Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Не слишком ли мало механизации для американцев?"/1/"Саут Кэролайн" глазами русского морского офицера

Первое десятилетие ХХ века характеризовалось активным развитием новых способов и образцов ведения борьбы на море, и конечно одним из самых известных таких боевых средств можно считать британский линейный корабль "Дредноут", который произвел значительный эффект. Однако надо признать, военно-морские специалисты достаточно спокойно встретили появление данного корабля (в отличии от политиков и обывателей), так как его появление уже давно было обосновано и ожидалось. Взгляды американских конструкторов и экспертов мы рассматривали ранее (в августе 2024 года) в отдельной статье (читать можно ЗДЕСЬ), поэтому сейчас мы просто познакомимся с результатом их последующей работы, тому что в итоге получилось в "железе". Как известно, в начале ХХ века некоторые ведущие морские державы активно включились в новую гонку вооружений, получившую название - "дредноутная лихорадка", и США были как раз одной из таких держав. Причем двигались они очень уверенно и системно. Строительство первого линейного кораб
Первое десятилетие ХХ века характеризовалось активным развитием новых способов и образцов ведения борьбы на море, и конечно одним из самых известных таких боевых средств можно считать британский линейный корабль "Дредноут", который произвел значительный эффект. Однако надо признать, военно-морские специалисты достаточно спокойно встретили появление данного корабля (в отличии от политиков и обывателей), так как его появление уже давно было обосновано и ожидалось. Взгляды американских конструкторов и экспертов мы рассматривали ранее (в августе 2024 года) в отдельной статье (читать можно ЗДЕСЬ), поэтому сейчас мы просто познакомимся с результатом их последующей работы, тому что в итоге получилось в "железе".

Как известно, в начале ХХ века некоторые ведущие морские державы активно включились в новую гонку вооружений, получившую название - "дредноутная лихорадка", и США были как раз одной из таких держав. Причем двигались они очень уверенно и системно. Строительство первого линейного корабля дредноутного типа "Мичиган" было утверждено уже в марте 1905 года (за два месяца до Цусимы!), а первый лист киля корабля заложен уже 17 декабря 1906 года. Так что если американцы и отставали, то не намного. А через сутки - 18 декабря 1906 года был заложен второй корабль серии получивший наименование ВВ-26 "Саут Кэролайн", о которой и пойдет речь дальше. Кстати, линкор "Саут Кэролайн" строили на верфи "Уильям Крамп и сыновья", хорошо знакомой русским морякам!

Первый американский линкор-дредноут - ВВ-27 "Мичиган"
Первый американский линкор-дредноут - ВВ-27 "Мичиган"

В те годы мировые державы никогда не упускали возможность на деле показать "соседям" свою силу и мощь, поэтому визиты "доброй воли" в виде эскадр кораблей по портам Европы и мира были нередким явлением. Вспомним, хотя бы "Поход Великого Белого флота" (1907-1909 гг.). Поэтому не удивительно, что после того как в марте 1910 года линкор "Саут Кэролайн" вошел в состав американского флота, он уже в ноябре (через восемь месяцев) 1910 года, закончив все испытания, учения и подготовку, вышел в свой первый дальний поход в Европу. Американцам очень хотелось на практике продемонстрировать растущую мощь своего флота "традиционным" европейским державам. Правда в этом походе дальше Портлэнда и Шербура американцы не пошли и в январе 1911 года вернулись в Норфолк. Но уже весной 1911 года "Саут Кэролайн" в составе 2-й дивизии линейных кораблей вновь двинулась через океан. На этот раз перечень портов, в который зашли корабли был больше: Копенгаген, Стокгольм, Кронштадт, Киль.

Русский и американские моряки в Кронштадте
Русский и американские моряки в Кронштадте

Нам конечно наиболее интересен визит в Кронштадт. Предполагаемый визит американских кораблей в Балтийское море вызвал большой интерес у специалистов и у публике в России. Любопытно, что эскадру ждали в Либаве, но она сразу прошла до Ревеля и в Кронштадт. Состав эскадры включал в себя эскадренные броненосцы "Луизиана", "Канзас", "Нью-Гемпшир" (тип "Коннектикут") и линейный корабль - дредноут "Саут Кэролайн" (тип "Мичиган").

