедших до нас сказок известно, что славяне почитали мировую гору Алатырь и мировое древо, что восходит к общему индоевропейскому корню.
Лужичане или лужицкие сербы являются далекими потомками лужикой культуры и являются малочисленным славянским народом, проживающим ныне на территории Саксонии и Бранденбурга. Некоторые верования и мифологические персонажи лужицкой культуры дошли и до наших дней:
- Полудница. Обычно старая женщина, но может иметь и привлекательную внешность. В её облике и одежде присутствует белый цвет. Полудница появляется в полдень во время жатвы в житном или гороховом поле и наказывает тех, кто работает там в этот час.
- Культ медведя. Широко распространён по всей Европе со времен палеолита.
- Почитание священных мест. В дохристианские времена на территории Лужицы было много священных мест: священные реки, священные леса, чуть ли не каждая гора была священной.
Брачные обычаи славян
У славян, как и у многих других земледельческих народов, существовал фаллический культ бога солнца Ярило, который символизировал
плодородие и животворящую силу. Отголоски этого культа можно найти и в
Древнем Китае и в Древней Греции и в Древней Индии.
Считалось, что божество света разорвало тьму и хаос с помощью фаллоса, лишив пустой мир девственности и населив его живыми существами. Естественно, мужской репродуктивный орган стал наделяться новыми смыслами и отожествляться с космической силой рождения всего сущего. Славянское
название фаллоса — гоило, что значит «оживлять, дарить жизнь». Отныне изображение мужского полового органа являлось символом упорядочивания хаоса, и статуи всех божеств древних славян стали выполняться в форме фаллосов с лицом бога или его атрибутом в верхней части колонны. Обычно такие деревянные скульптуры венчали шапки. Показать славянский идол нет возможности, поскольку подобные изображения находятся под запретом и табуированы современным обществом. Подобный экспонат имеется в музее Новгорода.
Самый известный миф о Ярило связан с ним, как с Богом Плодородия.
Согласно этому мифу, славяне не всегда возделывали землю и выращивали
хлеб. Славяне считали тело Матери Сырой Земли неприкосновенным и не
согласились бы причинять ей боль. Но Богиня Земли сама согласилась на
то, чтобы её сын Микула Селянович сделал первую борозду, а Ярило посеял
первые зерна. С тех пор Ярило почитают Богом Плодородия.
Известно, что мужчины могли сеять обнажёнными. Землепашцы любили
заниматься сексом прямо на вспаханном поле, изливая семя на землю.
Считалось, что таким образом они делают землю более плодовитой, делясь
своей силой.
Вплоть до крещения Руси в ряде поселений семьи были коллективными, а в некоторых местах было распространено многожёнство. Существовала также традиция "умыкания невесты" и без сговора.
Отголоском коллективного брака в древности, по всей видимости, служили праздники в весенне-летний период, в период священный, посевной. Оттуда всем известная ночь Ивана Купалы, Русальная неделя и многие другие русские праздники, связанные с пробуждением природы после зимней спячки.
До прихода христианства девственность у древних славян не имела совершенно никакой ценности. Как только девочки вступали в период полового созревания, с них снимали детские рубашки и надевали понёву — своеобразную набедренную повязку, знак готовности вступления в активную половую жизнь. С этого момента девочка превращалась в блудницу. Но не в том смысле, к которому мы привыкли, а в смысле, что она могла блуждать, бродить, искать подходящего жениха. Причем чем больше у будущей невесты было партнёров, тем выше она ценилась, тем больше знала и умела.
После краткого экскурса в культуру славян, вернемся к историческим процессам.
Северные соседи лужицкой культуры
Исследования курганных погребений, предков германцев и викингов, расположенных на западе Центральной Европы – в Верхней Австрии, в Западной Германии и в Голландии показывают, что здешние племена были более скотоводами, нежели земледельцами, на что указывает их погребальный инвентарь.
Очевидно, что эта преимущественно скотоводческая культура была оставлена
племенами, которые относились к непосредственным предшественникам
племен, относившихся к германской ветви индоевропейской языковой семьи.
Интересно, что археологические данные говорят нам о том, что уровень
развития племен в Скандинавии в бронзовом веке был более высоким, чем
уровень племен, населявших территорию Германии.
