Найти в Дзене
Широков Александр

Школьные задачи / Алгебра / А-61

Оглавление

Задание

Найдите решения системы уравнений:

Решение

Несмотря на несколько необычный вид – система содержит два уравнения, в каждом из которых фигурирует только одно неизвестное – постановка задачи является вполне правомерной, ведь решить систему уравнений с двумя неизвестными x и y означает отыскать такие пары их значений, которые при подстановке обратят уравнения в верные числовые равенства. «Изолированность» переменных позволяет решить каждое из уравнений системы по отдельности. У

x² + x – 2 = 0

корни несложно отыскать с использованием теоремы Виета: под числа, сумма которых равна –1, а произведение –2 подходят x₁ = 1, x₂ = –2. Применяя эту же теорему к

y² – 2y – 3 = 0

получаем, что y₁ = –1, y₂ = 3. Так как x и y не зависящие друг от друга переменные, то решения системы будут получаться из соображений о том, что для каждого конкретного значения x будет подходить каждое из значений y. Таким образом решения системы будут представлять собой все сочетания (x; y), которых может быть четыре: (1; –1), (1; 3), (–2; –1), (–2; 3).

Ответ

(1; –1), (1; 3), (–2; –1), (–2; 3)

Комментарий

Решения системы можно отыскать и иначе – способами, описанными в разборе задания А‑59: аналитическим и графическим.

Первый вариант подразумевает следующую череду равносильных преобразований:

-2

Переход (1) от системы из двух объединений к объединению из четырёх систем (т. е. к конечным решениям исходной системы) получается, если четырём математическим высказываниям присвоить условные буквенные обозначения

A: x = 1

B: x = –2

C: y = –1

D: y = 3

и, заменив квадратные скобки (символ объединения) на знак сложения, а фигурную скобку (символ системы) – на знак умножения, записать систему из двух объединений в виде

(A + B)·(C + D) ,

после чего раскрыть скобки по обычным алгебраическим правилам

(A + B)·(C + D) = A·C + A·D + B·C + B·D

а далее снова вернуться к прежним обозначениям.

Графический способ решения системы представлен на рис. 1. Графики первого и второго уравнений системы представляют пары прямых линий, а решения являются точками пересечения этих линий. Как легко видеть, координаты их есть (1; –1), (1; 3), (–2; –1), (–2; 3).

.Рис. 1.
.Рис. 1.

Другие задания, имеющиеся на канале, можно найти здесь:

Школьные задачи | Широков Александр | Дзен

-4

Перечень публикаций на канале
Широков Александр2 декабря 2020

-5

Наука
7 млн интересуются