Американский эскадренный броненосец "Канзас"
Американский эскадренный броненосец "Канзас"
Для справки: газета "Вестник Либавы" от 13 апреля 1911 года писала: "Каждое из трех первых судов имеет по 24 орудия главного калибра, а «South Carolina» только восемь. Кроме того, в эскадру войдет еще одно судно, но в посольстве не знают, какое именно. Эскадра будет крейсировать в Балтийском море в мае и июне, а с 12 по 19 июня проведёт в Либаве. Эскадрой командовать будет контр-адмирал Чарльз Рилэнд.

Оставим на совести журналиста и редактора газеты такое количественное сравнение кораблей, но фактически каждый из трех "коннектикутов" имел 4×305-мм, 8×203-мм и 12×178-мм орудий (всего 24) против 8-305-мм у "мичигана".

Встреча американских гостей морским министром Григоровичем
Встреча американских гостей морским министром Григоровичем

В Кронштадте американские корабли побывали в мае 1911 года, встреча была достаточно дружественной, американские корабли вызвали особый интерес, особенно первый американский "дредноут".

Товарищ морского министра М.В.Бубнов в беседе с корреспондентом "Русского слова" отметил: "...По вполне понятным причинам, мы сильно заинтересовались состоянием эскадры и её внутренним хозяйственным строем. Приступив к воссозданию флота, наше ведомство стремится применить всё лучшее, что имеется у иностранцев. Американские броненосцы, стоящие на кронштадтском рейде, по качеству уступают всем 4м дредноутам, которые нами будут спущены летом текущего года. Мы применяем то, что дал опыт последней войны, и внимательно следим за всяким шагом строительного искусства соседей. Такого же принципа мы будем держаться и в будущем. И я надеюсь, что мы не отстанем от соседей, которые с финансовой стороны поставлены гораздо лучше нас. На западе официальная закладка судна происходит после года работы по сооружению корабля. Что же удивительного, что спустя 2 года после официальной закладки броненосец готов к спуску? Я не отрицаю, что
хозяйственная сторона у американцев поставлена великолепно, и виденное
принесет нам пользу. Но в то же время по этим судам нельзя судить о всей
американской эскадре. В настоящее время в Америке строят суда
несравненно лучше тех, которые нахо
дятся в русских водах.
-5

В принципе М.В.Бубнов был прав, и то что касается темпов и качества американского судостроения, и то, что русские линкоры типа "Севастополь" были спущены на воду летом 1911 года, только вот их достройка все же затянулась. Что же касается американских кораблей, то их любезно показали русским морякам, и понятно, что именно "Сауэ Кэролайн" (первый из американских "дредноутов") вызвала наибольший интерес. Предлагаем вам познакомиться с обзором этого корабля, который составил один из русских офицеров после посещения американского линкора, после чего его отчет был опубликован в "Морском сборнике" (№3/1912) - отметим, что публикация была очень оперативно вставлена в журнал! К сожалению у нас нет возможности назвать автора - в журнале он остался скрыт под инициалами "Е" (что -то знакомое, однако).

Линкор "Саут Кэролайн"
Линкор "Саут Кэролайн"

Итак, "таинственный автор" осмотрел «Саут Кэролайну» во время посеще­ния корабля, произведя некоторые наблюдения, как в техническом отношении, так и в отношении организации службы на корабле. Сразу хочу отметить - стилистику и лексику мы старались практически не менять. Так что "снарядник" как был так и остался "снарядником", а не подъемником! Итак, осмотр автор разбил на несколько частей, и начал с орудий главного калибра - "Башенные установки 12-дюймовых орудий"

"...В башнях особенное впечатление производит исключительная простота, сведение всех механичес­ких приспособлений до минимума, отсутствие ав­томатизма и, как следствие этого, много свободного места. С помощью электрической энергии в башнях производятся лишь следующие дей­ствия: горизонтальное на­ведение, вертикальное наведение и подъем снаряда. Все остальные дей­ствия, как-то: подача заря­дов, открывание затворов и действие прибойником производятся лишь ис­ключительно вручную".

