Найти в Дзене
Navygaming Channel

"Экипаж действительно ... много живет на корабле, для этого много сделано, иногда в ущерб боевым требованиям /2/"Саут Кэролайн" в России

Продолжаем (вернее заканчиваем) знакомиться с взглядами американских
конструкторов и экспертов на проект линкора-дредноута, при этом оцениваем их решения не по описанию возможного проекта, а по факту осмотра уже готового корабля. Напоминаем, перед нами описание осмотра американского линейного корабля "Саут Кэролайн", прибывшего с "дружественным визитом" в Кронштадт весной 1911 года. Начало статьи - читать ЗДЕСЬ. Итак, продолжаем знакомиться с обзором американского линкора, как говорится, "из первых рук", который составил один из русских морских офицеров, чей отчет был опубликован в "Морском сборнике" (№3/1912).
В журнале этот автор проходит как неизвестный, скрытый под инициалами "Е". По мнению наших читателей, это мог быть - Всеволод Евгеньевич Егорьев, который в то время служил младшим артиллерийским офицером линкоре "Император Павел I". По моему мнению - версия вполне рабочая! Итак, после общего знакомства с кораблем и с его главным вооружением, автор переходит к противоминному к
Продолжаем (вернее заканчиваем) знакомиться с взглядами американских
конструкторов и экспертов на проект линкора-дредноута, при этом оцениваем их решения не по описанию возможного проекта, а по факту осмотра уже готового корабля. Напоминаем, перед нами описание осмотра американского линейного корабля "Саут Кэролайн", прибывшего с "дружественным визитом" в Кронштадт весной 1911 года. Начало статьи -
читать ЗДЕСЬ.

Итак, продолжаем знакомиться с обзором американского линкора, как говорится, "из первых рук", который составил один из русских морских офицеров, чей отчет был опубликован в "Морском сборнике" (№3/1912).
В журнале этот автор проходит как неизвестный, скрытый под инициалами "Е". По мнению наших читателей, это мог быть - Всеволод Евгеньевич Егорьев, который в то время служил младшим артиллерийским офицером линкоре "Император Павел I". По моему мнению - версия вполне рабочая!

-2

Итак, после общего знакомства с кораблем и с его главным вооружением, автор переходит к противоминному калибру. В принципе ожидаемо, мы же считаем этого офицера - "артиллеристом"! Вспомним, что по проекту "Саут Кэролайн" (как и головной "Мичиган") была вооружена (кроме ГК) 22 - 76,2-мм орудиями в казематах и открытых установках, как видим не только британцы с 76-мм орудиями ПМК у "Дредноута" сделали выбор в пользу трехдюймовок!

"...Противоминная артиллерия этого ко­рабля расположена вся без броневого при­крытия в закрытых батареях. Станки этих трехдюймовых пушек имеют раздельную на­водку. Прицелы устроены таким образом, что с каждой стороны можно положить по две трубы. Одна из труб служит оптическим при­целом, другая без стекол видоискателем. Закрывая чем-либо видоискатель, можно в то же время не закрывать глаза, что для не­которых наводчиков является удобным. Кро­ме того, благодаря такой бинокулярной сис­теме, дается возможность наводчику использовать при наводке тот свой глаз, ко­торый для него предпочтителен".

Очень интересное описание прицельных приспособлений, видимо речи о центральной наводке для этих орудий тогда не было.

"..Подача боевых припасов к противо­минным орудиям исключительно ручная, пе­редача приказаний в погреба от орудия производится с помощью электрических при­боров того же типа, что и приборы управле­ния артиллерийским огнем с надписями: «Hoist, lower, stop, common shell».
-3

Что касается команд на английском, вероятно их можно перевести как "Подъем, опускание, остановка, "обычный снаряд" - с последним термином у меня сомнения, Буду рад за помощь, )). Думаю, следующие наблюдения были также интересны артиллерийскому офицеру российского флота.

"...В Американском флоте имеется два приза за стрельбы. Один за «ginlayers'test» - стрельбы наводчиков, второй за «battle practice» - стрельбы кораблей. Первый из них имеет «Саут Кэролайн». Этот «trophy» (трофей?) представляет из себя бронзо­вый барельеф изображающий стреляющий броненосец. При переходе приза на корабль, взявший его, на барельефе вырезается имя корабля и год состязания. На каждом корабле одно орудие каждо­го большого калибра, прислуга которого даст на стрельбах лучшие результаты, получает почетное название «Exellent» и большая бук­ва Е накрашивается на башне или щите его. Дульная пробка также украшается наклад­ной буквой Е."

