Первое десятилетие ХХ века характеризовалось активным развитием новых способов и образцов ведения борьбы на море, и конечно одним из самых известных таких боевых средств можно считать британский линейный корабль "Дредноут", который произвел значительный эффект. Однако надо признать, военно-морские специалисты достаточно спокойно встретили появление данного корабля (в отличии от политиков и обывателей), так как его появление уже давно было обосновано и ожидалось. Взгляды американских конструкторов и экспертов мы рассматривали ранее (в августе 2024 года) в отдельной статье (читать можно ЗДЕСЬ), поэтому сейчас мы просто познакомимся с результатом их последующей работы, тому что в итоге получилось в "железе".
Как известно, в начале ХХ века некоторые ведущие морские державы активно включились в новую гонку вооружений, получившую название - "дредноутная лихорадка", и США были как раз одной из таких держав. Причем двигались они очень уверенно и системно. Строительство первого линейного корабля дредноутного типа "Мичиган" было утверждено уже в марте 1905 года (за два месяца до Цусимы!), а первый лист киля корабля заложен уже 17 декабря 1906 года. Так что если американцы и отставали, то не намного. А через сутки - 18 декабря 1906 года был заложен второй корабль серии получивший наименование ВВ-26 "Саут Кэролайн", о которой и пойдет речь дальше. Кстати, линкор "Саут Кэролайн" строили на верфи "Уильям Крамп и сыновья", хорошо знакомой русским морякам!
В те годы мировые державы никогда не упускали возможность на деле показать "соседям" свою силу и мощь, поэтому визиты "доброй воли" в виде эскадр кораблей по портам Европы и мира были нередким явлением. Вспомним, хотя бы "Поход Великого Белого флота" (1907-1909 гг.). Поэтому не удивительно, что после того как в марте 1910 года линкор "Саут Кэролайн" вошел в состав американского флота, он уже в ноябре (через восемь месяцев) 1910 года, закончив все испытания, учения и подготовку, вышел в свой первый дальний поход в Европу. Американцам очень хотелось на практике продемонстрировать растущую мощь своего флота "традиционным" европейским державам. Правда в этом походе дальше Портлэнда и Шербура американцы не пошли и в январе 1911 года вернулись в Норфолк. Но уже весной 1911 года "Саут Кэролайн" в составе 2-й дивизии линейных кораблей вновь двинулась через океан. На этот раз перечень портов, в который зашли корабли был больше: Копенгаген, Стокгольм, Кронштадт, Киль.
Нам конечно наиболее интересен визит в Кронштадт. Предполагаемый визит американских кораблей в Балтийское море вызвал большой интерес у специалистов и у публике в России. Любопытно, что эскадру ждали в Либаве, но она сразу прошла до Ревеля и в Кронштадт. Состав эскадры включал в себя эскадренные броненосцы "Луизиана", "Канзас", "Нью-Гемпшир" (тип "Коннектикут") и линейный корабль - дредноут "Саут Кэролайн" (тип "Мичиган").
Для справки: газета "Вестник Либавы" от 13 апреля 1911 года писала: "Каждое из трех первых судов имеет по 24 орудия главного калибра, а «South Carolina» только восемь. Кроме того, в эскадру войдет еще одно судно, но в посольстве не знают, какое именно. Эскадра будет крейсировать в Балтийском море в мае и июне, а с 12 по 19 июня проведёт в Либаве. Эскадрой командовать будет контр-адмирал Чарльз Рилэнд.
Оставим на совести журналиста и редактора газеты такое количественное сравнение кораблей, но фактически каждый из трех "коннектикутов" имел 4×305-мм, 8×203-мм и 12×178-мм орудий (всего 24) против 8-305-мм у "мичигана".
В Кронштадте американские корабли побывали в мае 1911 года, встреча была достаточно дружественной, американские корабли вызвали особый интерес, особенно первый американский "дредноут".
