Продолжаем (вернее заканчиваем) знакомиться с взглядами американских
конструкторов и экспертов на проект линкора-дредноута, при этом оцениваем их решения не по описанию возможного проекта, а по факту осмотра уже готового корабля. Напоминаем, перед нами описание осмотра американского линейного корабля "Саут Кэролайн", прибывшего с "дружественным визитом" в Кронштадт весной 1911 года. Начало статьи - читать ЗДЕСЬ.
Итак, продолжаем знакомиться с обзором американского линкора, как говорится, "из первых рук", который составил один из русских морских офицеров, чей отчет был опубликован в "Морском сборнике" (№3/1912).
В журнале этот автор проходит как неизвестный, скрытый под инициалами "Е". По мнению наших читателей, это мог быть - Всеволод Евгеньевич Егорьев, который в то время служил младшим артиллерийским офицером линкоре "Император Павел I". По моему мнению - версия вполне рабочая!
Итак, после общего знакомства с кораблем и с его главным вооружением, автор переходит к противоминному калибру. В принципе ожидаемо, мы же считаем этого офицера - "артиллеристом"! Вспомним, что по проекту "Саут Кэролайн" (как и головной "Мичиган") была вооружена (кроме ГК) 22 - 76,2-мм орудиями в казематах и открытых установках, как видим не только британцы с 76-мм орудиями ПМК у "Дредноута" сделали выбор в пользу трехдюймовок!
"...Противоминная артиллерия этого корабля расположена вся без броневого прикрытия в закрытых батареях. Станки этих трехдюймовых пушек имеют раздельную наводку. Прицелы устроены таким образом, что с каждой стороны можно положить по две трубы. Одна из труб служит оптическим прицелом, другая без стекол видоискателем. Закрывая чем-либо видоискатель, можно в то же время не закрывать глаза, что для некоторых наводчиков является удобным. Кроме того, благодаря такой бинокулярной системе, дается возможность наводчику использовать при наводке тот свой глаз, который для него предпочтителен".
Очень интересное описание прицельных приспособлений, видимо речи о центральной наводке для этих орудий тогда не было.
"..Подача боевых припасов к противоминным орудиям исключительно ручная, передача приказаний в погреба от орудия производится с помощью электрических приборов того же типа, что и приборы управления артиллерийским огнем с надписями: «Hoist, lower, stop, common shell».
Что касается команд на английском, вероятно их можно перевести как "Подъем, опускание, остановка, "обычный снаряд" - с последним термином у меня сомнения, Буду рад за помощь, )). Думаю, следующие наблюдения были также интересны артиллерийскому офицеру российского флота.
"...В Американском флоте имеется два приза за стрельбы. Один за «ginlayers'test» - стрельбы наводчиков, второй за «battle practice» - стрельбы кораблей. Первый из них имеет «Саут Кэролайн». Этот «trophy» (трофей?) представляет из себя бронзовый барельеф изображающий стреляющий броненосец. При переходе приза на корабль, взявший его, на барельефе вырезается имя корабля и год состязания. На каждом корабле одно орудие каждого большого калибра, прислуга которого даст на стрельбах лучшие результаты, получает почетное название «Exellent» и большая буква Е накрашивается на башне или щите его. Дульная пробка также украшается накладной буквой Е."
По моему скромному мнению внедрение такого соревновательного принципа вполне могло бы вызвать, и видимо вызвало "движение масс" и способствовало к мотивации овладению своей военной профессией на корабле. К сожалению, я не могу вспомнить в Российском императорском флоте нечто подобное, ни для выделения наводчика, ни для выделения башни, ни для выделения корабля. Странно! Может все дело в том, что подготовка, в том числе и артиллерийская, на американских кораблях не ограничивалась как русском флоте занятиями в составе "Учебно-артиллерийского отряда"? Понятно что экономно и дешево, но насколько практично? Переходим к общему размещению и различным судовым устройствам.
"...В смысле внешнем корабль представляет полную противоположность простоте достигнутой в башнях. Много небронированныx надстроек, колоссальных размеров путевая (так в тексте) и штурманская рубки, огромные мостики, нависающие над боевой рубкой, слишком большие электрические краны для подъема гребных судов, вентиляторные раструбы - все это вряд ли способствует улучшению боевых качеств корабля".
Сразу видно, русский офицер помнит, что произошло с небронированными надстройками и палубными элементами русских кораблей под огнем противника в русско-японской войне. А вот следующее замечание - заслуживает внимания!