Их бронзовый погребальный инвентарь намного разнообразнее, а среди
наскальных изображений в Южной Швеции (например, в Бохуслене, где
основная часть петроглифов относится к эпохе поздней бронзы 1800 – 500
г. до н.э.) встречаются даже рисунки многовесельных ладей, морских
сражениях и воинов с длинными бронзовыми мечами в руках и с круглыми
щитами. Варяги еще сыграют большую роль в формировании древнерусского государства.
Поморская культура
Поморская культура стала преемницей лужицкой, на территории которой проживали предки восточных славян. Наиболее своеобразной была кашубская группа памятников в Западном Поморье, распространившаяся к IV в. до н. э. на юг и юго-восток в области других групп лужицкой культуры.
Здесь она называется поморской культурой, которая была представлена погребальными памятниками особого вида. Остатки сожжения часто хоронились в урне, которая прикрывалась перевернутым вверх дном большим сосудом. Такие погребения называют подколпачными или подклешевыми.
Очень своеобразны поморские погребальные урны с изображением человеческих ликов. На территории Белоруссии памятники поморской культуры появились в III в. до н. э. и просуществовали до I в. до н. э. Крайний восточный пункт их известен возле города Пинска. Культура представлена открытыми поселениями и бескурганными могильниками с трупосожжениями.
Немалое количество выходцев из Поморской Руси обосновалось в свое
время в землях Новгородско-Псковской и Полоцкой Руси, уходя от экспансии
в начале ляхов, а потом и немцев. Таким образом, потомки поморян основали Ладогу и Новгород, важнейший центр древнерусского государства.
Также поморцы оказали большое влияние на топонимику мест, находящихся сейчас на территории Германии и Дании, среди которых много названий с корнем "рус". Одним из важнейших анклавов поморцев стал остров Рюген, известный по сказкам Пушкина под именем Буян-остров.
Славяне держались на этом острове вплоть до 12 века и наводили ужас на окрестные племена. Если европейцы боялись викингов, то сами викинги боялись набегов руян. Поклнялись руяне идолу Святовита и по всей видимости приносили ему кровавые жертвы. А Рюрик, согласно более поздним легендам происходил из княжеского рода именно с этого острова.
В дальнейшем, когда Петр 1 искал супругов своим дочерям, он остановил свой выбор на Макленбургской династии именно потому, что у них в роду был Рюрик, а сами они себя считали потомками славянского племени ободритов. Таким образом российские императоры начиная с Петра III имели отдаленное родство с этими племенами поморов. По всей видимости, ободритский Рюрик и стал проообразом для новгородской легенде о Рюрике, хотя он жил немного раньше своего легендарного двойника.
В 990-992 г. рубежи Польского государства через Водру вышли к берегам Балтийского (Вендского) моря. Присоединение Поморской Руси к Польше во второй половине 10 века имело далеко идущие общественно-политические последствия для этих земель.
Скифы и славяне
Начиная с 1-го тысячелетия до н.э. на территорию юга России и современной Украины стали проникать кочевые ирано-язычные племена такие как киммерийцы, скифы, аланы и сарматы. Это были воинственные племена, в основном проживавшие в степных зонах Украины. Их общественное устройство опиралось на собрания воинов, советы старейшин, и союзные племенные
собрания.
Известное стихотворение Блока "да скифы мы да азиаты мы с раскосыми и жадными очами" появилось в то время когда на территории России стали обнаруживать и исследовать многочисленные скифские захоронения. Автор самолично побывал на курганах Тывы и Алтая, видел скифские следы в Осетии, петроглифы скифов на Памире и скифские места в причерноморье. Однако, после столь сложного проделанного пути могу сказать что скифы и протославяне взаимодействовали очень косвенно. Скифы — изначально индоевропейцы с иранской группой языков. При разделении индоевропейцев они сначала мигрировали на Восток, а позднее стали возвращаться обратно с востока на запад, став одной из первых кочевых империй Великой Степи.
Однако ареалы поморских и зарубинецких протославян и скифов в 5-м веке до нашей эры едва ли соприкасались. Да, возможно была некая торговля посредством племен полесья, возможно было культурное взаимодействие, но с точки зрения генофонда они могли пересечься со славянами только через своих потомков юга степей гораздо позже посредством фактора тюркоязычных народов типа половцев или печенегов. И такого рода взаимодействие носило весьма локальный характер.