По моему скромному мнению внедрение такого соревновательного принципа вполне могло бы вызвать, и видимо вызвало "движение масс" и способствовало к мотивации овладению своей военной профессией на корабле. К сожалению, я не могу вспомнить в Российском императорском флоте нечто подобное, ни для выделения наводчика, ни для выделения башни, ни для выделения корабля. Странно! Может все дело в том, что подготовка, в том числе и артиллерийская, на американских кораблях не ограничивалась как русском флоте занятиями в составе "Учебно-артиллерийского отряда"? Понятно что экономно и дешево, но насколько практично? Переходим к общему размещению и различным судовым устройствам.

"...В смысле внешнем корабль представ­ляет полную противоположность простоте достигнутой в башнях. Много небронированныx надстроек, колоссальных размеров пу­тевая (так в тексте) и штурманская рубки, огромные мос­тики, нависающие над боевой рубкой, слишком большие электрические краны для подъема гребных судов, вентиляторные ра­струбы - все это вряд ли способствует улуч­шению боевых качеств корабля".
-4

Сразу видно, русский офицер помнит, что произошло с небронированными надстройками и палубными элементами русских кораблей под огнем противника в русско-японской войне. А вот следующее замечание - заслуживает внимания!

"...Внутреннее размещение показывает, что личный состав действительно много пла­вает и живет на кораблях. Для возможного облегчения этой жизни сделано очень мно­го, иногда, впрочем, как кажется, в ущерб бо­евым требованиям. Вентиляция вне критики, всюду воздух чист, как наверху. В каждую каюту, в каждое малое отделение входит труба дюймов 10 в диаметре. Отличный приток воздуха дости­гается еще и тем, что все легкие переборки не доходят до подволока на фут. Иллюмина­торы в помещениях выше верхней палубы (все офицерские, камбузы, хлебопекарня и пр.) диаметром около 2 ф. В нижних поме­щениях иллюминаторы меньше, но вентиля­ция также очень хорошая. Чистота во всех помещениях порази­тельная (после полного обхода корабля, включая и подбашенное отделение, автору не пришлось мыть рук)".
Погрузка угля на линкора "Саут Кэролайн" в море с угольного транспорта "Циклоп", 1913 год
Погрузка угля на линкора "Саут Кэролайн" в море с угольного транспорта "Циклоп", 1913 год

Американцы понимали, что их флоту придется действовать вдалеке от своих баз, значит надо побеспокоиться о комфорте экипажа.

"..Вообще на судовую гигиену, по видимо­му, обращено большое внимание. Лазареты, общие и для изолированных, аптека и пере­вязочный пункт содержатся в образцовом порядке. Имеются судовые ванны, как для всей команды, так и для кочегаров отдель­но. В жилой палубе отведено большое про­странство под судовую парикмахерскую для команды, прекрасно оборудованную боль­шими зубоврачебными креслами. Очень интересно приспособление для питья воды в командной палубе. Это боль­шой круглый лагун снабженный вокруг отро­стками, каждый из которых кончается ма­ленькой конической чашечкой наполненной водой. При нажатии крана, помещенного на отростке, из центра чашечки поднимается маленький фонтанчик, вернее столбик воды, который вы наклоняясь пьете, совершенно не прикасаясь при этом губами к краю ча­шечки. Таким образом, устранена всякая возможность передачи заразы от прикосно­вения губами. Вода, стекающая при этом через края чашечки, улавливается другой чашкой поддоном, откуда и отводится в цистерны котельной воды. Команда размеще­на в свободных, ничем не загроможденных помещениях. Каждый нижний чин для своих вещей имеет один маленький шкафчик, шка­тулку определенного образца и «большой чемодан» (мешок). Чемоданы висят вдоль борта".
Приспособление для питьевой воды
Приспособление для питьевой воды

Как видим, оснащение отдельных помещений было действительно крайне интересным! Мне особо понравились "зубоврачебные кресла" и "отдельные ванны" для кочегаров! Надо сказать, было с чего брать пример. Кстати, уважаемые друзья, вспомните, фотографии зубоврачебных кабинетов являются частыми при осмотре современных боевых кораблей -музеев! Тенденция однако. Наличие еще одного помещения - почты, тоже не может не удивить! Обратите внимание, не помещение, где собираются почтовые отправления команды, а это - 812 матросов и 51 офицер по штату мирного времени (по военному - 1354 человека), а именно "правительственная почтовая контора"!