"...Внутреннее размещение показывает, что личный состав действительно много плавает и живет на кораблях. Для возможного облегчения этой жизни сделано очень много, иногда, впрочем, как кажется, в ущерб боевым требованиям. Вентиляция вне критики, всюду воздух чист, как наверху. В каждую каюту, в каждое малое отделение входит труба дюймов 10 в диаметре. Отличный приток воздуха достигается еще и тем, что все легкие переборки не доходят до подволока на фут. Иллюминаторы в помещениях выше верхней палубы (все офицерские, камбузы, хлебопекарня и пр.) диаметром около 2 ф. В нижних помещениях иллюминаторы меньше, но вентиляция также очень хорошая. Чистота во всех помещениях поразительная (после полного обхода корабля, включая и подбашенное отделение, автору не пришлось мыть рук)".
Американцы понимали, что их флоту придется действовать вдалеке от своих баз, значит надо побеспокоиться о комфорте экипажа.
"..Вообще на судовую гигиену, по видимому, обращено большое внимание. Лазареты, общие и для изолированных, аптека и перевязочный пункт содержатся в образцовом порядке. Имеются судовые ванны, как для всей команды, так и для кочегаров отдельно. В жилой палубе отведено большое пространство под судовую парикмахерскую для команды, прекрасно оборудованную большими зубоврачебными креслами. Очень интересно приспособление для питья воды в командной палубе. Это большой круглый лагун снабженный вокруг отростками, каждый из которых кончается маленькой конической чашечкой наполненной водой. При нажатии крана, помещенного на отростке, из центра чашечки поднимается маленький фонтанчик, вернее столбик воды, который вы наклоняясь пьете, совершенно не прикасаясь при этом губами к краю чашечки. Таким образом, устранена всякая возможность передачи заразы от прикосновения губами. Вода, стекающая при этом через края чашечки, улавливается другой чашкой поддоном, откуда и отводится в цистерны котельной воды. Команда размещена в свободных, ничем не загроможденных помещениях. Каждый нижний чин для своих вещей имеет один маленький шкафчик, шкатулку определенного образца и «большой чемодан» (мешок). Чемоданы висят вдоль борта".
Как видим, оснащение отдельных помещений было действительно крайне интересным! Мне особо понравились "зубоврачебные кресла" и "отдельные ванны" для кочегаров! Надо сказать, было с чего брать пример. Кстати, уважаемые друзья, вспомните, фотографии зубоврачебных кабинетов являются частыми при осмотре современных боевых кораблей -музеев! Тенденция однако. Наличие еще одного помещения - почты, тоже не может не удивить! Обратите внимание, не помещение, где собираются почтовые отправления команды, а это - 812 матросов и 51 офицер по штату мирного времени (по военному - 1354 человека), а именно "правительственная почтовая контора"!
"...На корабле имеется отделение правительственной почтовой конторы, производящее все почтовые операции по образцу таковых на берегу. В судовой типографии печатается еженедельный судовой журнал на открытых письмах, содержащий краткие сведения о плавании, количестве пройденных миль за сутки и отмечающие по дням события судовой жизни. Эти открытки заменяют для многих судовых чинов писание писем описательного характера домой".
Интересна следующая оценка о размерах корабля! И при том, что он был сравнительно небольшой, по меньшей мере почти на 25 м короче "Дредноута". Как мы помним, это и послужило одной из причин задержек в его постройке и некоторых особенностях, на которых настаивал конгресс(который очень хотел экономить), но американским проектировщикам удалось сделать так, что "места хватало". Да, с количеством экипажа наш автор немного ошибся, человек на сто, )).
"...Вообще все размещение на корабле производит впечатление, что на корабле много свободного места. Это следует приписать тому обстоятельству, что благодаря малому количеству крупных орудий (всего 8 12-дм) корабль укомплектован сравнительно небольшим количеством команды, всего около 750 человек, что для корабля свыше 16000 тонн водоизмещения представляется весьма скромной цифрой".
Обращая внимание на описание кают офицеров и унтер-офицеров на американском корабле, так и хочется снова напомнить о том, что американский флот не имел в своей истории Цусимы! Это как вы понимаете - из-за "дерева".
"...Офицеры размещаются в трех кают-компаниях: 1-я -для старших офицеров. 2-я - для Midshipman'oв и 3-я - для Warrant officer'oв. Первая из них расположена симметрично с командирским помещением под спардеком, там же помещаются и офицерские каюты. Обстановка офицерских кают солидная, хорошего дерева, но скромная. Вся мебель и двери каютных переборок исключительно деревянные. Много удобных кресел, пользующихся большим успехом. Обе других кают-компании расположены в кормовой части под верхней палубой. Обширные помещения отведены под офицерские души и ванны, имеется также отлично оборудованная офицерская прачечная, в которой с успехом производится и крахмаление белья".
Как видим в дальнейшем - дерево активно использовалось и на для палубы и мостиков! Хватало и крашенных поверхностей, но может тогду уже была краска, которая не горит?