Обратим внимание на электрические механизмы башни и большое количество ручных операций!

"...Подача снарядов производится электри­ческой силой с помощью лебедки. Трос, идущий с барабана через шкив, в верхней части башни ввя­зан в простой «снарядник», в виде ведра, открытого с одной стороны. «Снаряд­ник» ходит по трубе подачи (см. чертеж) и никаких при­способлений, улавливаю­щих его в случае обрыва троса нет. Нагрузка снаря­дов в подбашенном отде­лении производится с по­мощью откидного желоба и постоянного желоба, на котором заготавливаются снаряды..."

Хороший вопрос - а если оборвется трос или его перебьют в бою?

Подача снарядов и зарядов в башню
Подача снарядов и зарядов в башню
"...Заряды, разделен­ные на три или даже че­тыре части, каждый, подаются по особой шахте, вручную, без вся­ких механических приспособлений. Это сво­его рода живая цепь (напоминающая япон­ский способ погрузки угля) из шести человек, стоящих на полуплощадках, один над дру­гим, в шахматном порядке. Заряжание самого простейшего типа можно производить лишь в одном положении орудий при небольшом угле снижения. Для ус­тановки орудия в положение для заряжания под крышей башни висит индекс, в виде дере­вянной красной груши в которой и подводится верхняя кромка казенного среза орудия".

Как видим, американцы не стали "заморачиваться" со сложными механическими приспособлениями - сразу напомнило как понимали снаряды к орудиям ГК на броненосце "Техас" - тоже на "веревочке"!

Эскадрренный броненосец "Луизиана"
Эскадрренный броненосец "Луизиана"

"..Снаряд, поднятый в "снаряднике" к окну снарядной подачной трубы в вертикальном положении и с помощью маленького кончи­ка троса, обносимого вокруг него, по особой обшитой красной медью подушке, перетас­кивается на поднятый в вертикальное поло­жение откидной желоб. Затем, при открытом затворе, желоб со снарядом опускается в го­ризонтальное положение, и снаряд досыла­ется ручным толкачом. Досылка заряда, ко­нечно, производится также вручную. Открывание и закрывание поршневого затвора производится с исключительной лег­костью действием одной руки слабого чело­века (семь с половиной оборотов рукоятки)".

Досылание снаряда
Досылание снаряда
"..Верхняя часть башни совершенно раз­делена броневыми переборками на три отделения. Орудийные отделения сообщаются между собой лишь через (третье) отделение башенного командира. В отделении башенного командира расположены слева от командира следую­щие приборы: а.Телефон; б.Переговорная труба к главному ба­шенному рубильнику; в.Переговорная труба к горизонтальному и вертикальным наводчикам; г.Залповый переключатель электри­ческой стрельбы; д.Перископ, выходящий над крышей башни. В ней же вывешены различного рода инструкции. Через это отделение башня сообщает­ся с верхней палубой. В броневой подшив­ке сделаны два люка. Крышки этих люков сделаны намного тоньше, чем сама подшив­ка (подшивка около 2 дм) и подкреплены рядом с ребрами (колосников)".

Помимо подачи, русский посетитель обратил внимание и на бронирование башни, в том числе на ее амбразуры.

"..Обращено внимание на уменьшение бронированной вращающейся части башен, что по-видимому достигнуто следующим об­разом. У орудий центры тяжести несколько от­тянуты назад тем, что за казенной частью на особом кронштейне фута два длиной укреп­лены свинцовые противовесы. Это, может быть, позволяло продвинуть орудия несколь­ко вперед и тем не менее сохранить центры тяжести системы на линии цапф. Благодаря исключительной простоте вообще всех ме­ханических приспособлений, уменьшение бронированной вращающейся части башни, достигнутое еще приданием ей сильно сжа­той с боков формы, отнюдь не сделало внут­ренних помещений тесными".

