Часто рядовые специалисты говорят о том, что им страшно сменить место работы, то же касается и руководителей разного уровня. У себя я заметил такие симптомы: “Не получится наладить контакт с подчиненными”, “Не смогу завоевать авторитет в коллективе”, “Я недостаточно компетентный, чтобы принимать ответственные решения”, “Другие руководители компании меня точно не примут”. Хороший руководитель должен уметь выстраивать отношения со своей командой, неважно, насколько он молод, был ли у него опыт на руководящих позициях на предыдущем месте, все ли сотрудники ему симпатизируют. Я изучил множество материалов по теме, совместил их с личным опытом, чтобы рассказать вам, как вступить на новую должность и завоевать доверие и авторитет у сотрудников.
Не пренебрегайте знакомством.
Познакомьтесь со своей командой сразу, не стоит запираться в кабинете, избегать встреч в коридоре или проводить любую свободную минуту у высшего руководства без особой надобности. Это просто неуважительно по отношению к вашей новой команде, наладить хороший контакт с сотрудниками с таким стартом будет крайне непросто. Попросите представить вас коллективу топ-менеджера, высшее руководство или руководителя HR-отдела. Скорее всего на первой встрече вы не сможете предложить серьезные изменения, зато уместным будет рассказать о себе и своем опыте работы в сфере, заверить сотрудников, что вы быстро войдете в курс дел и наладите работу с командой со своей стороны.
Бизнес-тренер Екатерина Заричная в интервью hh.ru рассказывает, что представлять нового руководителя команде обязательно даже в тех случаях, когда он вырос внутри коллектива. По ее мнению, так происходит “инициация” на новой должности.
Соберите информацию о каждом члене своей команды.
Эксперты Нетологии советуют после знакомства с коллективом провести личные встречи с каждым сотрудником, если ваша команда небольшая, и ограничиться руководителями групп и лидами, если крупная.
Такие встречи помогут узнать о специалистах побольше, определить их сильные и слабые стороны, понять, какие задачи им можно будет доверить в будущем. Если не провести такие встречи с сотрудниками, они могут почувствовать себя ненужными, ожидать ваших поручений и считать себя лишь исполнителями, из-за этого продуктивность и мотивация могут снизиться.
Что именно узнать о каждом сотруднике? Нетология нашла ответ и на этот вопрос:
- Какие задачи ему делегировал предыдущий руководитель?
- Что нравится и не нравится в работе?
- Какие проблемы сотрудник видит в команде и компании вообще?
- Немного о себе: интересы и хобби, любимые занятия в нерабочее время.
Не спешите действовать, сначала согласуйте свои планы с вышестоящим начальством.
Прежде чем приступать к решительным шагам, запросите у своего непосредственного руководителя, какие результаты и в какие сроки он хочет получить от вас и вашей новой команды. Лучше всего уточнить это сразу еще в начале первого рабочего дня, пока рутина не затянула в свой круговорот. Так вы сможете избежать недопониманий с начальством, не оказаться в ситуации, когда с вас будут требовать то, что не обсуждалось на этапе собеседования и трудоустройства.
Будьте открытыми к общению, но не позволяйте перейти грань
Эксперты с hh.ru считают, что именно открытость и готовность к диалогу нового начальника поможет расположить к себе подчиненных, в этом с ними нельзя не согласится. Готовность обсуждать существующие проблемы и возникающие трудные ситуации сегодня как никогда актуальна.
При этом важно не допускать нарушение границ, это касается как ваших личных границ, так и границ сотрудников. Команду нужно воспринимать как профессионалов, критика по отношению к ним должна быть объективной и конструктивной, а общение — тактичным. Безусловно, с сотрудниками хочется иметь хорошие отношения, но важно не переусердствовать: оставаться в роли начальника, а не друга, который не накажет за опоздание или прогул.
Не спешите увольнять старых сотрудников и нанимать новых
Воссоздавать на новом рабочем месте старое — неправильно. Конечно, если вы можете привнести уникальные и эффективные практики и подходы, которые новый коллектив воспримет позитивно, здорово. Но использовать способы коммуникации и работы, которые привычны вам, но не нравятся сотрудникам не стоит. А замена “неудобных” сотрудников привычными со старого рабочего места вообще могут привести к массовым увольнениям и полному провалу.
Сначала важно узнать каждого сотрудника в коллективе, оценить ситуацию объективно, а уже потом принимать такие ответственные решения. Если вы все-таки хотите пригласить старых коллег поработать с вами на новом месте, убедитесь, что они впишутся в коллектив, не создадут внутри свою закрытую группу и найдут общий язык с коллегами.
А если все-таки не получается?
Что делать, если выстроить хорошие отношения в новом коллективе все-таки не получается? Эксперты hh.ru нашли ответ на этот вопрос. Они рекомендуют поговорить с неформальным лидером команды тет-а-тет, откровенно обсудить с ним существующие проблемы и воспользоваться поддержкой лояльных подчиненных. Если найти компромисс не получается, скорее всего, придется уволить главного интригана и тех, кто активно его поддерживает.