Ну что, дождались! 5 апреля, в день своего 48-летия (подумать только!), легендарная Lada Niva сделала себе и своим поклонникам настоящий подарок. АвтоВАЗ официально запустил продажи долгожданной версии Sport – самой мощной и динамичной «Нивы» в истории.
Слухи ходили давно, прототипы мелькали, интрига нарастала, и вот она – серийная Lada Niva Sport, готовая штурмовать… ну, если не бездорожье в раллийном темпе, то уж точно сердца фанатов и городские улицы с невиданной для «Нивы» прытью. Давайте разбираться, что же это за зверь и стоит ли он своих денег.
Цена вопроса: почти 1,7 миллиона за «Ниву»?
Начнем с самого животрепещущего – стоимости продукта. АвтоВАЗ оценил Lada Niva Sport в 1 699 000 рублей. Да, вы не ослышались. Это почти на полмиллиона дороже самой «нафаршированной» стандартной Niva Legend (Urban за 1 209 900 рублей) и существенно дороже Niva Bronto (от 1 338 900 рублей), которая до недавнего времени считалась вершиной заводского тюнинга.
Сумма, прямо скажем, внушительная. За эти деньги на рынке можно найти немало интересных предложений, как новых, так и подержанных. Но Niva Sport – продукт штучный, нацеленный на ценителей, на тех, кто хочет получить заводскую «заряженную» версию культового внедорожника с гарантией и без необходимости самостоятельного «колхозинга». Это не просто Niva с другим шильдиком, а результат серьезной работы дочерней компании «Лада Спорт», известной своими проектами Granta Sport и Vesta Sport.
Сердце пламенное: что под капотом?
Главное отличие Niva Sport кроется, конечно же, под капотом. Стандартный 83-сильный моторчик уступил место 1,6-литровому 16-клапанному агрегату ВАЗ-21129, хорошо знакомому по другим моделям Lada, но доработанному специалистами «Лада Спорт». Изначально этот мотор в версии для Granta Sport выдавал 118 л.с., но для «Нивы» его слегка «пришпорили» – до 122 л.с. и 154 Н*м крутящего момента.
Как этого добились? Оригинальная прошивка блока управления двигателем, облегченные системы впуска и выпуска (да, выхлоп здесь тоже свой, со спортивным звучанием), иные распредвалы. Результат налицо: разгон до 100 км/ч теперь занимает 11,8 секунды – на целых 5,2 секунды быстрее стандартной Niva Legend! Максимальная скорость выросла со 142 до 162 км/ч.
Конечно, по современным меркам цифры не кажутся умопомрачительными, но для «Нивы» это настоящий прорыв. Наконец-то можно будет увереннее чувствовать себя при обгонах на трассе и не быть аутсайдером в городском потоке.
Не мотором единым: шасси и трансмиссия
Было бы наивно полагать, что инженеры ограничились лишь заменой двигателя. Возросшая динамика потребовала серьезных доработок шасси.
Niva Sport получила:
- Новые амортизаторы: С оригинальными спортивными настройками для лучшей управляемости на асфальте и повышенной энергоемкости.
- Усиленную балку заднего моста: Важный элемент, повышающий надежность при возросших нагрузках.
- Задний стабилизатор поперечной устойчивости: Впервые на серийной «Ниве»! Он призван уменьшить крены в поворотах.
- Дисковые тормоза на всех колесах: Передние – увеличенного диаметра, задние – вместо архаичных барабанов. Наконец-то! Это должно существенно улучшить эффективность замедления.
- 17-дюймовые легкосплавные диски: С шинами увеличенной размерности (205/60 R17), которые не только выглядят эффектно, но и улучшают сцепление с дорогой.
Важно отметить, что главные внедорожные козыри «Нивы» остались на месте. Трансмиссия сохранила систему постоянного полного привода, понижающую передачу и блокировку межосевого дифференциала.
