Поднявшаяся пыль занимает много места в воздухе, а сама невелика; такова и власть. Как пыль ослепляет глаза, так гордыня власти помрачает зрение ума.
Иоанн Златоуст
Слово "политика" (по гречески "polis" - "государство") означает умение руководить государством; в более широком значении это слово означает способность руководить различными обществами. Короче говоря, политика - это искусство (в идеале) мудрого и сбалансированного управления живыми людьми.
Вопрос в том, как должен относиться благочестивый христианин к политике (может ли активно участвовать в политической жизни своего Отечества, состоять в партиях и т.д.) неоднозначный. Вроде бы всё ясно: «Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Божье»! Добавим сюда тривиальный месседж: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» и вывод напрашивается сам собой.
Слышал мнение, что политическая монополия «Единой России» и несменяемость президента – исторически предрешена Промыслом Бога и угодна Ему. Поскольку без Воли Бога ничего в этом мире не происходит (война и мир, природные и техногенные катастрофы, голод и ужасные болезни - всё это деяния и промысел Бога. При этом, мы принципиально не способны понять Его замысел о нас (не говоря уже о мире), а только абсолютно и слепо доверившись – должны шлёпать в неведомые дали), то и ходить на голосование смысла не имеет. Всё будет так, как угодно Богу и Его благому Промыслу о России и её народах. Как говорил оптинский старец Никон (Беляев): «Непостижимы для нас пути Промысла Божия. Не можем мы их понять. Поэтому со всем смирением предаюсь в волю Божию. В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей. Твердо верю, что все в руках Божиих».
Добавим сюда очевидный факт – нынешняя Система не только покровительствует церкви, но публично поддерживает её во всех начинаниях и проектах. Это общеизвестно. «Злые языки» даже говорят о том, что в бюджете светской страны заложены миллиардные расходы на РПЦ МП.
В Постановлении Священного Синода от 4 октября 2012 г. чёрным по белому чётко сказано, что священнослужителям запрещается участие в деятельности политических партий и выдвижении своих кандидатур на выборах.
Эта позиция мудрая. Если есть желание идти голосовать за ту или иную партию, то иди и голосуй (отдавай кесарю кесарёво), но сам в кесари не иди. «Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия», - свят. Иоанн Златоуст.
Христианин живёт не в социальном вакууме, если, конечно, не выбрал путь монашеской исихии.
Рядовой христианин не может полностью игнорировать гражданские обязанности в своём Отечестве. Возьмём как пример – служение в вооруженных силах страны и т.д. Наше земная жизнь крепкими нитями, связано с быванием нашей Родины. Да и потом, «свято место, пусто не бывает». Если все христиане выйдут из политической жизни этого падшего мира, то свободные места мгновенно заполнятся проходимцами и откровенной сволочью. Мы это проходили, а многие считают, что проходим и сейчас.
Безусловно, политические партии – это то, что разъединяет людей (даже, если они христиане). Разность политических взглядов очень легко доводит до мордобития, а порой – кровопролития. В этом смысле, политика не только «грязная вещь», но и душегубительная. Цель политической борьбы, только одна – это Власть! «Всякая власть для христианина – не покой и честь, но большой крест, большими и многими трудами, заботами и постоянным терпением обремененный, чего никто не пожелает. Ибо надо всякому прежде сделать себя достойным чести и Божьего призвания ожидать, которым совершается избрание высших властей», - говорил свят. Тихон Задонский.
Для православных христиан важно, чтобы среди властьимущих были свои представители. В противном случае, мы получим антихристианскую власть (со всеми вытекающими последствиями).
В «Основах социальной концепции РПЦ», в главе «Церковь и политика», прописано: «Ничто не препятствует участию православных мирян в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с вероучением Церкви, ее нравственными нормами и ее официальной позицией по общественным вопросам, является одной из форм миссии Церкви в обществе. Миряне могут и призваны, исполняя свой гражданский долг, участвовать в процессах, связанных с выборами властей всех уровней, и содействовать любым нравственно оправданным начинаниям государства» (V. 3).
Таким образом рядовой, благочестивый христианин может не только голосовать на политических выборах, но и сам выстраивать свою политическую карьеру (руководствуясь вероучением церкви и её духовными ценностями). Помня грозное предупреждение Златоуста: «Власть побуждает делать многое, Богу неугодное, и надобно иметь очень мужественную душу, чтобы пользоваться властию как следует. Тот, кто лишен власти, волею и неволею любомудрствует; а облеченный ею терпит то же, что и человек, который, живя с хорошею и красивою девицею, обязался никогда не посмотреть на нее с вожделением».
Однако остается самый главный вопрос: «А возможно ли это, чтобы, находясь внутри политических дрязг, интригах, предательствах и т.д., оставаться христианином»? Христианином, который чётко осознаёт: «Не от земных правителей зависит наша судьба, а от Того, Кто держит в Своих руках и судьбы правителей,» - говорит свят. Афанасий (Сахаров)
Если христианин любит Россию, желает ей мирного процветания , я буду уважать его выбор в пользу политического служения Отечеству. Но, если его выбор окажется причиной внутреннего духовного помрачения и губительным для Родины, то загробная участь его ужасна.
Храни Бог, Россию!