На мой взгляд, эта поговорка унизительна. Но факт остаётся фактом: в Древней Греции к учителям поначалу относились без должного почтения. Хотя образованию отводили большую роль...
«Он умер или стал учителем»
В процессе развития полисов общество задумалось о воспитании граждан. В том числе подрастающего поколения. Все достойные люди должны быть образованны, поэтому поговорка «Он не умеет ни читать, ни плавать» считалась оскорблением.
Если бы древние греки слышали ещё одну известную поговорку: «Учиться, учиться и учиться», то наверняка бы позаимствовали и её. Потому что учёбу не прерывали во время войны, а побеждённому противнику учиться запрещали. Да-да, это было наказанием, а не благом, хотя некоторые дети тут могут не согласиться.
Образование было платным. Поэтому в хороших школах учились дети из обеспеченных семей. В школах для бедных уровень образования был намного ниже: такие школы в обществе имели плохую репутацию.
Но главное, что образование было относительно доступным. Малоимущие родители всё равно могли отправить отпрысков учиться хотя бы на короткое время. Согласитесь, для VI–IV вв. до н.э. это большой прогресс!
Доступность объяснялась просто: в подобных школах плата за обучение была чрезвычайно низкой. Иногда платили натурой, передавая сыр, молоко, зерно или шерсть. Соответственно, зарплата учителя оставляла желать лучшего: он получал как средней руки ремесленник.
Социальный статус учителя тоже был низким, ведь он работал ради зарплаты, как торговцы или мастеровые. Учить детей было непрестижно. Поэтому и возникла в Афинах поговорка: «Он умер или стал учителем». То есть либо пропал по естественным причинам, либо не даёт о себе знать, поскольку ведёт убогую жизнь.
К счастью, подобное отношение со временем изменилось. И к учителям стали относиться как к уважаемым членам общества.
Кем изначально был педагог
Слово «педагог» имеет греческие корни. Оно образовалось сложением pais (paidos) — «ребенок» и agogos — «ведущий», дословно — «тот, кто ведёт детей». Таков был исторический замысел функции педагога, которой наделяли домашнего раба.
Педагогу поручалось следить за мальчиками от 6 лет и старше, обучая их азам грамоты и сопровождая в школу. Выходить из дома без педагога детям запрещали. Раб защищал ребёнка от опасности и был рядом, пока мальчик не достигнет зрелого возраста.
Педагогами назначали рабов, которые не годились для другой работы и в то же время были верны дому. По сути педагог был не учителем, а гувернером. Как сильно изменилось значение слова, правда?
И как хорошо, что для нас педагог – это проводник в светлый мир знаний! ❤️
Подписывайтесь на канал: впереди много интересного. Другие интересные факты о происхождении слов ищите по тегу #бр_этимология (нажмите на него).