Найти тему

Существуют ли боевые искусства на самом деле?

1,1K прочитали

И можно ли судить об эффективности боевых искусств вообще...

И можно ли судить об эффективности боевых искусств вообще... Скоро будет год, как я открыл для себя дзен и втянулся в него, благо, что во время ковидной пневмонии нужно было чем-то себя занять..
Скоро будет год, как я открыл для себя дзен и втянулся в него, благо, что во время ковидной пневмонии нужно было чем-то себя занять.. Естественно, что в силу моей профессиональной специфики я читаю каналы по боевым искусствам, на некоторых даже что-то комменчу. И за этот год я понял одно: желание людей сравнивать и выяснять, что лучше, а что хуже — это главное доминирующее над всем желание. Какой вид лучше, какая школа эффективнее, что лучше: спорт или самооборона, причём тут традиционные школы, что такое каратэ, айкидо и иже с ними. Чем то или иное направление является, а чем не является, какое из них самое правильное, а что уже давно на помойке истории... и так далее, и так прочее. Да я и сам приложил к этому не мало энергии, набирая буквы на клавиатуре. Однако...

Самое любопытное, что, как я уже высказался в посте, все эти споры изначально бессмысленны, ибо речь идёт о несуществующих вещах. Нету никакого каратэ, айкидо, бокса, мма, самообороны и всего прочего. Ничего из этого нет, так как всё это не является объективно существующим материальным явлением и существует лишь в субъективном мире людского сознания. Точнее является транссубъективным, так как наличествует в головах и представлениях больших групп людей, а не только нашего собственного сознания. Всё это лишь очередные мифы, которые мы постоянно рассказываем друг другу.

Если кто-то желает поспорить с этим, то я с удовольствием готов изменить свою точку зрения и признать себя полным идиотом, как только вы сможете мне предъявить своё боевое искусство на блюдечке (можно даже без голубой каёмочки), но, чтобы я мог его пощупать или, хотя бы увидеть, как оно на самом деле выглядит.

Любое боевое искусство, любая школа — это ментальная фикция, не более, чем набор методов: методов решения конкретных и актуальных для данного вида боевых задач, методов подготовки и обучения, развития соответствующих навыков, и т.д. Но, в материальном мире не существует ничего само по себе, что мы могли бы назвать каратэ, ММА или борьбы нанайских мальчиков. Всё, что мы можем — предъявить технику каратэ, дзюдо, бокса (вставить нужное название). Вот только предъявлять её будет всегда человек. И не какой-то вымышленный, а вполне конкретный. Со своим уровнем (о)владения техникой, её понимания/не понимания, интерпретации, физических кондиций и возможностей, психики, да, в конце концов, усталости и эмоционального состояния на момент демонстрации. Человек не робот, не станок ЧПУ, который совершает одинаковые операции в каждый момент времени (если не сломан).

Как, скажите мне, на основании столкновения двух людей, условно носителей (хотя не совсем понятно, как можно носить то, чего не существует. Я понимаю, как можно быть носителем вируса, но носителем ментальной фикции, условного набора методов...) того или иного БИ, можно решить, какое БИ лучше и эффективнее? Всё, что можно определить в этом случае, так это исключительно превосходство одного человека над другим и то исключительно в данный конкретный момент времени, в текущих обстоятельствах. И не более того. Но, кому это мешает, ведь большинство homo sapiens не знают 4-х основных законов логики и не умеют ими пользоваться, продолжая сравнивать несравнимое и делая неправильные выводы.

И можно ли судить об эффективности боевых искусств вообще... Скоро будет год, как я открыл для себя дзен и втянулся в него, благо, что во время ковидной пневмонии нужно было чем-то себя занять..-2

Точно так же невозможно определить, что эффективнее для самозащиты: спортивные единоборства (и какие именно) или какая-либо система самозащиты. Это было бы возможно сделать имей мы на руках точные объективные статистические данные по опыту применения и участию в стычках представителей конкретных рассматриваемых дисциплин. Но таких данных попросту нет. Зато есть пристрастные субъективные мнения, основанные на собственном субъективном опыте (в лучшем случае, но это значительно реже) и представлениях (значительно чаще). И вот эти самые мнения люди и обсуждают не имея на то достаточного основания. Выяснить же эмпирическим путём это не получится, так как вне зависимости от того, что бы мы себе не навоображали, и даже не натренировали в тепличных условиях зала, в реальной критической ситуации человек будет находится под действием совсем другого биохимического коктейля, эмоций и прочих внутренних и внешних факторов. Учения, знаете ли, несколько отличаются от реального боя...