Зарубинецкая и пшеворская культуры
Неизвестно, что заставило потомков лужицкой культурын двигаться на юго-восток, по всей видимости сказалась экспансия кельтов, которые стали двигаться на восток.
Так или иначе, в III в. до н.э. какая-то сила их заставила двинуться на поиски новой родины в восточном и юго-восточном-направлении. В короткое время в Центральной и Восточной Европе образовались родственные пшеворская, губинская, оксывская, зарубинецкая, поянешть-лукашевская культуры.
Зарубинецкая культура признается решающей в формировании раннеславянских культур. Выходцами из пшеворской культуры считаются также вандалы, бургунды и венеды.
В процессе формирования Зарубинецкой культуры в ее состав вошли скифские,
иллирийские, гето-фракийские субстраты, которые придали ей своеобразный
облик. К тому же удаленность ЗБК привела к ее изоляции - в отличие от
той же пшеворской она не была вовлечена в исторические процессы в
Центральной и Западной Европе. В I в. до н.э. наметилось культурное и
экономическое отставание зарубинцев от других латенизированных культур.
Для своих поселений зарубинцы выбирали высокие правые берега рек, в излучинах или на мысах. Поселения располагаются гнездами (около Киева, Ржищева, Канева). Каждое такое поселение насчитывало в среднем 60 домов и 200-400 жителей. Какого-то общего плана застройки не наблюдается.
Оказавшись на окраине "варварского мира" зарубинецкая культура
постепенно деградирует. Если пшеворская попадает в круг римского
провинциального влияния, то зарубинецкая тяготеет к лесной зоне. Пути их
расходятся. Зарубинские кузнецы не идут ни в какое сравнение с кельтскими
мастерами. Находки железных предметов редки, металл низкого качества,
зашлакован. Ювелирные тигли находят почти в каждом доме, что говорит о
домашнем характере этого ремесла.
В середине I в. н.э. сарматы-яциги под предводительством Фарзоя
обрушились на скифское царство и смели его с лица земли. На этом они не
остановились и прошлись огнем и мечом по всему Нижнему Дунаю - эти войны
подробно описаны Страбоном, Плинием, Тацитом. Та же участь ожидала
зарубинецкую культуру. В Среднем Поднепровье население бежит из мысовых городищ на болотистое левобережье и днепровские острова. Но большая часть
зарубинцев пошла дальше - в лесную зону Восточной Европы.
Готы и разделение славян на три группы
Первоначальные кочевые племена киммерийцев, скифов, алан и сарматов в эпоху великого переселения народов были вытеснены или растворены среди новых племен таких, как анты, готы, гунны, авары, а затем и тюркские племена – печенеги (их относят к огузам) и половцы (они же кыпчаки). Историки считают, что именно движение готов на юг привело к тому, что восточные славяне оказались в районе будущей киевской культуры.
Общепринятым является мнение, что готы сложились в Скандинавии — около II век н. э.. Во II веке при короле Бериге готы переправились через Балтийское море и заняли низовья Вислы. Вытесненные готами с территории современной Польши вандалы начали движение на юг, заставляя местное население смещаться в сторону Средиземноморья.
Нужно отметить, длительное присутствие готов на территории Украины, что не
могло не наложить свой отпечаток. Они оставили в наследство протославянским племенам тип европейской семьи, передовую для тех времен
металлургию и элементы военной демократии.
Согласно легенде, готы двигались с территории современной Польши и остановились посреди Скифии в исполненной реками стране, которую назвали Ойум. Центром их поселения стало среднее течение Днепра. Вероятно, великая
река и привела к разделению на остготов и вестготов.
Около 230 года н. э. готы спустились в Причерноморье. Когда с готами впервые
столкнулись римляне, они уже разделились на две ветви — восточную
(остготы) и западную (вестготы). У вестготов имелось много мелких
корольков из династии Балтов, у остготов воцарился род Амалов, который
приступил к построению своей империи. К числу готских племён относились
также скиры, таифалы и крымские готы.