Носовая башня главного калибра "Мичигана" - не выглядит тесной, )
Носовая башня главного калибра "Мичигана" - не выглядит тесной, )
"..Механизмы вертикального наведения вынесены из бронированной части вниз и это еще более дает свободного места. Зато вращающаяся часть за неподвижной броней гораздо большего объема, чем верхняя. Бла­годаря такому устройству чрезвычайно упро­щена система мамеринцев, которые, по ви­димому, сводятся к горизонтальному мягкому медному кольцу, приклепанному к вращающейся части с резиной, прижимающе­муся вниз к неподвижной брони, с помощью задра­ек. Походные крепления башен состоят из наруж­ных: походного штыря и двух винтовых талрепов у каждой башни".
Кормовые башни однотипного "Мичигана"
Кормовые башни однотипного "Мичигана"

Понимая значимость системы управления русский наблюдатель не упустил возможности изучить и прицельные приспособления.

"...Для перископических прицелов в нижней части боковых стенок вращающейся ча­сти устроены шаровид­ные броневые колпаки. Прицелы выведены че­рез цапфы. Уменьшение ору­дийных амбразур достиг­нуто сильным наклоном передней стенки башни, а их водонепроницаемость - особыми парусиновыми башлыками ("штанами"), не снимаемыми и во вре­мя стрельбы, что конечно при современных низко­бортных судах весьма важно. Углы возвышения орудий, допускаемые ус­тановками, по-видимому, невелики. Универсаль­ные регуляторы системы «Jennies» ("муфты Дженни"?) имеются лишь в приводе вертикального наведения. По словам американских офицеров, скорость стрельбы дос­тигает 3х выстрелов в минуту. Однако эта цифpa, надо думать, может быть достигнута при «смотровых» условиях стрельбы.

Согласно известного справочника Дж.Кэмпбелла, скорострельность 305-мм/45 орудий Mk.5 линкоров типа "Саут Кэролайн" составляла 2 выстрела в минуту. Кстати, у "коннектикутов" были такие же 305-мм орудия как и на "мичиганах".

Предполагая исключительную трени­ровку людей, которую так легко достигнуть вообще у людей англосаксонского проис­хождения, у которых спортивный дух зало­жен в крови, тем более что в американском флоте он покровительствуем, особо, труд­но, однако, представить, чтобы вышеизло­женный способ заряжания мог дать столь высокую скорость заряжания в течение дол­гого времени и тем более при наличии кач­ки или крена".
Американский эскадренный броненосец "Нью-Гемпшир".
Американский эскадренный броненосец "Нью-Гемпшир".

Любопытно, что наш автор отмечает о том, что системы заряжания были изменены, причем от механизации отказались! И это при том, что на кораблях американского флота степень электрофикации был высокой, широко внедрялись электроприводы для многих устройств, включая башни главного калибра!

"..Интересно отметить, что ранее (веро­ятно до вступления корабля в строй) на «Саут Каролине» в башнях заряжание было механическим с помощью электрической силы, и переход на ручное заряжание про­изошел по настоянию судового состава ко­рабля. Видимо это последнее течение в ар­тиллерии. Это стремление тем интересно, что оно появилось в наши дни, в которые техника стоит на особой высоте..."

Следующий большой раздел в отчете посвящен боевой рубке и управлению огнем.

"..Боевая рубка очень невелика, шага три диаметром. Броня 8-10 дюймов, куполооб­разная крыша значительно тоньше. Визир­ные отверстия представляют из себя 1,5-дм щели между куполообразной крышей и ци­линдром брони. В корпусе рубки прорезана броневая дверь толщиной 3-4 дм. Дверь на петлях, открывается в наружу. Внутри рубки приборов очень мало. 1. Две группы дающих приборов управления артиллерийским огнем типа вроде Виккерса или Барра и Струда (с выскакивающими цифрами). 2. Один (не электрический) штур­вал рулевого привода. 3. Отражатель пе­рископического компаса, расположенного в центральном посту. 4. Машинные телегра­фы. 5. Указатели числа оборотов машин. 6. Несколько переговорных труб. Трубы диаметром около 3-х дм кончаются коротки­ми раструбами и для вызова снабжены элек­трическими звонками. Столь малый размер рубки заставляет предполагать, что управление огнем ведет­ся не из боевой рубки. Из рубки производит­ся лишь передача установок с помощью при­боров, управляемых артиллерийским огнем или к орудиям, или, что еще вернее, в цент­ральный пункт, откуда уже установки пере­даются к орудиям".
Линкор "Саут Кэролайн" - хорошо видны платформы для управления артиллерийским огнем на решетчатых мачтах
Линкор "Саут Кэролайн" - хорошо видны платформы для управления артиллерийским огнем на решетчатых мачтах
"По словам американских офицеров, офицер, производящий «Fire Control», нахо­дится вблизи боевой рубки, со стороны не-стреляющего борта, или в каком-либо дру­гом месте наверху. Таких мест выбирается несколько. Во всяком случае, вряд ли уп­равление огнем производится с марсов. Ав­тору не пришлось быть на марсе, но, наблю­дая снизу, ему не пришлось увидеть там приборов. На заднем марсе «Саут Кэролайн» сто­ит дальномер с базой в 4 фута. Другой же даль­номер с базою в 9 футов установлен на мостике, позади грот-мачты без всякого прикрытия. Возможно, что при постройке «Саут Кэролайн» и предполагалось управлять огнем с марсов, ради чего и поставили 4,5-футовый даль­номер на марс, но затем отказались от этой идеи и, устанавливая более совершенный дальномер, оставили его внизу".