Правда, управление раздаточной коробкой теперь осуществляется одним рычагом – как на Niva Travel и обновленных Niva Legend, что удобнее классической схемы с двумя рычагами. Коробка передач – безальтернативная 5-ступенчатая «механика», но с усиленными приводами колес.
Встречают по одежке: внешние и внутренние отличия
Узнать Niva Sport в потоке будет несложно. Помимо упомянутых 17-дюймовых дисков, ее выдают:
- Пластиковые расширители колесных арок: Необходимость, продиктованная более широкой колеей и крупными колесами.
- Воздухозаборник («ноздря») на капоте: Функциональный элемент, улучшающий охлаждение подкапотного пространства.
- Дополнительный блок светотехники: Встроенный в передний бампер (похоже, противотуманные фары).
- Рейлинги на крыше.
- Шильдики Sport.
Внутри Niva Sport старается соответствовать своему названию. Салон отделан в черно-красной гамме. Передние сиденья получили более развитую боковую поддержку, что актуально при активной езде. На спинках красуется вышивка «Sport». Четырехспицевый руль обшит кожей с красной прострочкой.
В оснащение входят кондиционер, подогрев передних сидений, электропривод и обогрев наружных зеркал. В общем, джентльменский набор для минимального комфорта присутствует.
Однако есть и ложка дегтя. Из-за особенностей компоновки более крупного двигателя и новой системы выпуска не осталось места для запасного колеса. Вместо него владельцу Niva Sport придется довольствоваться ремонтным комплектом с герметиком и компрессором. Решение спорное, особенно учитывая российские дорожные реалии и внедорожный потенциал автомобиля.
Всего, по заявлениям АвтоВАЗа, в конструкцию Niva Sport внесено около 140 изменений по сравнению с базовой Lada Niva Legend.
Кому и зачем? Позиционирование и перспективы
Lada Niva Sport – это, безусловно, нишевый продукт. Она не заменит стандартную «Ниву» для лесников, охотников и любителей тяжелого бездорожья (особенно с учетом отсутствия запаски и более «асфальтовых» настроек подвески).
Ее аудитория – это энтузиасты марки, те, кто давно мечтал о более динамичной и «цивилизованной» Niva прямо с завода, с гарантией и без необходимости самостоятельных переделок. Возможно, это те, кто использует «Ниву» преимущественно в городе или для поездок на дачу по относительно хорошим дорогам, но хочет иметь запас тяги и улучшенную управляемость.
Конкурентов у Niva Sport в ее ценовой категории и специфическом формате (компактный внедорожник с заводским спортивным тюнингом) фактически нет. Это уникальное предложение на российском рынке.
Интересно, что АвтоВАЗ не собирается останавливаться на достигнутом. Уже подтвержден выход еще более мощной версии, посвященной ралли-рейду «Шелковый путь». По слухам, она может получить двигатель мощностью около 145 л.с., но официальных данных пока нет.
Итог: дорого, но интересно
Старт продаж Lada Niva Sport – событие знаковое. Это попытка АвтоВАЗа вдохнуть новую жизнь в легендарную модель, сделать ее актуальнее и привлекательнее для новой аудитории, сохранив при этом узнаваемый облик и ключевые внедорожные атрибуты. Да, цена кусается, а отсутствие запаски расстроит многих. Но 122-сильный мотор, улучшенная управляемость, дисковые тормоза по кругу и заводская гарантия на все доработки – весомые аргументы «за».
Niva Sport – это не революция, но очень интересная эволюция. Это автомобиль для тех, кто любит «Ниву» не только за проходимость, но и за ее харизму, и готов доплатить за возможность ездить на ней быстрее и азартнее. Первые партии, вероятно, разойдутся по предзаказам среди самых преданных фанатов. А насколько успешным проект окажется в долгосрочной перспективе – покажет время и реальные отзывы владельцев. Но одно можно сказать точно: скучной эту «Ниву» уже не назовешь!
Понравился ли вам этот новый продукт от АвтоВАЗа? Сообщите свое мнение в комментариях.