Найти в Дзене
ПИН

"Надежда" под землей: как судьба метростроительного щита переплелась с будущим Петербургской подземки

В истории петербургского метрополитена есть особенный персонаж – проходческий щит с женским именем "Надежда", который стал свидетелем расцвета и падения старого "Метростроя", а теперь продолжает свой путь под новым владельцем. Его недавняя продажа с аукциона вызывает множество вопросов о будущем подземки Северной столицы. В начале апреля был опубликован протокол о продаже тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) S-782 производства Herrenknecht AG – того самого, который петербуржцы ласково называют "Надеждой". Это единственный в городе щит для сооружения двухпутных тоннелей метро, и его судьба решалась в рамках процедуры банкротства прежнего владельца – компании "Метрострой". Результат торгов вряд ли кого-то удивил: "Надежда" досталась "Метрострою Северной столицы" – организации, которая не только является основным кредитором обанкротившегося "Метростроя" и его преемником в деле строительства подземки, но и уже несколько лет арендует этот самый щит. Сейчас механизм прокла
Оглавление

В истории петербургского метрополитена есть особенный персонаж – проходческий щит с женским именем "Надежда", который стал свидетелем расцвета и падения старого "Метростроя", а теперь продолжает свой путь под новым владельцем. Его недавняя продажа с аукциона вызывает множество вопросов о будущем подземки Северной столицы.

От миллиарда до трехсот миллионов: удивительные приключения щита на торгах

В начале апреля был опубликован протокол о продаже тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) S-782 производства Herrenknecht AG – того самого, который петербуржцы ласково называют "Надеждой". Это единственный в городе щит для сооружения двухпутных тоннелей метро, и его судьба решалась в рамках процедуры банкротства прежнего владельца – компании "Метрострой".

Результат торгов вряд ли кого-то удивил: "Надежда" досталась "Метрострою Северной столицы" – организации, которая не только является основным кредитором обанкротившегося "Метростроя" и его преемником в деле строительства подземки, но и уже несколько лет арендует этот самый щит. Сейчас механизм прокладывает участок зеленой линии в Приморском районе.

"Весьма иронично наблюдать, как щит, который оценивали почти в миллиард рублей, в итоге ушел за сумму втрое меньше", – отмечают эксперты транспортной отрасли.
На северном участке зеленой линии сейчас как раз трудится "Надежда"
На северном участке зеленой линии сейчас как раз трудится "Надежда"

Ценовые горки: от тысячи до миллиарда и обратно

История оценки "Надежды" напоминает захватывающий аттракцион. Еще в 2023 году, при прежнем конкурсном управляющем "Метростроя", комплекс был внесен в реестр имущества... за одну тысячу рублей! Правда, это была условная стоимость – из-за отсутствия данных о бухгалтерском учете.

При новом управляющем, "Надежду" оценили почти в миллиард рублей. Использовали затратный метод: прикинули стоимость нового аналогичного оборудования (3,9 млрд) и умножили на оставшийся после износа технологический ресурс (25%).

"Удивительно, но получилось, что в рублях щит практически не подешевел с момента появления на свет!" – восклицают специалисты, знакомые с ситуацией.

После этого комплекс переоценивали еще дважды, и в результате выставили на торги за 1,238 млрд рублей. Однако покупателей по такой цене не нашлось.

Аукцион с понижением: азартная игра

В конце января "Надежду" снова выставили на торги по той же цене – 1,238 млрд рублей, но с другим форматом аукциона: если никто не заявляется, цена начинает снижаться каждые два дня на 62 млн рублей, вплоть до минимума в 124 млн рублей.

Началась настоящая игра в "не спеши, подпусти поближе" (в данном случае – "пониже"). Первая заявка появилась, когда цена была на уровне 1,176 млрд рублей, что удивило многих наблюдателей. Но торги на этом уровне не состоялись – с заявкой оказалось что-то не так.

"Интригу добавил тот факт, что подавал заявку некто Фанис Якупов из Челябинской области. Зачем человеку из леспрома двухпутный тоннелепроходческий комплекс – осталось загадкой!" – шутят наблюдатели рынка.

Заявку Якупов отозвал, и цена щита продолжила падать. На отметке 371 млн рублей заявку подал "Метрострой Северной столицы", но тоже отозвал её и дождался понижения до 310 млн. На этом этапе организация уже окончательно закрепила свой интерес, оказавшись единственным претендентом.