Под влиянием этого намечается обособление славян на восточную и западную
ветви. Восточная ветвь связана с черняховской культурой, а западная с пшеворской. В процессе того же "Великого переселения народов", а именно в конце V в. н.э. племена антов через низовья Дуная и племена склавинов с севера вторгаются в балканские провинции Византийской империи, тем самым образовывая третью группу славян — южные.
В современном мире принято следующее деление славянских народов на группы:
- Западные: поляки (ляхи), чехи, словаки
- Восточные: русские, украинцы, белорусы
- Южные: сербы, хорваты, болгары, македонцы, словенцы, черногорцы.
Черняховская культура восточных славян
Вместе с продвижением готов на месте бывшей Зарубинецкой культуры возникает Черняховская культура.
Это культура с развитыми металлообработкой, гончарным производством и другими ремеслами. Черняховцы жили в селищах, вблизи воды. Жилища располагались в два или три ряда вдоль береговой линии. Хозяйственные и жилые помещения в виде полуземлянок под одной крышей. Провизию хранили в ямах под навесом. В селищах были и большие дома для общественных собраний.
Черняховцы хоронили усопших разными способами - от трупоположения до сожжения. Это говорит о различном этническом составе Черняховской культуры. Черняховцы были отличными гончарами. Сама техника гончарного дела принесена из Пшеворской культуры.
Исследования показывают, что Черняховское население занималось
выращиванием различных хлебных культур, таких как пшеница, ячмень,
просо, овес и горох. Кроме того, они также выращивали лен, коноплю и
овощные культуры. Однако основным продуктом земледелия были зерновые.
Важно отметить, что хлеб также являлся предметом импорта.
Черняховцы были искусными ювелирами, использовавшими передовые достижения кельтов и сармат.
В IV веке, на рубеже поздней Античности и Средневековья в южной части
Восточной Европы появилось масштабное военно-политическое образование,
известное нам сейчас как держава Германариха, на территории которой
археологи отмечают сильный всплеск черняховской культуры. По всей видимости, часть праславян ушла с готами в военные походы на территорию Европы и даже Африки, а часть осталась чтобы встретить новую волну кочевников.
Восточные Славяне
В истории восточных славян удивителен тот факт, что они проделав большой крюк через территорию современной Польши, разделившись с другими ветвями славян в итоге заняли территорию происхождения вообще всех индоевропейцев, с чего мы и начали свой рассказ.
По всей видимости, еще в эпоху киевской культуры все еще сохранялась славяно-балтская общность со времен тишинецкой культуры. Первые славяне в верховьях Оки появились предположительно в IV веке. Это было население черняховской культуры спасавшееся от гуннских погромов, начиная с 376-го года.
В 370-х годах в Восточную Европу пришли гунны, которые после
короткой борьбы с аланами принялись и за готские племена. Престарелый
Германарих после нескольких поражений и сам положил конец своей жизни.
После этого его люди сопротивлялись совсем недолго и оказались в полном
подчинении кочевников.
Основная часть остготов и гепидов покорилась гуннам и вместе с их армиями
покинула территорию юга России и Украины. Лишь в Крыму осталась небольшая изолированная группа, которая вплоть до 16-о века сохраняла германское наречие.
Таким образом, на территории России и Украины в I тысячелетии нашей эры сосуществовали германские, балтские, иранские и тюркские прото-этносы. Вторжения так называемых «варварских племен», несли с собой не только социальные изменения, но и элементы высокой агротехники, ремесел, металлургии, бытовой и семейной культуры.
К 5-7 веку на территории современной России сформировался ряд племенных союзов, среди которых были Мощинцы и Голядь, о которых мы писали ранее.
Данная эпоха стала выходом на историческую арену славянских племен. С 1-го века на Восточноевропейских просторах наблюдается сначала появление, а потом и резкая экспансия славянских племен, которые со временем начинают доминировать в этом регионе, обживать его и застраивать городищами. Так, после уходы гуннов, в 5 в. на территории Украины встречаются крупные союзы восточнославянских племен - древляне, поляне, волыняне, сиверяне и прочие.
Уже в 6 веке, Киев, как столица полян начинает упоминаться в летописях и свое название согласно легендам относит к основателю из племени полян по имени Кий. Согласно норманской теории с 9 века в Киевской Руси начинают править варяжские князья, что однако не подтверждается ни археологическими, ни лингвистическими данными. Самый первый достоверно известный Киевские князья Олег и Игорь были славянско-моравского происхождения.