"...На корабле имеется отделение прави­тельственной почтовой конторы, произво­дящее все почтовые операции по образцу таковых на берегу. В судовой типографии печатается еженедельный судовой журнал на открытых письмах, содержащий краткие сведения о плавании, количестве пройден­ных миль за сутки и отмечающие по дням события судовой жизни. Эти открытки за­меняют для многих судовых чинов писание писем описательного характера домой".

Интересна следующая оценка о размерах корабля! И при том, что он был сравнительно небольшой, по меньшей мере почти на 25 м короче "Дредноута". Как мы помним, это и послужило одной из причин задержек в его постройке и некоторых особенностях, на которых настаивал конгресс(который очень хотел экономить), но американским проектировщикам удалось сделать так, что "места хватало". Да, с количеством экипажа наш автор немного ошибся, человек на сто, )).

Экипаж "Саут Кэролайн" в ноябре 1912 года
Экипаж "Саут Кэролайн" в ноябре 1912 года
"...Вообще все размещение на корабле производит впечатление, что на корабле много свободного места. Это следует припи­сать тому обстоятельству, что благодаря мало­му количеству крупных орудий (всего 8 12-дм) корабль укомплектован сравнительно не­большим количеством команды, всего около 750 человек, что для корабля свыше 16000 тонн водоизмещения представляется весь­ма скромной цифрой".

Обращая внимание на описание кают офицеров и унтер-офицеров на американском корабле, так и хочется снова напомнить о том, что американский флот не имел в своей истории Цусимы! Это как вы понимаете - из-за "дерева".

"...Офицеры размещаются в трех кают-компаниях: 1-я -для старших офицеров. 2-я - для Midshipman'oв и 3-я - для Warrant officer'oв. Первая из них расположена сим­метрично с командирским помещением под спардеком, там же помещаются и офицерс­кие каюты. Обстановка офицерских кают солидная, хорошего дерева, но скромная. Вся мебель и двери каютных переборок ис­ключительно деревянные. Много удобных кресел, пользующихся большим успехом. Обе других кают-компании расположены в кормовой части под верхней палубой. Об­ширные помещения отведены под офицер­ские души и ванны, имеется также отлично оборудованная офицерская прачечная, в ко­торой с успехом производится и крахмале­ние белья".
"Циклоп" у "Саут Кэролайн" организет передачу топлива
"Циклоп" у "Саут Кэролайн" организет передачу топлива

Как видим в дальнейшем - дерево активно использовалось и на для палубы и мостиков! Хватало и крашенных поверхностей, но может тогду уже была краска, которая не горит?

"...Верхняя палуба, спардек и мостики покрыты деревянной настилкой обычной системы. В жилых помещениях палубы не покрыты линолеумом, а крашены прямо по металлу каким-то быстросохнущим соста­вом по цвету подходящим к мумии. Вид у доски этой очень хорош и палубы выгля­дят очень опрятно. От линолеума, по сло­вам американских офицеров, они отказа­лись в виду вредных для здоровья испарений от него".

А вот следующие меры для обеспечения противопожарной безопасности вполне разумны. Правда в дальнейшем, в ходе войн моторные катера не часто горели (или про них не писали), а вот гидросамолеты заправленные топливом - горели на катапультах регулярно, и их также регулярно сбрасывали за борт. Интересно, а когда переносные огнетушители появились на кораблях Российского императорского флота? Или только на Советском?

"...Газолин для моторного катера и другие средства, и воспламеняющиеся материалы хранятся на «Саут Кэролайн» на верхней па­лубе в металлических не взрывающихся сосудах, таким образом, что в случае пожа­ра они сразу могут быть выброшены за борт. По всем внутренним помещениям развеша­ны бутылки - огнетушители".
Линкор "Саут Кэролайн" в Панамском канале
Линкор "Саут Кэролайн" в Панамском канале

Очень интересно распределение офицеров по обязанностям и должностям на корабле! Интересно, автор статьи все это выяснил из бесед с американскими офицерами, или познакомился со штатом?