-3

Закономерный финал и неясное будущее

Итог торгов был предсказуем. Во-первых, приобрести оборудование в собственность городские власти предписали "Метрострою Северной столицы" еще ранее, указав на большие расходы по аренде. Правда, тогда на покупку условно согласовали лишь 767 млн рублей, а заявленные на торгах стартовые цены были выше.

"Банки ставили нам условия, городу, что, ребята, вы заплатите все долги по Метрострою, и мы дадим вам оборудование в аренду. Откровенно говоря, это устарелое оборудование, а щит Надежда разукомплектован", – так комментировали ситуацию представители городских властей.

Во-вторых, представить, что кто-то со стороны купит не новое оборудование, которое к тому же прямо сейчас эксплуатируется и имеет обременение в виде аренды, было крайне сложно.

Куда движется "Надежда"?

Сейчас "Метрострой Северной столицы" ведет щит под землей в Приморском районе. Проектируемая трасса проходит в условиях плотной городской застройки, насыщенной инженерными коммуникациями.

"Выемка и демонтаж ТПМК ранее окончания его проходки до демонтажного котлована не представляется возможным по объективным причинам", – предупреждал новый собственник щита.

В проекте – общая длина трассы в 4,5 км и использование щита на протяжении 27 месяцев. В последних схемах Смольного значится ввод станций "Каменка" и "Богатырская" в 2028 году.

Уже понятно, куда "Надежду" будут перебрасывать дальше. Сооружение одного двухпутного тоннеля диаметром около 11 метров (вместо двух однопутных по 5,6 метра) предусмотрено на участке фиолетовой линии – от "Комендантского проспекта" до станции "Шуваловский проспект", которая станет пересадочной с "Каменкой".

А если заглянуть в более отдаленное будущее, то двухпутный тоннель, по имеющимся данным, рассматривается на заключительном участке коричневой линии. Это сдача в 2035 году – в лучшем случае.

Один из вариантов развития метро
Один из вариантов развития метро

Славное прошлое "Надежды"

Контракт на поставку S-782 от Herrenknecht "Метрострой" заключил в 2012 году, спустя год его собрали и испытали. Специфика этого комплекса – возможность работать в связных грунтах с высоким содержанием глины, суглинков и ила.

Именно "Надежда" прокладывала двухпутные тоннели на фиолетовой линии до "Шушар" (5,3 км), а также зеленой – до "Беговой" (3,7 км). В 2019 году, незадолго до банкротства "Метростроя", "Надежда" была отправлена на стройку в другой регион.

Когда место "Метростроя" на позиции главного подрядчика города занял его же основной кредитор "Метрострой Северной столицы", он вернул "Надежду" в Петербург, взяв в аренду. После этого проходческий комплекс собрали в стартовом котловане, чтобы строить продолжение зеленой линии от "Беговой".

Мнение экспертов: что стоит за цифрами?

"В этой истории с продажей щита есть что-то символическое", – отмечает независимый эксперт по транспортному строительству. – "Ведь речь идет о механизме, который называется 'Надежда'. И это имя сейчас перекликается с надеждами петербуржцев на развитие метрополитена".

Другие специалисты настроены более скептически: "Сделка выглядит логичной, но возникает вопрос – почему оценка колебалась от тысячи рублей до миллиарда и обратно? Это наводит на размышления о прозрачности всей процедуры".

Жители города относятся к новостям о метростроении со смешанными чувствами. "Мы настолько привыкли к бесконечным обещаниям о новых станциях, что на эту новость можно реагировать только с иронией", – говорят петербуржцы, ожидающие метро в своих районах десятилетиями.

Но есть и оптимисты: "Хорошо, что щит остался в городе и продолжает работать. Может, теперь, когда 'Надежда' обрела постоянного хозяина, процесс строительства пойдет более гладко".

Что бы ни стояло за этой сделкой, одно можно сказать точно: судьба "Надежды" – это не просто история о продаже оборудования. Это история о том, как Петербург пытается проложить путь в будущее своей подземки, преодолевая финансовые и организационные препятствия, не менее сложные, чем геологические породы под Невой.

Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк

А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌

Здесь каждый день очень много интересного!