Весной 1942 года немецкое командование сосредоточило в Северной Норвегии крупные силы флота. Они были необходимы как для атаки на союзные конвои, так и для защиты собственной перевозки стратегически важного никеля. Спустя тридцать лет был снят художественный фильм «Командир счастливой “Щуки”», который, по мнению создателей, должен был напоминать о героической борьбе советских подводных лодок с немецкими судами.
Режиссером выступил Борис Волчек (1905 — 1974 гг.), а сценаристами — Александр Молдавский и Владимир Валуцкий. Вероятно, Валуцкий, по сценариям которого было снято более пятидесяти фильмов и сериалов (от арктической комедии «Начальник Чукотки» (1966 год) до советского дизельпанка «Шпион» (2012 год)) отвечал за «литературную часть»; а Молдавский (выпускник радиотехнического факультета Высшего военно-морского училища имени А. С. Попова, написавший еще несколько сценариев на военно-морскую тематику) — за «историческую составляющую».
Сразу следует отметить, что снятый полстолетия назад фильм относится к героико-приключенческому жанру и, к сожалению, полон исторических неточностей. Например, в фильме показан конец 1942 — начало 1943 гг., но при этом офицеры носят погоны, если же представить, что показано более позднее время, то тогда на подводной лодке не должно было быть комиссара. Также в фильме достаточно много нереалистичных деталей (перепрыгивание через противолодочную сеть, столь долговременное нахождение лодки на грунте и т.д.), но он прекрасен не этим. В первую очередь, необходимо отметить сильную актерскую игру командира (Петр Вельяминов) и комиссара (Донатас Банионис) счастливой «Щуки». Во вторую очередь, фильм интересен самой демонстрацией подвига и быта советских подводников. Да, периодически она нереалистична, но важен сам факт показа.
По сюжету фильма немецкие войска находятся в 50-ти километрах от Мурманска, в Норвегии появляется немецкий корабль с гигантским водоизмещением «Бремберг». Командование Северного флота ставит подводникам задачу терзать конвои противника, чтобы столь важный для войны никель не поступал в Германию. При этом немцы усиливают свои конвои эсминцами для охоты на советские подводные лодки, особенно на «счастливую “Щуку”».
Подводная лодка Щ-721 капитана 3-го ранга Строгова уходит от преследования благодаря «везению» командира и таланту акустика Шухова (прототип — Анатолий Васильевич Шумихин). При этом для поднятия настроения команда празднует день рождения старшины 2-й статьи Шоты Харадзе. В качестве подарка как пример особого морского юмора презентуется торт в виде глубинной бомбы, изготовленный коком Булкиным (Константин Райкин).
После испорченного немцами празднества командир принимает решение нанести удар по наземным складам противника. Между капитаном Строговым и комиссаром Шеркнисом происходит диалог, напоминающий общение Чапаева (Борис Бабочкин) и Фурманова (Борис Блинов) из фильма «Чапаев», после чего командирское решение подтверждается.
Происходит успешная атака с перископной глубины, после чего «Щука» попадает в сеть, но с помощью парадоксального маневра под названием «прыжок», подводной лодке удается «вовремя смыться», выставив немцев дураками, вернее, простыми зрителями. Интересно, что офицеры Кригсмарине показаны достаточно умными, но очень-очень медленными, любящими наблюдать за ходом военных действия как за трагедией с известным финалом.
Щ-721 возвращается на базу (г. Полярный) и становится на ремонт. Поскольку во время похода погиб матрос, то на его место просится бывший торпедист, а ныне водовоз-дрессировщик по фамилии Голик. Он был «списан на берег» за пьянку, но команда «Щуки» верит ему и берется перевоспитать.
Во время вынужденной стоянки демонстрируется жизнь подводников на берегу. Показывается своеобразная дуэль на тренажёрах двух капитанов Алексея Строгова и Валерия Рудакова. Командир «счастливой “Щуки”» проводит бесперископную атаку, но в итоге ему засчитывают поражение. Ремонт лодки задерживается из-за отсутствия электродов, и «снабженец базы» Степан Лукич (блистательный Евгений Евстигнеев) предлагает «кинуть рыбакам гранату», то есть поменять необходимое на бутылку водки. Как говорится: война войной, а советский бартер работает. После отказа инженера Светланы Ведениной (Елена Добронравова) от предложения Лукича между ней и капитаном Строговым происходит нелицеприятный диалог.
Впрочем, конфликт погашен комиссаром Шеркнисом, и во время празднования Нового (1943) года между Строговым и Ведениной намечается любовная связь, но «труба зовет в поход». Перед отплытием происходит еще один странный эпизод: Голик напивается и разбивает стекло в доме своей девушки. Команда Щ-721 собирается на товарищеский суд, где кто-то предлагает дать торпедисту еще один шанс, а кто-то — отправить в штрафбат. Подобное подразделение действительно было создано на Северном флоте в сентябре 1942 года. Тем не менее, заступничество девушки, а потом и всей команды спасло Голика от столь тяжкого наказания.
Во время похода Щ-721 Строгов, подобно капитану Ахаву, преследующему Моби Дика, стремиться поразить свою главную цель — немецкой судно «Бремберг». Он разгадывает немецкую загадку-ловушку (дымящееся финское судно), игнорирует ее, проходит по минному полю и спасает экипаж подорвавшейся на мине лодки Валерия Рудакова. И, наконец, проводит удачную бесперископную атаку с использованием секундомера (подобная атака действительно была осуществлена, но в августе 1944 года). «Морской зверь «Бремберг» повержен. Далее «счастливую “Щуку”» преследуют охотники, и она вынуждена ложиться на грунт. Причем, чтобы не шуметь, отключается система вентиляции и рециркуляции воздуха, что увеличивает содержание в нем углекислого газа.
После беспрецедентного количества дней, проведенных в таком состоянии, у матроса Малькова, который предлагал отправить Голика в шрафбат, начинается паника. Он, забаррикадировав люки и отбросив в драке Голика, поднимает лодку в надводное положение. Глотнув свежего воздуха и увидев немецкий эсминец, Мальков понял, что совершил ошибку, ринулся к орудию, но был сражен. В это время на мостике появляется Строгов, он понимает, что его нахождение там – гарантия ухода лодки на глубину, так как немцы примут это как признак сдачи в плен. Капитан командует Голику задраить люк и погружаться. Он погибает, спасая лодку, а немцы, как всегда, просто наблюдают за трагедией.
Интересно, что на момент съемок фильма считалось, что подобный случай действительно был, но потом выяснилось, что командир подводной лодки Щ-403 Семен Иванович Коваленко, оставшийся на поверхности лодки, не гордо погиб, а был пленен противником.
В конце фильма показывают кадры возвращения подводной лодки имени «Героя Советского Союза Алексея Строгова», которой командует не кто иной как капитан 1-го ранга Голик. Был хулиган, а стал капитан. Так перевоспитывали на Северном флоте.
Конечно, в фильме много различных допущений или просто фантастических деталей, но в нем есть героически-эпичный образ капитана Строгова, который благодаря показанному в кинокартине мужеству и отличному чувству юмора, занимает достойное место в ряду народных героев: Чапаева, Буслаева (из «Александра Невского») и им подобных.
***
Автор: Валерий Кондаков, историк, историк кино. Специально для GoArctic