Новый большой прилив славянского населения на территорию центральной России зафиксирован археологами VIII веком, который связывается уже с вятичами, которые по всей видимости двинулись под воздействием новой волны кочевников, известных как аварский каганат.
Все славянские племема отличались ношением височных колец разной формы, изображения которых представлены ниже.
«Повесть временных лет» упоминает следующие славянские племена:
- Поляне. Ареал — среднее Поднепровье, центр — Киев.
- Ильменские словене. Ареал — на севере от полян, район озера Ильмень, центры — Новгород, Ладога.
- Древляне. Ареал — северо-западнее полян, центр — Искоростень.
- Дряговичи. Ареал — севернее древлян (территория современной Беларуси)
- Северяне. Ареал — к востоку от полян (по рекам Десна, Сейм, Сула), центр — Чернигов.
- Вятичи. Ареал — на северо-востоке от северян (междуречья Оки, Клязьмы и Волги), центры — Ростов, Суздаль.
- Кривичи. Ареал — между ильменскими словенами и радимичами (в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины), центр — Смоленск.
- Полочане. Ареал — юго-западнее кривичей (бассейн Западной Двины), центр — Полоцк.
- Радимичи. Ареал — южнее кривичей, севернее полян (по рекам Сож и Сейм), крупные центры отсутствуют.
- Волыняне, бужане, белые хорваты. Ареал — юго-западнее полян (бассейн реки Буг), самые западные племена.
- Уличи, тиверцы. Ареал — южнее полян, самые южные племена.
Аварский каганат
Аварский каганат – загадочное, полулегендарное государство, которое существовало на территории современной России, Сербии, Хорватии,
Румынии, Украины, Польши, Баварии, Словакии, Австрии и Венгрии в период
с 562 по 823 год. Памятников авары после себя оставили мало. Однако смогли объединить под своим началом некоторые племена славян, склавинов, гепидов, антов и иллирийцев, что позволяет говорить о многонациональном составе древнего государства.
Основание государства приписывают кагану Баяну I. Причём могущество Аварский каганат начал набирать именно на фоне Великого переселения народов. И, в виду того, что именно по территории этого государства мигрировали на Восток славянские племена, прямо или косвенно
именно сгинувшая, растворившаяся страна также оказала значительное
влияние на образование Киевской Руси. Об этом говорит даже тот факт, что
в некоторых источниках, первое славянское государственное образование
на территории Восточной Европы именуется Русским каганатом.
Правителю было чем оказывать давление на соседние государства – аварские всадники были лучшими всадниками Европы, использовали железные стремена, а так же имели мощные луки и надёжные доспехи.
В 599 году Аварский каганат «добирается» до берегов Чёрного моря. Причём уже тогда, судя по византийским хроникам, авары прекрасно ладили со
славянами, так как к 600 году, два народа осаждают несколько городов и
постепенно заселяют Внутренний Норик – бывшую римскую провинцию,
разделённую реформами Диоклетиана. В 618 году авары и славяне организуют поход на Фессалоники и берут этот древний город в осаду.
В 623 году дружба заканчивается и один из славянских вождей с характерным именем Само, начинает борьбу за независимость и поднимает восстание против главенствующей нации.
Аварский каганат махнул на славянское княжество рукой и в 626 году
сосредоточился на новой войне против Византии. При этом авар вновь поддержал ряд славянских племён, отчего Константинополь в 626 году пережил свою первую серьёзную осаду. К слову, именно тогда, скорее всего, был использован греческий огонь, так как славянские струги, отправленные на штурм, были уничтожены самым загадочным образом, о чём по настоящий день спорят учёные. Каган был в ярости – это привело к новой междоусобице между аварами и славянами, после чего наши славяне покинули лагерь
переменчивого союзника. После этого поражения аварский каганат погрузился в пучину междоусобиц и от него стали отделяться целые племена.
В 632 году свою «отдельную» власть приобретает хан Кубрат. Он объединяет
ряд племён и создаёт Великую Болгарию – одно из средневековых государств. После чего уже болгары вытесняют аваров из Далмации, с Нижнего Дуная и из Северного Причерноморья.