Товарищ морского министра М.В.Бубнов в беседе с корреспондентом "Русского слова" отметил: "...По вполне понятным причинам, мы сильно заинтересовались состоянием эскадры и её внутренним хозяйственным строем. Приступив к воссозданию флота, наше ведомство стремится применить всё лучшее, что имеется у иностранцев. Американские броненосцы, стоящие на кронштадтском рейде, по качеству уступают всем 4м дредноутам, которые нами будут спущены летом текущего года. Мы применяем то, что дал опыт последней войны, и внимательно следим за всяким шагом строительного искусства соседей. Такого же принципа мы будем держаться и в будущем. И я надеюсь, что мы не отстанем от соседей, которые с финансовой стороны поставлены гораздо лучше нас. На западе официальная закладка судна происходит после года работы по сооружению корабля. Что же удивительного, что спустя 2 года после официальной закладки броненосец готов к спуску? Я не отрицаю, что
хозяйственная сторона у американцев поставлена великолепно, и виденное
принесет нам пользу. Но в то же время по этим судам нельзя судить о всей
американской эскадре. В настоящее время в Америке строят суда
несравненно лучше тех, которые находятся в русских водах.
В принципе М.В.Бубнов был прав, и то что касается темпов и качества американского судостроения, и то, что русские линкоры типа "Севастополь" были спущены на воду летом 1911 года, только вот их достройка все же затянулась. Что же касается американских кораблей, то их любезно показали русским морякам, и понятно, что именно "Сауэ Кэролайн" (первый из американских "дредноутов") вызвала наибольший интерес. Предлагаем вам познакомиться с обзором этого корабля, который составил один из русских офицеров после посещения американского линкора, после чего его отчет был опубликован в "Морском сборнике" (№3/1912) - отметим, что публикация была очень оперативно вставлена в журнал! К сожалению у нас нет возможности назвать автора - в журнале он остался скрыт под инициалами "Е" (что -то знакомое, однако).
Итак, "таинственный автор" осмотрел «Саут Кэролайну» во время посещения корабля, произведя некоторые наблюдения, как в техническом отношении, так и в отношении организации службы на корабле. Сразу хочу отметить - стилистику и лексику мы старались практически не менять. Так что "снарядник" как был так и остался "снарядником", а не подъемником! Итак, осмотр автор разбил на несколько частей, и начал с орудий главного калибра - "Башенные установки 12-дюймовых орудий"
"...В башнях особенное впечатление производит исключительная простота, сведение всех механических приспособлений до минимума, отсутствие автоматизма и, как следствие этого, много свободного места. С помощью электрической энергии в башнях производятся лишь следующие действия: горизонтальное наведение, вертикальное наведение и подъем снаряда. Все остальные действия, как-то: подача зарядов, открывание затворов и действие прибойником производятся лишь исключительно вручную".
Обратим внимание на электрические механизмы башни и большое количество ручных операций!
"...Подача снарядов производится электрической силой с помощью лебедки. Трос, идущий с барабана через шкив, в верхней части башни ввязан в простой «снарядник», в виде ведра, открытого с одной стороны. «Снарядник» ходит по трубе подачи (см. чертеж) и никаких приспособлений, улавливающих его в случае обрыва троса нет. Нагрузка снарядов в подбашенном отделении производится с помощью откидного желоба и постоянного желоба, на котором заготавливаются снаряды..."
Хороший вопрос - а если оборвется трос или его перебьют в бою?
"...Заряды, разделенные на три или даже четыре части, каждый, подаются по особой шахте, вручную, без всяких механических приспособлений. Это своего рода живая цепь (напоминающая японский способ погрузки угля) из шести человек, стоящих на полуплощадках, один над другим, в шахматном порядке. Заряжание самого простейшего типа можно производить лишь в одном положении орудий при небольшом угле снижения. Для установки орудия в положение для заряжания под крышей башни висит индекс, в виде деревянной красной груши в которой и подводится верхняя кромка казенного среза орудия".
Как видим, американцы не стали "заморачиваться" со сложными механическими приспособлениями - сразу напомнило как понимали снаряды к орудиям ГК на броненосце "Техас" - тоже на "веревочке"!
"..Снаряд, поднятый в "снаряднике" к окну снарядной подачной трубы в вертикальном положении и с помощью маленького кончика троса, обносимого вокруг него, по особой обшитой красной медью подушке, перетаскивается на поднятый в вертикальное положение откидной желоб. Затем, при открытом затворе, желоб со снарядом опускается в горизонтальное положение, и снаряд досылается ручным толкачом. Досылка заряда, конечно, производится также вручную. Открывание и закрывание поршневого затвора производится с исключительной легкостью действием одной руки слабого человека (семь с половиной оборотов рукоятки)".