И даже умение применять технику в поединке не может в этом случае выступать достаточным основанием для выводов. Это лишь косвенный критерий. Хотя бы потому, что любой спортивный поединок идёт по определённым правилам и, в целом предсказуем. Чего нельзя сказать про ситуацию, когда требуется применять навыки самозащиты. Мне это сильно напоминает высказывание из Анны Карениной: Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. В качестве несчастной семьи выступает как раз "критическая ситуация".

Единственное, что может служить хоть каким-то основанием — опыт решения подобных проблем в прошлом. И чем этот опыт будет богаче, тем меньше будет подверженность стрессу в критической ситуации (со всей вытекающей биохимией) и больше возможности адекватного применения навыков.

Кстати, о навыках... приведу отрывок из лекций, которые я читаю для инструкторов БИ.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
- Автоматизированный характер выполнения как отдельных операций, так и действий в целом
- Высокая быстрота действия
- Стабильность
- Высокая прочность закрепления в практической деятельности
- Высокая надёжность
- Экономичность
ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
В процессе выполнения движения благодаря сенсорным коррекциям происходит его обогащение и развитие.
Движение первоначально возникает как одноуровневое, т.е. регуляция движений осуществляется только при работе одного — ведущего — уровня. В результате внутренних перестроек одноуровневое движение становится многоуровневым. Затем низшие уровни начинают работать автономно, то есть на основе соответствующих сенсорных коррекций эти мозговые структуры контролируют правильное выполнение отдельных элементов движения.
Выработка навыков происходит благодаря нахождению решения двигательной задачи, что, в зависимости от её сложности и специфичности, осуществляется различными уровнями регуляции движений с привлечением соответствующих сенсорных коррекций.
Суть работы инструктора БИ, как педагога, состоит в том, чтобы последовательно провести учеников по всем этапам и фазам, внимательно отслеживая результаты и вовремя корректируя их с помощью тех или иных педагогических приёмов, формируя у учеников устойчивые двигательные навыки.
Овладение этими навыками в должной мере и есть овладение тем или иным видом БИ, а также уровнем мастерства в нём. Задача обучения двигательным действиям может считаться выполненной лишь тогда, когда преподаватель научит своих учеников двигательным навыкам, умению различать обстановку и умению выбирать соответствующие данной обстановке действия.

Исходя из вышесказанного я предлагаю подумать, какие именно навыки развиваются в спортивных единоборствах, насколько они являются тождественными требуемым навыкам для самозащиты, чем они помогают и чем вредят. И что именно вы сравниваете, когда спорите...

One more thing...

Читая некоторые комментарии я из раза в раз убеждаюсь, что многие просто не понимают разницы между единоборством (и спортивным единоборством в частности), боевым и воинским искусством. Постоянно путают, подменяют и смешивают одно понятие с другим. Происходит это так же исключительно из-за собственного субъективного восприятия транссубъективного предмета, которого, к тому же, на самом деле и нет.

И что же со всем этим делать?

А ничего. Тренироваться и практиковать не тратя время на всякую чепуху типа оценочных суждений. Правильно понимать и осуществлять своё целеполагание. Выбирать инструменты (каковыми и являются БИ в широком смысле слова) адекватно СВОЕМУ целеполаганию. Перестать рассказывать мифы, прежде всего себе самому. Помнить, что любое БИ — это, прежде всего, Путь. Но любой Путь имеет смысл лишь тогда, когда имеется путник по нему идущий, и именно путник создаёт этот Путь, когда следует по нему, а не наоборот.

#боевые искусства #единоборства #спортивные единоборства #будо #будзюцу #самооборона #самозащита #мышление #логика #законы логики