И конечно, русский офицер не мог не заметить "характерные американские мачты". Кстати, на Балтике еще в 1906 году был уже спущен на воду и достраивался (неторопясь) эскадренный броненосец "Андрей Первозванный" с таким мачтами, да и его систершип "Император Павел I" имел такие же.

Линкор "Саут Кэролайн"
Линкор "Саут Кэролайн"
"Мачты, известного американского типа, представляют из себя очень легкую конструкцию из трубок с наружным диамет­ром не более 1,5 дм. Благодаря очень большому сечению гиперболоида враще­ния, образуемого трубками, устойчивость их должна быть очень велика. Вторая же сеть трубок, идущая в обратном первой на­правлении и как бы перекрещивающая внешнюю сеть, создает противодействие вращательным колебаниям, наблюдаемым на мачтах башенного типа. Устойчивость американских мачт ясна из того, что они не смущаются нагружать их в большом количестве прожекторами (по два на мачте на «Саут Кэролайн», по четыре и даже пять на мачту на других кораблях) и находят воз­можным, ставить на марсах дальномеры. По свидетельству американских офицеров при опытной стрельбе по мачтам этого типа они выдерживали по три 12-дм и три 6-дм снаряда".
Русский броненосец "Император Павел I", 1912-1914 гг.
Русский броненосец "Император Павел I", 1912-1914 гг.

Вера в американские решетчатые мачты дело хорошее, правда надежды возлагаемые на них оказались преувеличены. В январе 1918 года линкор "Мичиган" (систершип "Саут Кэролайны" попал в шторм в Атлантике. Линкор испытывал стремительную, с большими размахами бортовую качку, и ажурная фок-мачта начала деформироваться. Личный состав верхних боевых постов успел спуститься вниз и в это момент фок-мачта в самом узком месте, не выдержала и "сложилась", согнувшись на левый борт. Пост управления стрельбой со всем оборудованием рухнул за борт, а конструкция мачты превратилась в мешанину из металлических прутьев и снастей, загромоздившую и опутавшую надстройки в зоне боевой рубки. Погибло 6 человек и 13 было ранено (5 - тяжело).

Повреждение мачты на "Мичигане", 1918 год
Повреждение мачты на "Мичигане", 1918 год

Справедливости ради отметим, что в ходе расследования было установлено, что фок-мачта имела недостатки, которые появились при предыдущей переделки мачты, а также сыграло роль повреждение мачты от разрыва 305-мм снаряда по время учебных стрельб. Можно было бы на это списать данный инцидент. Однако в туже ночь еще три корабля 2-1 линейной эскадры имели подобные неприятности с этими мачтами - у них они устояли, но тяжелые топы мачт с ПУО были потеряны. Так что прочность таких мачт стала вызывать сомнение, причем не только у американцев. Но это все было потом, а пока русский офицер продолжил осмотр американского дредноута....

Броненосец ВВ-22 "Миннесота" со своими решетчатыми мачтами
Броненосец ВВ-22 "Миннесота" со своими решетчатыми мачтами

Окончание следует

Ссылка на продолжение ЗДЕСЬ.