"..Верхняя часть башни совершенно разделена броневыми переборками на три отделения. Орудийные отделения сообщаются между собой лишь через (третье) отделение башенного командира. В отделении башенного командира расположены слева от командира следующие приборы: а.Телефон; б.Переговорная труба к главному башенному рубильнику; в.Переговорная труба к горизонтальному и вертикальным наводчикам; г.Залповый переключатель электрической стрельбы; д.Перископ, выходящий над крышей башни. В ней же вывешены различного рода инструкции. Через это отделение башня сообщается с верхней палубой. В броневой подшивке сделаны два люка. Крышки этих люков сделаны намного тоньше, чем сама подшивка (подшивка около 2 дм) и подкреплены рядом с ребрами (колосников)".
Помимо подачи, русский посетитель обратил внимание и на бронирование башни, в том числе на ее амбразуры.
"..Обращено внимание на уменьшение бронированной вращающейся части башен, что по-видимому достигнуто следующим образом. У орудий центры тяжести несколько оттянуты назад тем, что за казенной частью на особом кронштейне фута два длиной укреплены свинцовые противовесы. Это, может быть, позволяло продвинуть орудия несколько вперед и тем не менее сохранить центры тяжести системы на линии цапф. Благодаря исключительной простоте вообще всех механических приспособлений, уменьшение бронированной вращающейся части башни, достигнутое еще приданием ей сильно сжатой с боков формы, отнюдь не сделало внутренних помещений тесными".
"..Механизмы вертикального наведения вынесены из бронированной части вниз и это еще более дает свободного места. Зато вращающаяся часть за неподвижной броней гораздо большего объема, чем верхняя. Благодаря такому устройству чрезвычайно упрощена система мамеринцев, которые, по видимому, сводятся к горизонтальному мягкому медному кольцу, приклепанному к вращающейся части с резиной, прижимающемуся вниз к неподвижной брони, с помощью задраек. Походные крепления башен состоят из наружных: походного штыря и двух винтовых талрепов у каждой башни".
Понимая значимость системы управления русский наблюдатель не упустил возможности изучить и прицельные приспособления.
"...Для перископических прицелов в нижней части боковых стенок вращающейся части устроены шаровидные броневые колпаки. Прицелы выведены через цапфы. Уменьшение орудийных амбразур достигнуто сильным наклоном передней стенки башни, а их водонепроницаемость - особыми парусиновыми башлыками ("штанами"), не снимаемыми и во время стрельбы, что конечно при современных низкобортных судах весьма важно. Углы возвышения орудий, допускаемые установками, по-видимому, невелики. Универсальные регуляторы системы «Jennies» ("муфты Дженни"?) имеются лишь в приводе вертикального наведения. По словам американских офицеров, скорость стрельбы достигает 3х выстрелов в минуту. Однако эта цифpa, надо думать, может быть достигнута при «смотровых» условиях стрельбы.
Согласно известного справочника Дж.Кэмпбелла, скорострельность 305-мм/45 орудий Mk.5 линкоров типа "Саут Кэролайн" составляла 2 выстрела в минуту. Кстати, у "коннектикутов" были такие же 305-мм орудия как и на "мичиганах".
Предполагая исключительную тренировку людей, которую так легко достигнуть вообще у людей англосаксонского происхождения, у которых спортивный дух заложен в крови, тем более что в американском флоте он покровительствуем, особо, трудно, однако, представить, чтобы вышеизложенный способ заряжания мог дать столь высокую скорость заряжания в течение долгого времени и тем более при наличии качки или крена".
Любопытно, что наш автор отмечает о том, что системы заряжания были изменены, причем от механизации отказались! И это при том, что на кораблях американского флота степень электрофикации был высокой, широко внедрялись электроприводы для многих устройств, включая башни главного калибра!
"..Интересно отметить, что ранее (вероятно до вступления корабля в строй) на «Саут Каролине» в башнях заряжание было механическим с помощью электрической силы, и переход на ручное заряжание произошел по настоянию судового состава корабля. Видимо это последнее течение в артиллерии. Это стремление тем интересно, что оно появилось в наши дни, в которые техника стоит на особой высоте..."
Следующий большой раздел в отчете посвящен боевой рубке и управлению огнем.
