Пока во Франции полыхала революция, огромное количество европейских стран рассматривали первую как потенциальную угрозу, с одной стороны, и как огромные, слабо контролируемые из центра территории, с другой. Мы уже говорили о борьбе Франции на севере и северо-западе: В Бельгии, Нидерландах, германских княжествах. Но этим борьба революционной Франции не ограничивалась. Пока основные силы молодой республики боролись против германских интервентов на севере, на юге началась борьба с Испанией. Франция, вдохновившись успехами Келлермана и Дюмурье на Бельгийском направлении, почему-то решила, что у неё не должно возникнуть проблем покорить ещё несколько стран в округе. И Испания была одной из таких стран.
Стоит сказать, что практически со времен войны за испанское наследство серьезных проблем во взаимоотношении двух держав не было. В Семилетнюю Войну Испания и Франция были союзниками, границы на континенте между двумя державами были давно поделены, а колониальные претензии если у Франции и были, то разве что к Англии (Англия забрала в ходе Семилетней Войны практически все французские колонии). Но все это не помешало Франции с легкой подачи Национального Конвента 7 марта 1793 года объявить войну Испании.
И Испания, ясное дело, нисколько не собиралась упускать возможность включить в свой состав юго-западные регионы Франции. Стоило только послу доскакать до Мадрида, как первые испанские части под командованием Антонио Рикардоса уже вторглись в Руссильон на юге. Севернее в любой момент была готова перейти Пиренеи армия Вентуры Каро. Обе армии были численностью по 25 тысяч человек, то есть, над Францией возникла угроза вторжения 50 тысяч солдат, в то время как французы имели в регионе от силы только 35 тысяч солдат, также разделенных на две армии, под командованием генерала Дефлера на юго-востоке и Сервана на северо-западе. Первое сражение испанцы устроили своим оппонентам под Ла-Серда-Сере, здесь французы были быстро разгромлены, аналогичная ситуация сложилась при Мазде. 23 мая испанцы осадили крепость Белльгард, которая пала через месяц. Позднее началась длительная осада Перпиньяна. Примерно в это время на севере Каро также перешел в наступление, вначале овладев Бигором, а затем разгромив Дефлера у Пиндона. Дефлер временно отступил, но, уже скоро получив пополнение, вернулся. 17 июля он нанес существенный ущерб армии Рикардоса, вынудив его армию снять осаду с ранее осажденного Перпиньяна. После этого французы получили возможность осадить Пюисерду, чем и воспользовались. Крепость пала 24 августа. Наметился явный перевес сил в пользу французов, Дефлер уже планировал перенести бои на территорию противника. 17 сентября в Битве при Пересторте его 8-тысячный отряд, возглавляемый Дау, разбил испанский арьергард, что, в общем-то говорило о реалистичности его амбиций.
Но Рикардоса эти неудачи явно не остановили. Пока французы строили новые планы, испанцы не стояли на месте. 22 сентября 17 тысяч испанцев под командованием Рикардоса разгромили 22 тысячи французов Дагобера при Труиласе. А затем, в течение первой недели декабря, Рикардос вообще сумел разгромить практически все французские соединения в регионе, в том числе и вышеупомянутого генерала Дау, а также занять ряд важных опорных пунктов на побережье Средиземного моря. Ситуация резко изменилась в обратную сторону. Никакой речи о вторжении вглубь Испании теперь не шло, теперь французам надо было хотя бы сохранить существующий расклад дел. А испанцы, напротив, были не против к вторжению вглубь южной Франции.
Но этим планам не суждено было сбыться из-за двух “но”: во-первых, генерал Рикардос отправился в Мадрид за подкреплениями, где умер 13 марта 1794 года от пневмонии, во-вторых, стоит понимать, что все лето во Франции была Гражданская война, и фактически якобинцы не имели ни возможности обеспечивать армию на юге, ни даже нормальной связи - фронт находился в непосредственной близости к главным очагом сопротивления жирондистов. Теперь эта война закончилась, и Франция уже не была скована для действий на Пиренеях. Но вернемся к Испанцам. Пока Рикардос должен был быть в Мадриде, командование армией принял на себя Амарильяс, но, так как он не имел серьезных успехов, его быстро заменили на генерала Ла-Униона, одного из сподвижников Рикардоса. Чуть раньше, Генералу Куэсте, ещё одному сподвижнику Рикардоса, удалось нанести существенное поражение 5-тысячному отряду Делатры 20 декабря, почти все войско было либо убито, либо попало в плен. И это сражение подвело черту под кампанией 1793 года, дав испанцам надежды которые окажутся ложными.
В следующем году Испания сама окажется под французским ударом, но об это мы поговорим уже в следующей части.
— Назар Голубцов.
#история #политика #наполеон #европа #армия #военноедело #наполеоновскиевойны #франция #испания #армия