"...Верхняя палуба, спардек и мостики покрыты деревянной настилкой обычной системы. В жилых помещениях палубы не покрыты линолеумом, а крашены прямо по металлу каким-то быстросохнущим составом по цвету подходящим к мумии. Вид у доски этой очень хорош и палубы выглядят очень опрятно. От линолеума, по словам американских офицеров, они отказались в виду вредных для здоровья испарений от него".
А вот следующие меры для обеспечения противопожарной безопасности вполне разумны. Правда в дальнейшем, в ходе войн моторные катера не часто горели (или про них не писали), а вот гидросамолеты заправленные топливом - горели на катапультах регулярно, и их также регулярно сбрасывали за борт. Интересно, а когда переносные огнетушители появились на кораблях Российского императорского флота? Или только на Советском?
"...Газолин для моторного катера и другие средства, и воспламеняющиеся материалы хранятся на «Саут Кэролайн» на верхней палубе в металлических не взрывающихся сосудах, таким образом, что в случае пожара они сразу могут быть выброшены за борт. По всем внутренним помещениям развешаны бутылки - огнетушители".
Очень интересно распределение офицеров по обязанностям и должностям на корабле! Интересно, автор статьи все это выяснил из бесед с американскими офицерами, или познакомился со штатом?
"..Личный состав «Саут Кэролайн» состоит из 39 офицеров и 750 нижних чинов. Это число офицеров составляется: из командира в чине кэптен (Captain), старшего офицера в чине лейтенант-коммандер (Lieutenant-Commander), (обычно старшими офицерами бывают лишь Commander'ы), старшего штурманского офицера (Navigating officer.) и старшего инженер-механика (Chief Engineer) в чине Lieutenant-Commander'-ов, старшего специалиста по боевой части - он же артиллерист, он же минный офицер и электротехник (Ordnance officer), первого лейтенанта (First Lieutenant) специалиста по морской практике и ближайшего помощника старшего офицера по судовому обиходу - в чине лейтенантов (Lieutenant'oв), шести вахтенных офицеров (Watch officers), из которых три лейтенанта (Lieutenant'a) и три энсина (Ensign'a) несущих верхнюю вахту и трех офицеров несущих вахту в машинах в чинах Ensign'ов".
Вообще русский посетитель довольно хорошо разобрался в штатном расписании американского линкора! А главное - в боевом расписании!
"...Затем на корабле состоит 11 гардемаринов (Midshipman'oв), а в числе унтер-офицеров (Not-commissioned-officer'oв), 2 врача, один ревизор (paymaster) и 2 офицера морской пехоты. 8 мичманов (Warrant offlcer`oв) дополняют список офицеров и состоят из главного боцмана (Chief Boatswain), двух главных артиллериста (Chief Gunner'oв), главный плотник (Chief Garpenter'a), главный машинист (Chief Machinist`а), двух машинистов (Machinist'oв) и клерк ревизора (казначея) (Paymaster's clerk'a). По боевому расписанию эти офицеры распределяются таким образом: при управлении огнем состоит Ordnance officer, один Lieutenant, Paymaster и Paymaster's clerk; все Wacht officer`ы и часть Midshipman`ов состоят в плутонгах, один Midshipman - у беспроволочного телеграфа, один - у машинных аппаратов; в машине находится Chief Engineer и один Ensign, Chief Machinist и два Machinist`а."
Распределение личного состава линкора меня удивило количеством машинной команды - треть от численности! А вот по количеству вахт - было бы интересно узнать у специалистов: как на кораблях русского флота зависело количество вахт от скорости корабля? Нигде не встречал подобных правил.
"Машинной команды на корабле около 250 человек. Машинную вахту стоят три энсина (Ensign'a), три Midshipman'a и три Warrant offlcer`а, причем до 13 узлов стоят на 4 вахты, до 15 узлов – на три, до 17 – на две, а свыше – на одну. Однако, по словам американцев, комплект машинной команды достаточен, чтобы была возможность подсменяться и на полном ходу".
С детских книг про моряков эпохи Станюковича помню, что самая сложная, ответственная и "неблагодарная" офицерская должность на корабле русского флота - это старший офицер, который, по сути, днюет и ночует на корабле; особенно в отсутствие командира. Но как мы сейчас увидим, могут быть и иные варианты.
"...Заслуживает внимания очень разумное разделение труда между старшим офицером корабля и его ближайшими помощниками. Вся черная работа его по чистоте корабля и по специально морской части возложена на первого лейтенанта. Старший офицер является помощником командира, он имеет право съезда на берег вместе с ним, на корабле же в его отсутствии остается старшим один из четырех следующих за ним по старшинству офицеров: штурман, старший специалист по БЧ, главный механик, первый лейтенант (Navigating, Ordnance, Chief Engineer, First Lieutenant). Подобное разделение труда не только не портит дела, но по-видимому, судя по идеальной чистоте и порядку, который автору пришлось видеть на «Саут Кэролайн», ведет к общему благополучию".