"..Боевая рубка очень невелика, шага три диаметром. Броня 8-10 дюймов, куполообразная крыша значительно тоньше. Визирные отверстия представляют из себя 1,5-дм щели между куполообразной крышей и цилиндром брони. В корпусе рубки прорезана броневая дверь толщиной 3-4 дм. Дверь на петлях, открывается в наружу. Внутри рубки приборов очень мало. 1. Две группы дающих приборов управления артиллерийским огнем типа вроде Виккерса или Барра и Струда (с выскакивающими цифрами). 2. Один (не электрический) штурвал рулевого привода. 3. Отражатель перископического компаса, расположенного в центральном посту. 4. Машинные телеграфы. 5. Указатели числа оборотов машин. 6. Несколько переговорных труб. Трубы диаметром около 3-х дм кончаются короткими раструбами и для вызова снабжены электрическими звонками. Столь малый размер рубки заставляет предполагать, что управление огнем ведется не из боевой рубки. Из рубки производится лишь передача установок с помощью приборов, управляемых артиллерийским огнем или к орудиям, или, что еще вернее, в центральный пункт, откуда уже установки передаются к орудиям".
"По словам американских офицеров, офицер, производящий «Fire Control», находится вблизи боевой рубки, со стороны не-стреляющего борта, или в каком-либо другом месте наверху. Таких мест выбирается несколько. Во всяком случае, вряд ли управление огнем производится с марсов. Автору не пришлось быть на марсе, но, наблюдая снизу, ему не пришлось увидеть там приборов. На заднем марсе «Саут Кэролайн» стоит дальномер с базой в 4 фута. Другой же дальномер с базою в 9 футов установлен на мостике, позади грот-мачты без всякого прикрытия. Возможно, что при постройке «Саут Кэролайн» и предполагалось управлять огнем с марсов, ради чего и поставили 4,5-футовый дальномер на марс, но затем отказались от этой идеи и, устанавливая более совершенный дальномер, оставили его внизу".
И конечно, русский офицер не мог не заметить "характерные американские мачты". Кстати, на Балтике еще в 1906 году был уже спущен на воду и достраивался (неторопясь) эскадренный броненосец "Андрей Первозванный" с таким мачтами, да и его систершип "Император Павел I" имел такие же.
"Мачты, известного американского типа, представляют из себя очень легкую конструкцию из трубок с наружным диаметром не более 1,5 дм. Благодаря очень большому сечению гиперболоида вращения, образуемого трубками, устойчивость их должна быть очень велика. Вторая же сеть трубок, идущая в обратном первой направлении и как бы перекрещивающая внешнюю сеть, создает противодействие вращательным колебаниям, наблюдаемым на мачтах башенного типа. Устойчивость американских мачт ясна из того, что они не смущаются нагружать их в большом количестве прожекторами (по два на мачте на «Саут Кэролайн», по четыре и даже пять на мачту на других кораблях) и находят возможным, ставить на марсах дальномеры. По свидетельству американских офицеров при опытной стрельбе по мачтам этого типа они выдерживали по три 12-дм и три 6-дм снаряда".
Вера в американские решетчатые мачты дело хорошее, правда надежды возлагаемые на них оказались преувеличены. В январе 1918 года линкор "Мичиган" (систершип "Саут Кэролайны" попал в шторм в Атлантике. Линкор испытывал стремительную, с большими размахами бортовую качку, и ажурная фок-мачта начала деформироваться. Личный состав верхних боевых постов успел спуститься вниз и в это момент фок-мачта в самом узком месте, не выдержала и "сложилась", согнувшись на левый борт. Пост управления стрельбой со всем оборудованием рухнул за борт, а конструкция мачты превратилась в мешанину из металлических прутьев и снастей, загромоздившую и опутавшую надстройки в зоне боевой рубки. Погибло 6 человек и 13 было ранено (5 - тяжело).
Справедливости ради отметим, что в ходе расследования было установлено, что фок-мачта имела недостатки, которые появились при предыдущей переделки мачты, а также сыграло роль повреждение мачты от разрыва 305-мм снаряда по время учебных стрельб. Можно было бы на это списать данный инцидент. Однако в туже ночь еще три корабля 2-1 линейной эскадры имели подобные неприятности с этими мачтами - у них они устояли, но тяжелые топы мачт с ПУО были потеряны. Так что прочность таких мачт стала вызывать сомнение, причем не только у американцев. Но это все было потом, а пока русский офицер продолжил осмотр американского дредноута....
Окончание следует
Ссылка на продолжение ЗДЕСЬ.