Тут нужно добавить, что я работаю преподавателем в Московском техническом университете, и ваш случай может кардинально отличаться. 1) В науке нет денег - миф и реальность одновременно. Миф, т.к. с науки в месяц доход сильно больше чем зарплата преподавателя и в принципе если нравится то чем занимаешься, то заработать проблем нет. Реальность, т.к. любые крупные проекты стоят денег и не на всё будут выделять средства и тут идёт пункт 3. 2) Преподавателям зарплата не нужна. Наверное так у нас считают в стране, т.к. ставка старшего преподавателя в Москве 33, 000 рублей. Мой институт конечно поднимает до 60, но на эти деньги жилье ни купить, ни снимать. Спасает научная деятельность. 3) Наука - гонка за публикациями. И тут нужно слово "публикации" писать копсом, выделить жирным и три раза подчеркнуть. К примеру: вы занимаетесь конкретной тематикой, и ещё много людей ей тоже увлечены. Вы что-то придумали и теперь ваша задача подготовить результаты, и написать статью быстрее других. Если вы уже умеете писать публикации, то время от отправки статьи в журнал до ее печати составляет порядка 1 месяца (я говорю про международные журналы). И все это вам нужно сделать за 1 год, т.к. если вы не успеваете в срок, то ваша статья не будет учтена в надбавках за научную работу и вы сильно теряете в деньгах. Также все проекты и гранты за которые вы получаете деньги, должны быть подтверждены публикациями. Итого: не успели вовремя написать публикацию - теряете деньги и получаете кучу проблем с отчётность за проектную работу и в следующий раз вам проект не дадут (т.е. опять теряете деньги). 4) Наука вся связана. Я начинал с квантовой физики, перешёл в физическую химию и даже успел написать статью по биологии. Если области разные - это не значит, что там нет ничего общего. 5) Первые несколько лет с науки денег не будет, т.к. сначала нужно заработать себе имя (хотя бы у себя в группе), и написать первую публикацию. 6) В науке нет дедлайнов (все они в голове). Можно никуда не торопиться, делать в свое удовольствие неспеша. Иногда откладывать на потом. И даже что-то публиковать. Но денег будет в разы меньше, чем те кто усердно работает (хотя скорее всего вообще ничего не будете получать). Плюс, ваши коллеги не захотят с вами работать, т.к. у них горят сроки, а зарплаты преподавателя им не хватает. 7) Чтобы писать много публикаций - нужно много связей. А для этого нужно как в бизнесе уметь заводить знакомства. 8) Конференции состоят из устных докладов и постерных сессий. Во втором типе обычно участвуют студенты (состоявшиеся учёные обычно принимают там участие если конференция очень высокого уровня и все докладчики - приглашенные "звёзды"). Постерные сессии это обычно разговоры о проектах за баночкой пива. Удивительно насколько часто учёные любят выпить пивка. 9) Немного о преподавании. Заинтересованность студентов в предмете и их интеллект сильно зависят от баллов ЕГЭ. Много людей хают наше образование и систему ЕГЭ. Однако на данный момент ЕГЭ прекрасно работает. У нас на ежегодных собраниях в начале года показывают вступительные баллы в этом году и сравнение с предыдущими. Просадка по вступительным на 10 баллов всегда ведёт к ухудшению средней успеваемости по потоку. По поводу роста сложности заданий в ЕГЭ скажу лишь, что это совершенно нормальная тенденция если мы хотим двигаться вперёд, а не стоять на месте. (О ЕГЭ могу отдельный пост написать, т.к я к нему раньше готовил ребят и сейчас мы много говорим об экзамене на собраниях и о том, что нас скоро ждет). У нас в институте и так вступительные баллы запредельно высокие, но роста мы не наблюдаем. 9) Самые худшие студенты - 2 курс бакалавриата. На первом курсе студенты учатся по инерции после 11 лет школы. Потом понимают, что здесь их никто не обязывает и на втором резко становятся "взрослыми", которые уже знают, что им в этой жизни нужно и чем они будут заниматься. Приходится ходить и сшибать короны с голов, приводить в чувство. 10) IT - раковая опухоль. Сформулировал немного жёстко, но это в некотором роде так и есть. В некоторый момент времени студенты узнают, что в IT можно заработать много денег и пытаются работать в этом направлении независимо от специальности на которой они учатся. К чему это приводит в 90% случаев. а) забивают на учебу, т.к. уже знаю чем будут заниматься (см. пункт 9). б) до уровня студентов с профильных направлений не дотягиваются. в) сталкиваются с действительностью на работе. Они слышат одну зарплату, дают им другую, а потом оказывается, что роста зарплаты не будет, и вообще: тут с профильного направления хочет к нам, мы решили его взять. В итоге упустили время реализовать себя по специальности. 11) Студенты стали слишком полагаться на искусственный интеллект. По началу многие из них опираются на то, что им пишет ИИ. А потом сталкиваются с ситуацией, когда я могу на лекциях рассказать то, что ИИ не знает, или не скажете, потому что это очень узконаправленная тема. 12) В жизни человека (ученого) есть 2 четких дедлайна - 27 и 35 лет. До 27 лет нужно получить образование и первичный опыт работы в конкретной сфере (к примеру написать 3 статьи в журналы Q1 как первый автор, и таким образом тобой заинтересуются в международном саообществе). До 35 лет - завести как можно больше связей и написать как можно больше статей. Потом учёный становится - руководителем студентов и проектов, и времени писать статьи самому практически не остаётся. В этот момент он переходит с первого места в авторе статей на последнее, и каждая статья делает его круче как руководителя. Немного сумбурно получилось. На самом деле здесь можно до бесконечности писать и много о чем рассуждать, но пока вот так кратко. Вдруг кому интересно будет какая-то из тем, и можно будет поподробнее рассказать.