В связи с вышеописанными событиями, Аварский каганат сорвался «в
стремительное пике», конечной точкой которого стало полное исчезновение
государства с лица Европы. В то же время, исчезновение аварского каганата стало отправной точкой появления Моравии и Древнерусского государства.
Великая Моравия
Великая Моравия – первое крупное славянское государство. История его интересна и поучительна. За несколько десятилетий Великая Моравия захватила четверть Европы, и потом также быстро распалась. Но оставила важный след в истории - вряд ли славянский мир был бы сейчас таким, каким мы его знаем. Именно Великая Моравия стала родиной всей славянской культуры, преемником которой стала Киевская Русь.
Как уже говорилось выше, купец со звучным именем Само объединил славян против общего врага. Купца Само признали главой, и он за 35 лет своего правления до неузнаваемости изменил страну. В стране стали появляться города, возникла линия обороны из крепостей. Начали процветать ремесла, началась выплавка стали.
Страна расширяла свои границы и в 822 году появилась Великая Моравия. Отсчет идет с этой даты, когда впервые послы этой страны встретились с
императором франков Людовиком I. Государство набрало силу и успешно
отражало атаки окрестных королей.
Великая Моравия в IX веке раскинулась на территориях современных Чехии, Хорватии, Венгрии, Словакии, Польши и части Украины, Австрии и Германии. Столицей Великой Моравии был Велеград – ныне это чешский город Старе-Место.
Значение Великой Моравии для всего славянского мира было огромным. Хоть она и просуществовала недолго, но именно она дала славянам особую культуру,
которая и объединила все славянские народы.
Как выяснили историки, анализирую разные списки летописи временных лет и документы, найденные в каирской библиотеке, Вещий Олег со своей дружиной пришли именно из Моравии, а не из Новогорода. А сын Вещего Олега, Олег Моравский познакомил княгиню Ольгу с христианством и книгами Кирилла и Мефодия.
Кирилл и Мефодий – граждане Великой Моравии – создали славянскую
письменность. С тех пор православные богослужения в славянских странах
ведутся на родном языке. В то время это был важный признак
самостоятельности и признания. Славяне получили общеевропейское
признание.
Великая Моравия достигла зенита славы при воцарении местного князя
Святополка. Он нанес поражения немцам, франкам и болгарам, максимально
расширил территории страны. При нем страна присоединила земли
современной Хорватии, Польши и часть Венгрии. Святополк умер в 894 году. После этого начался обратный отсчет – Великой Моравии оставалось жить всего 13 лет.
После ухода сильного правителя страна досталась двум его сыновьям – Моймиру II и Святополку II. И между братьями разгорелась междоусобная война за влияние, которая привела к распаду государства в 907 г.
Таким образом, первое славянское государство продержалось всего 85
лет. Венгрия же, наследница Моравии в свою очередь, стала одним из самых сильных и влиятельных государств в Европе.
Древнерусское государство
Традиционно, начиная с русской летописи «Повести временных лет»
начала XII века, возникновение Русского государства относят к 862 году. Согласно новгородским преданиям, в 862 г. северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение варягов-русь во главе с Рюриком. Однако в древнерусских летописях имя Рюрика, а в повести временных лет первыми русскими князьями называются Олег и Игорь. Причем, если вещий Олег пришел из Моравии, а откуда пришел Игорь нам доподлинно неизвестно. По всей видимости они не были родственниками.
Как считают современные историки, имя Рюрика возникло, чтобы связать новгородские предания и повесть временных лет. К тому же во время правления Ивана Грозного Рюрика считали потомком римских императоров, что автоматически повышало статус русского царя. Но уже в смутное время у шведов после взятия Новгорода войсками Делагарди, появилась теория, что Рюрик имеет скандинавское происхождение, так зародилась норманская теория.
Еще одной популярной легендой является то что местом возникновения древнерусского государства явился путь из варягов в Греки, который проходил из Балтийского моря через Новгород и Киев в Константинополь. Однако на деле существовал только путь из Киева в Константинополь, который действовал только летом и был довольно опасным из-за печенегов и днепровских порогов. Путь из варяг в греки был калькирован с легенды о путешествии апостола Андрея из Крыма в Европу для того, чтобы доказать право распространять христианство среди северных племен.