"..Личный состав «Саут Кэролайн» состо­ит из 39 офицеров и 750 нижних чинов. Это число офицеров составляется: из команди­ра в чине кэптен (Captain), старшего офицера в чине лейтенант-коммандер (Lieutenant-Commander), (обычно старшими офицерами бывают лишь Commander'ы), старшего штурманского офицера (Navigating officer.) и старшего инженер-механика (Chief Engineer) в чине Lieutenant-Commander'-ов, старшего специалиста по боевой части - он же артиллерист, он же минный офицер и электротехник (Ordnance officer), первого лейтенанта (First Lieutenant) специалиста по морской практике и ближайшего помощника старшего офицера по судовому обиходу - в чине лейтенантов (Lieutenant'oв), шести вахтенных офице­ров (Watch officers), из которых три лейтенанта (Lieutenant'a) и три энсина (Ensign'a) несущих верхнюю вахту и трех офицеров несущих вахту в машинах в чинах Ensign'ов".

Вообще русский посетитель довольно хорошо разобрался в штатном расписании американского линкора! А главное - в боевом расписании!

"...Затем на корабле состоит 11 гардемаринов (Midshipman'oв), а в числе унтер-офицеров (Not-commissioned-officer'oв), 2 врача, один ревизор (paymaster) и 2 офицера морской пехоты. 8 мичманов (Warrant offlcer`oв) дополняют список офицеров и состоят из главного боцмана (Chief Boatswain), двух главных артиллериста (Chief Gunner'oв), главный плотник (Chief Garpenter'a), главный машинист (Chief Machinist`а), двух машинистов (Machinist'oв) и клерк ревизора (казначея) (Paymaster's clerk'a). По боевому расписанию эти офицеры распределяются таким образом: при управлении огнем состоит Ordnance officer, один Lieutenant, Paymaster и Paymaster's clerk; все Wacht officer`ы и часть Midshipman`ов состоят в плутонгах, один Midshipman - у беспроволочного телеграфа, один - у машинных аппаратов; в машине находится Chief Engineer и один Ensign, Chief Machinist и два Machinist`а."

Распределение личного состава линкора меня удивило количеством машинной команды - треть от численности! А вот по количеству вахт - было бы интересно узнать у специалистов: как на кораблях русского флота зависело количество вахт от скорости корабля? Нигде не встречал подобных правил.

"Машинной команды на корабле око­ло 250 человек. Машинную вахту стоят три энсина (Ensign'a), три Midshipman'a и три Warrant offlcer`а, причем до 13 узлов стоят на 4 вахты, до 15 узлов – на три, до 17 – на две, а свыше – на одну. Однако, по словам американцев, комплект машинной ко­манды достаточен, что­бы была возможность подсменяться и на пол­ном ходу".
Американский линкоры все с тем же "Циклопом"?
Американский линкоры все с тем же "Циклопом"?

С детских книг про моряков эпохи Станюковича помню, что самая сложная, ответственная и "неблагодарная" офицерская должность на корабле русского флота - это старший офицер, который, по сути, днюет и ночует на корабле; особенно в отсутствие командира. Но как мы сейчас увидим, могут быть и иные варианты.

"...Заслуживает вни­мания очень разумное разделение труда между старшим офицером ко­рабля и его ближайшими помощниками. Вся чер­ная работа его по чисто­те корабля и по специ­ально морской части возложена на первого лейтенанта. Старший офицер является помощником командира, он имеет право съезда на берег вместе с ним, на кораб­ле же в его отсутствии остается старшим один из четырех следующих за ним по старшинству офицеров: штурман, старший специалист по БЧ, главный механик, первый лейтенант (Navigating, Ordnance, Chief Engineer, First Lieutenant). Подобное разделение труда не только не портит дела, но по-видимому, судя по идеальной чистоте и порядку, который автору пришлось видеть на «Саут Кэролайн», ведет к общему благополучию".

Уверен, русские морские офицеры оценили подобное разделение полномочий, как думаете?

Видимо для того, чтобы подчеркнуть слаженность действий экипажа, а также обратить внимание на вопросы обеспечения перехода американской эскадры через океан, автор обратил внимание еще на один вопрос, который был для русского флота критичным. Это обеспечение кораблей в походе углем (снова цусимский опыт, вы не находите?). Да, мы ведь помним, что американские "мичиганы" в отличии от "Дредноута" получили не турбины, а паровые машины, работающие на угле? Кстати, эксперты оценивали эти машины как довольно эффективные и совершенные!

