Все, кто родился и рос в СССР, наверняка хоть раз смотрели «Белые росы» 1984 года. Фильм, кажущийся поверхностным и легким, на самом деле очень глубокий. В нем затрагивается несколько важных тем: семьи, верности, Родины. В бесконечной гонке люди забывают об истинных ценностях, своих корнях и законах нравственности. Но есть и те, кто, несмотря на все трудности, дорожит своим домом и совестью. С благодарностью встречает восход и с грустью смотрит на закат.
Да, Федос, вот ведь, не умеешь ты красиво говорить-то.
Зато думаю красиво!
Сюжет сентиментальной киноистории довольно прост. Деревню Белые Росы планируют снести, а ее жителей переселить в многоэтажные дома. Один из них – 80-летний ветеран Федос Ходас. Похоронив жену, он печалится о судьбе троих взрослых сыновей. Основательный и расчетливый Андрей на первый взгляд живет благополучно – крепкий брак, собственная квартира, хорошая должность. Но детей у него не предвидится из-за ошибок молодости. Средний Сашка уехал из дома 15 лет назад, но так и нашел себе применения и обитает на Курилах. Младший, балагур и оптимист Васька, планирует разводиться с женой после возращения ее бывшего ухажера Мишки Киселя. Старик планирует собрать и помирить всех своих детей, попытаться образумить их.
«Белые росы» – один из тех добрых фильмов, который возвращает во времена молодости родителей и старый добрый Советский Союз. Картина вышла на экраны в апреле 1984 года и имела оглушительный успех у зрителей. Всё началось с того, что киностудия «Беларусьфильм» объявила конкурс. Первое место заняла работа 30-летнего сценариста Алексея Дударева «Деревня», которую он писал по ночам. Вскоре приступили к съемкам. Режиссером стал Игорь Добролюбов. Любопытно, что первоначально братья Ходосы были тройняшками. Кандидатов с хорошими актерскими данными искали по всей стране и даже обращались в ленинградский клуб близнецов, но безуспешно. Тогда от идеи пришлось отказаться. Кастинг проводили тщательно. Роль серьезного и сдержанного Федоса Филимоновича могла достаться Льву Дурову, Павлу Кормунину или Юрию Никулину, но их комедийные типажи противоречили образу героя.
Среди созвездия именитых актеров сумела не затеряться шестилетняя Юлия Космачёва, став самым популярным белорусским ребенком. Девочка приняла участие еще в нескольких проектах, занималась озвучиванием мультгероев. Окончив школу, работала на телевидении в качестве ведущей. К сожалению, в 24-летнем возрасте девушки не стало из-за проблем со здоровьем.
Картина снималась в Гродно. Роль вошедшей в черту города деревни сыграли Девятовка и Переселка, настоящие белорусские деревни. В наши дни частные дома в этих местах практически снесены, территория активно застраивается многоэтажками. Там, где гуляли свадьбу Сашка и Верка, ныне 14-этажный дом. Кстати, внутреннее убранство было выстроено в павильонах киностудии. Дальневосточные сцены снимали за тысячи км от основного места съемок, на одном из островов Курильской гряды.
Спустя 35 лет на месте съемок были установлены деревянные фигуры закадычных друзей – Федоса и Тимофея, а также пса по кличке Валета из комичной сцены лечения тещиной водкой, которая закончилась посещением больницы и промыванием желудка.
В последних кадрах вереницу смешных и печальных сцен собирают в единую картину мудрые слова старика Федоса, обращенные к солнцу как источнику жизни. Пронзительные слова, сильные, актуальные для любого поколения. Появляется мысль о незримых нитях, связывающих поколения. Фильм не оставит равнодушным никого. И его стоит посмотреть однозначно.