Найти тему
VIKENT.RU

План краткой лекции о Никколо Паганини И.И. Соллертинского

Оглавление

Данная статья относится к Категории 🔮 Появление нового жанра

1. Иван Иванович Соллертинский — русский музыковед, литературовед, театровед и оратор. Знал более 20 иностранных языков & Photo by Stefany Andrade on Unsplash
1. Иван Иванович Соллертинский — русский музыковед, литературовед, театровед и оратор. Знал более 20 иностранных языков & Photo by Stefany Andrade on Unsplash

«– Техника Паганини вырастает из (канонизации) жонглёрства, музыкальной эксцентриады и клоунады (изображения смычком мычания коровы или блеяния барана), из престидижитаторства (гуттаперчевой растяжки пальцевых связок и т. п.).

– Романтическая новелла о демоническом художнике, об инфернальном происхождении виртуозности лишь заметает следы циркового происхождения.

– Сублимация и канонизация низовых жанров (реализм и жанровость оффенбаховской оперетты у Визе; музыкальная эксцентриада и клоунада у Паганини).

– О сходных чертах Паганини и Россини (итальянская эксцентрика). Россини и тонадилья.

– Традиция commedia dell'arte и комической оперы. Длинный смычок, виолончельные струны - сначала как эксцентрический трюк.

– О старой связи между inferno и цирком. Инфернальное происхождение Арлекина и других масок.

– Когда Шпор и другие называли Паганини фигляром, они были близки к истине, но в ином, точном, не ругательном значении слова.

– Частный случай взаимоотношения «высокого» и «низкого» в искусстве. Чем интенсивнее взаимоотношение, тем больше движется вперед искусство.

– Аналогичное – в классическом балете: сначала натуралистико-изобразительные, комические прыжки скоморохов - кабриоли, антраша и т. д.; затем - сублимация их (с утратой изобразительного и комического значения) в романтическом танце (он же - «классический танец»).

– Разница между Паганини и Листом: один - от цирка, другой - от салона».

Соллертинский И.И., О Паганини, в Сб.: Памяти И.И. Соллертинского: Воспоминания, материалы, исследования / Сост.: Л.В. Михеева, Л.-М., «Советский композитор», 1974 г., с. 200-201.

Источник — портал VIKENT.RU

Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.

Дополнительные материалы

см. термин Приемы творческие в 🔖 Словаре проекта VIKENT.RU

+ Плейлист VIKENT.RU из 9-ти видео:

ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО

Ваша свободная подписка на ютуб-канал VIKENT.RU 1-м кликом

+ Ваши дополнительные возможности:

Воскресным вечером 09 октября 2022 в 19:59 (мск) на ютуб-канале VIKENT.RU пройдет онлайн-лекция № 292:

СИЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ: НОВЫЕ ТЕМЫ / ИДЕИ II по И.Л. Викентьеву

Также идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию в воскресенье 16 октября 2022 года в 19:59 (мск). Это принципиально бесплатный формат.

Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/

Изображения в статье

  1. Иван Иванович Соллертинский — русский музыковед, литературовед, театровед и оратор. Знал более 20 иностранных языков / Дом в разрезе & Photo by Stefany Andrade on Unsplash

#vikent_ru #культура #творчество #жанр #музыкант #жанрымузыки #созданиемузыки #созданиежанра #паганини