За коллекцию драгоценностей великой княгини на аукционе в Лондоне заплатили $7,879,000.
Источники: We The Italians, Romanov Empire
Свыше ста лет назад началась первая волна русской эмиграции, известная как «белая эмиграция». По разным данным, бывшую империю покинули от 1 до 5 млн человек. Поскольку эта тема стала вновь актуальной, сегодня мы обратимся к одному эпизоду того времени (а точнее к отголоску эпизода).
У людей были разные мотивы, чтобы покинуть родину. В первую очередь, конечно, политические. В наиболее опасном положении находились члены императорской семьи. Династия Романовых в советской России существовать дальше не могла.
Дети Николая II в Царском селе / Источник: Wikimedia
Возможную судьбу великих князей иллюстрирует трагическая развязвка в истории так называемых алапаевских мучеников — членов дома Романовых, убитых в июле 1918 года у рудника Нижняя Селимская.
За месяц до этих трагических свой путь к эмиграции начала героиня сегодняшней статьи — племянница германского императора Вильгельма I, супруга Великого Князя Владимира Александровича Мария Павловна, принцесса Мария Александрина Елисавета Элеонора Мекленбург-Шверинская.
Источник: Wikipedia
Мария Павловна прославилась как щедрый и активный благотворитель. Именно она создала комитет по снабжению солдат, выписываемых из лазаретов и госпиталей Петрограда.
Ее знали и как одну из красивейших модниц, великосветских дам Петербурга. Ее наряды и драгоценности блистали на вечерах, привлекая внимание к Великой Княжне. Интересно, что коллекция этих драгоценностей оказалась «в эмиграции» раньше хозяйки. И об этом наша история.
Когда дело «запахло жареным», Мария Павловна выдвинулась на свою летнюю дачу в Кисловодск. В то же время она обратилась к своему другу Альберту Генри Стопфорду, британскому антиквару.
По просьбе Великой Княжны мужчина переоделся в одежду рабочего и явился во Владимирский дворец, куда его впустил сын Марии Борис. Стопфорд собрал драгоценности Марии (244 штуки), завернул их в газету и разложил по двум саквояжем.
После этого он сел на поезд и отправился на Кавказ. Здесь он встретился с Марией Павловной, передал ей деньги — новые революционные купюры, которых дама раньше никогда не видела. И отбыл через Швецию в Англию.
Эти события описаны в личном дневнике Стопфорда и подтверждаются воспоминаниями Великой Княжны. Кстати, по ее воспоминаниям на следующий же день после того, как Стопфорд вывез драгоценности, во дворец наведались из комитета рабочих и солдат и «перевернули все вверх дном».
Вывозить вещи Княжны помогал также профессор живописи Ричард Берггольц.
Источник: Russian Imperial House
Часть вещей Марии Павловны была переправлена в Англию, а другая часть через шведскую миссию в Петрограде была доставлена в Швецию. Ювелирные изделия, находящиеся в хранилищах министерства иностранных дел Швеции с 1918 года, только в 2009 году обнаружили местные власти.
Вернемся к истории Марии Павловны. До 1920 года она меняла адреса на юге России, пока, наконец, не уехала в Италию. Она стала последним представителем династии Романовых, сбежавших из России. К июлю того же года она добралась до Парижа.
Со своими вещами ей так и не суждено было встретиться — княжны не стало уже в 20-м году. О вещах, хранившихся в шведской миссии, она так никому и не успела рассказать. Поэтому они остались в хранилище.
Вывезенные же в Англию драгоценности Марии Павловны после смерти княжны передавались ее наследникам. В первую очередь ее дочери Елене Владимировне, в замужестве принцессе Греческой и Датской.
Некоторые драгоценности наследники успели продать за прошедший век. Например, в коллекции королевы Елизаветы оказалась тиара княжны — знаменитая Владимирская Тиара. Когда-то Мария Павловна получила ее в подарок от супруга, младшего брата Александра III.
Источник: Wikimedia
На аукцион Sotheby’s в 2009 году попали вещи Княжны, найденные в хранилище МИД Швеции. Тогда их общая стоимость составила $7 млн — около 420 млн рублей по нынешнему курсу.
В прошлом году на аукцион Sotheby’s попали некоторые вещи, вывезенные Стопфордом. Среди них самыми дорогими лотами оказались сапфировая брошь с сережками. За эти изделия заплатили $879,000 — почти 53 млн рублей.
Такова история этого лота.
Кстати, не так давно мы рассказывали, как на складе отца сын обнаружил десятки икон, которые позже продал за сотни тысяч рублей.
🔔 Подписывайтесь на наш канал — мы регулярно рассказываем интересные истории через призму аукционных лотов!