Найти тему
Smart Babylonia with Olga

"Здравствуйте, хвостаствуйте": собаки в древней Месопотамии

Собаки в древней Месопотамии были одомашнены раньше других животных, в 9 тыс. до н.э., и они занимали важное место в жизни древних обитателей Междуречья. Собаки помогали человеку охранять стада, охотиться, прогонять недругов и злых духов.

Что касается охоты, то в древнем городе Эриду в захоронениях убейдского периода (5 тыс. до н.э.) были найдены скелеты собак, которые идентифицируют с породой борзых. Клинописные тексты рассказывают о сотнях собак у шумерских правителей Третьей династии Ура (2112-2004 гг до н.э.), которых держали для охоты. А вот барельеф из дворца ассирийского царя Ашшурбанапала (668-627 гг. до н.э.) в Ниневии со сценой охоты:

Барельеф из дворца Ашшурбанапала, сцена охоты © The Trustees of the British Museum
Барельеф из дворца Ашшурбанапала, сцена охоты © The Trustees of the British Museum

Но собак в древнем Междуречье почитали не только как охотников и охранников стад и домов. С ними было связано множество верований.

Один из новоассирийских ритуалов говорит, что если закопать пять фигурок собак у входа в дом, злые демоны обойдут его стороной. На фотографии ниже ассирийские собачки, найденные в том же дворце . Считается, что это как раз пять охраняющих жилище собак, которые изначально они были разных цветов (это до сих пор заметно). Если присмотреться, то на спине каждой из них можно увидеть клинописную надпись – это имя собаки. Их зовут «Настигающий врага», «Его лай громок», «Кусающий своего врага», «Прогоняющий зло», «Не думай, кусай». Собачки хранятся в Британском музее.

© The Trustees of the British Museum
© The Trustees of the British Museum

Пёсик dan rigiššu «Его лай громок» вблизи, клинописная надпись видна очень четко:

© The Trustees of the British Museum
© The Trustees of the British Museum

Также собака была популярна в Месопотамии и потому, что с ней ассоциировалась богиня врачевания Гула, которая часто изображалась в виде собаки. По всей вероятности такое сближение объясняется предполагаемыми целебными свойствами собачей слюны. Гула, согласно шумеро-аккадской мифологии, знала необходимые для лечения травы и заклинания и покровительствовала врачам. На фотографии статуэтка собаки из Телло (древний Лагаш), посвященная врачом царя Суму-эля (1894-1866 гг. до н.э.) богине Гуле, о чем гласит надпись на ее спине.

Статуэтка собаки из Лагаша (совр. Телло), богиня врачевания Гула © Musée du Louvre
Статуэтка собаки из Лагаша (совр. Телло), богиня врачевания Гула © Musée du Louvre

В искусстве Междуречья чаще появляются крупные собаки, которые лучше подходили для охраны и защиты стад от диких животных и грабителей. Вот, например, знатный вавилонянин VIII-VII вв. до н.э. со своим пушистым другом:

© Metropolitan Museum of Art
© Metropolitan Museum of Art

Или терракотовая пластина с изображением большой собаки, похожей на мастифа в ошейнике, из Эшнунны (Телль-Асмар) начала 2 тыс. до н.э.

Плакетка с изображением собаки-мастифа, Эшнунна, 2 тыс. до н.э.
Плакетка с изображением собаки-мастифа, Эшнунна, 2 тыс. до н.э.

Так что вот они скрытые причины вражды между двумя древними цивилизациями: жители Междуречья, в отличие от кошатников египтян, были заядлыми собачниками. Даже лев по-шумерки будет UR.MAḪ, что переводится как "большая собака".

И как еще одно подтверждение присутсвия собак в буднях месопотамцев - кирпич с клинописной надписью основателя Третьей династии Ура Ур-Намму (2112-2095 гг. до н.э.), по которому прошелся очередной пёс, оставив таким образом свой след в истории.

Кирпич из урского зиккурата с надписью царя Ур-Намму © The Trustees of the British Museum
Кирпич из урского зиккурата с надписью царя Ур-Намму © The Trustees of the British Museum