Настоящий же путь из Балтики шел через Булгар и Баку в Арабский халифат. И вот на протяжении всего этого пути обнаруживается множество кладов с арабскими дирхемами.
В то далекое время арабский дихрем был международной валютой сродни современному евро и его во множестве находят в новогородских кладах. Не зря символом России является храм Василия Блаженного, соединивший в архитектуре два востока - персидский и византийский.
К тому же в период правления Бориса Годунова мы видим миниатюру русского пира с изображением восточных инструментов, а значит восточная музыка действительно исполнялась придворными музыкантами на Руси. Впрочем, подобные инструменты бытовали и в Византии. А то что представители очень многих восточных народов были в Киеве еще во время крещения Руси пишут известные исследователи того времени.
Другим важнейшим центром возникновения древнерусского государства являлась Новгородская республика, где жили потомки поморских племен о которых речь шла выше. В то время как в Киеве жили представители многих народов, вокруг проживали славянские племена древлян, полян, родимичей, уличей.
Теперь рассмотрим карту, отражающую основные даты становления древнерусского государства, которое в современной историографии принято называть Киевской Русью. Понятное дело, в те времена о которых идет речь такого названия не существовало, так как не требовалось отличать Киевскую Русь от Московской.
Эта историческая карта изображает Киевскую Русь между 880 и 1054 годами, иллюстрируя расширение одного из самых влиятельных раннесредневековых государств в Восточной Европе. Киевская Русь, основанная правителями викингов (варягами), выросла из свободной федерации славянских и финских племен в мощное образование, доминировавшее на торговых путях между Балтийским и Черным морями. На карте выделены ключевые фазы территориальной экспансии, включая ее первоначальное ядро (880–912), дальнейшее расширение (912–972) и более поздний территориальный рост (972–1054).
Кроме того, на карте показан основной соперник Руси на момент ее становления — Хазарская империя, которая некоторое время брала дань с Руси, а также важные торговые пути, соединяющие регион с Византией, Персией и Китаем. Отмечены походы князя Святослава I (правил в формально с 945, официально после смерти Ольги с 969–972), включая его битвы против хазар, печенегов и византийцев. В частности, изображено нападение русов на Константинополь (941 и 1043 гг.), что демонстрирует их амбиции в Византийской империи.
Эта карта дает подробный обзор политических, военных и экономических событий, которые сформировали Восточную Европу в период раннего средневековья и заложили основу для современных России, Украины и Беларуси.
В конце VIII — второй половине X веков Хазарский каганат стремился подчинить своему влиянию Киевскую Русь и расширить своё экономическое и политическое влияние на Северную Русь, выйдя к Балтике. В ответ Русь противостояла каганату.
После смерти Вещего Олега в 912 году Русь оказалась в вассальной зависимости от Хазарского каганата. Киевский князь Святослав Игоревич провёл серию из двух походов против Хазарского каганата. Первый — в 965 году, направленный против Саркела (хазарская застава на Дону), второй — в 968/969 годах против территории Хазарии в Прикаспии.
Союзниками Руси в это время стали печенеги и тюрки огузы, ранее также находившиеся в подчинении Хазарского Каганата. Пожалуй, это было единственный момент в истории, когда славяне и сельджуки и их потомки были союзниками. Эту тему мы более подробно рассматривали в статье про турок-сельджуков.
В результате их совместных походов Хазарский каганат был полностью разгромлен и вскоре перестал существовать. А Древнерусское государство обрело самостоятельность и начало свой исторический путь.
Вокруг истории создания до сих пор идут споры, так как сохранившиеся летописи неполны и зачастую содержат более поздние вставки имеющие больше характер мифотоворчества, чем исторических свидетельств.
Таким образом, в настоящее время фигура Рюрика считается мифологической, в то время как подлинным основателем древнерусского государства были Олег из Моравии и Игорь с Ольгой, чье происхождение доподлинно неизвестно. Поэтому династию Рюриковичей было бы правильнее называть династией Игоревичей.
Читайте также:
- Прародина Индоевропейцев: разбор гипотез >
- Самые древние народы Евразии >
- Горшок — образ первопредка у славян >
- Образ Ящера в древней Руси >
- Великая Тартария: правда или миф? >
- Русский боевой пляс: ломание и буза >
- Брачные обычаи славян >
- Любовные нравы славян >