"...Остается лишь указать на прекрасные результаты достигнутые на «Саут Кэролайне» в деле погрузки угля. На последней, перед Кронштадтом, погрузке угля в Копенгагене «Саут Кэролайн» принял 425 т угля в час. Погрузка велась сопровождающим эскадру угольщиком «Циклоп». «Циклоп» имеет семь стрел на борт, причем каждая стрела может делать три подъема в 1 минуту, по одной тонне в подъем".
Американский угольщик "Циклоп"
Американский угольщик "Циклоп"

425 тонн в час - много или мало? Можно вспомнить В.С.Кравченко, который описывал, как крейсер "Аврора" била рекорды при погрузке угля в море в ходе похода к Цусиме. Тогда на рейде Дакара, в 1904 году крейсер погрузил 850 тонн за 12 часов, в среднем 70,8 т в час! И это был максимум. Затем где то в районе Грейт-Фиш-Бей "Аврора" ночью за 5 часов приняла на бот 360 тонн угля (72 т/час), только чего это стоило команде крейсера, который ссыпал уголь прямо на палубу. Думаю у американского линкора все было более организованно.

В.П.Костенко вспоминал: "..Уголь буксировали к борту на двух барказах. «Орел» и «Бородино» принимали уголь с транспорта «Китай». Приняли за 9 часов: «Орел» - 149 тонн, «Бородино» - 189 т, между тем «Сисой», «Суворов» и «Ослябя» каждый успел погрузить более 200 тонн, а «Александр» - даже 240 тонн. ... «Орлу» попало за вялую работу. Теперь «Орел» деятельно готовился, и всю ночь шел ремонт барказов и катеров, зашивали порванные мешки, заготовили из пенькового троса достаточное число стропов для быстрого подъема комплектов мешков. И погрузка пошла чуть ли не лучше всех кораблей. С 7 утра до 4 часов пополудни было погружено 244 т, в среднем по 27 тонн в час.

Вот и цифры для сравнения: 425 т/час, 15 т/час, 25-27 т/час!

Уголь на русском крейсере "Аврора"
Уголь на русском крейсере "Аврора"

Кстати, представленные данные подчеркивают не только оперативность погрузки угля, но и то, что американский флот был готов к таким операциям в различных уголках мира, и имел для этого специализированные суда. Кстати, этот угольщик обратил на себя внимание не только простых моряков и обывателей. Но и должностных лиц русского Морского ведомства. Известный нам по первой части статьи товарищ морского министра М.В.Бубнов (кстати, тот самый командир отряда миноносцев из Порт-Артура, помните?) также заметил этот угольщик! А ведь это простой угольщик!! Но, обратите внимание на слова Бубнова.

Погрузка угля на русский крейсер
Погрузка угля на русский крейсер
"...Что поразило нас, это – транспортное судно «Циклоп», отличающееся особой выносливостью и большой ёмкостью. Оно вмещает до 12000 т угля и может, не нуждаясь в пути ни в чьей помощи, совершить переход из Америки в Европу. Вот такие «Циклопы» нам необходимы. Войдя в Финский залив, транспорт передал часть своего груза броненосцам, так как, зная мелководье наших морей, американцы не желали сесть на мель. Облегчением груза они достигли своей цели. Уходя от русских берегов, они не нуждаются в угле, и только, достигнув Англии, начнут грузиться".
Американский угольщик, которому не нужны барказы для перевозки угля
Американский угольщик, которому не нужны барказы для перевозки угля

Жаль только одно, в русском флоте так и не появилось подобного судна, и только в более поздние время начали строить специализированные суда снабжения. Что касается "Циклопа", то он принял участие и в Первой мировой войне, отличился при эвакуации беженцев из Мексики, действовал в бразильских водах. снабжал углем не только американские, но и британские корабли, действовавшие в Южной Атлантике. Корабль оказался известным. Но мировую известность он получил, когда в марте 1918 года вместе с грузом и 308 пассажирами бесследно исчез в районе Бермудского треугольника. Версии его гибели до сих пор так и остались версиями.

Американская эскадра после возвращения в Нью-Йорк
Американская эскадра после возвращения в Нью-Йорк

Что касается эскадры американских кораблей, включая "Саут Кэролайн", то после визита в Кронштадт они вернулись в Америку, оставив о себе в принципе не плохие впечатления, и как мы видим - статью в "Морском сборнике".

Воспоминание об этом визите закончим словами М.В.Бубнова: "..."Таковы положительные качества американских судов, которые не изгладятся из памяти наших моряков».