Уверен, русские морские офицеры оценили подобное разделение полномочий, как думаете?
Видимо для того, чтобы подчеркнуть слаженность действий экипажа, а также обратить внимание на вопросы обеспечения перехода американской эскадры через океан, автор обратил внимание еще на один вопрос, который был для русского флота критичным. Это обеспечение кораблей в походе углем (снова цусимский опыт, вы не находите?). Да, мы ведь помним, что американские "мичиганы" в отличии от "Дредноута" получили не турбины, а паровые машины, работающие на угле? Кстати, эксперты оценивали эти машины как довольно эффективные и совершенные!
"...Остается лишь указать на прекрасные результаты достигнутые на «Саут Кэролайне» в деле погрузки угля. На последней, перед Кронштадтом, погрузке угля в Копенгагене «Саут Кэролайн» принял 425 т угля в час. Погрузка велась сопровождающим эскадру угольщиком «Циклоп». «Циклоп» имеет семь стрел на борт, причем каждая стрела может делать три подъема в 1 минуту, по одной тонне в подъем".
425 тонн в час - много или мало? Можно вспомнить В.С.Кравченко, который описывал, как крейсер "Аврора" била рекорды при погрузке угля в море в ходе похода к Цусиме. Тогда на рейде Дакара, в 1904 году крейсер погрузил 850 тонн за 12 часов, в среднем 70,8 т в час! И это был максимум. Затем где то в районе Грейт-Фиш-Бей "Аврора" ночью за 5 часов приняла на бот 360 тонн угля (72 т/час), только чего это стоило команде крейсера, который ссыпал уголь прямо на палубу. Думаю у американского линкора все было более организованно.
В.П.Костенко вспоминал: "..Уголь буксировали к борту на двух барказах. «Орел» и «Бородино» принимали уголь с транспорта «Китай». Приняли за 9 часов: «Орел» - 149 тонн, «Бородино» - 189 т, между тем «Сисой», «Суворов» и «Ослябя» каждый успел погрузить более 200 тонн, а «Александр» - даже 240 тонн. ... «Орлу» попало за вялую работу. Теперь «Орел» деятельно готовился, и всю ночь шел ремонт барказов и катеров, зашивали порванные мешки, заготовили из пенькового троса достаточное число стропов для быстрого подъема комплектов мешков. И погрузка пошла чуть ли не лучше всех кораблей. С 7 утра до 4 часов пополудни было погружено 244 т, в среднем по 27 тонн в час.
Вот и цифры для сравнения: 425 т/час, 15 т/час, 25-27 т/час!
Кстати, представленные данные подчеркивают не только оперативность погрузки угля, но и то, что американский флот был готов к таким операциям в различных уголках мира, и имел для этого специализированные суда. Кстати, этот угольщик обратил на себя внимание не только простых моряков и обывателей. Но и должностных лиц русского Морского ведомства. Известный нам по первой части статьи товарищ морского министра М.В.Бубнов (кстати, тот самый командир отряда миноносцев из Порт-Артура, помните?) также заметил этот угольщик! А ведь это простой угольщик!! Но, обратите внимание на слова Бубнова.
"...Что поразило нас, это – транспортное судно «Циклоп», отличающееся особой выносливостью и большой ёмкостью. Оно вмещает до 12000 т угля и может, не нуждаясь в пути ни в чьей помощи, совершить переход из Америки в Европу. Вот такие «Циклопы» нам необходимы. Войдя в Финский залив, транспорт передал часть своего груза броненосцам, так как, зная мелководье наших морей, американцы не желали сесть на мель. Облегчением груза они достигли своей цели. Уходя от русских берегов, они не нуждаются в угле, и только, достигнув Англии, начнут грузиться".
Жаль только одно, в русском флоте так и не появилось подобного судна, и только в более поздние время начали строить специализированные суда снабжения. Что касается "Циклопа", то он принял участие и в Первой мировой войне, отличился при эвакуации беженцев из Мексики, действовал в бразильских водах. снабжал углем не только американские, но и британские корабли, действовавшие в Южной Атлантике. Корабль оказался известным. Но мировую известность он получил, когда в марте 1918 года вместе с грузом и 308 пассажирами бесследно исчез в районе Бермудского треугольника. Версии его гибели до сих пор так и остались версиями.
Что касается эскадры американских кораблей, включая "Саут Кэролайн", то после визита в Кронштадт они вернулись в Америку, оставив о себе в принципе не плохие впечатления, и как мы видим - статью в "Морском сборнике".
Воспоминание об этом визите закончим словами М.В.Бубнова: "..."Таковы положительные качества американских судов, которые не изгладятся из памяти наших моряков».