Я пришла работать в школу в 1983 году, еще в прошлом веке.
Как давно это было! А вроде и недавно. Стоило погрузиться в воспоминания, как в памяти начали всплывать мельчайшие детали того времени.
У меня было свободное распределение, поэтому после окончания университета вернулась в родной город. Мою трудовую книжку открывает запись: «Принята на работу 23 августа 1983 года», правда, почему-то учителем математики. Эта нелепая ошибка обнаружилась только лет десять спустя, когда появились категории, и в трудовой нужно было сделать следующую запись.
Я филолог, учитель русского языка и литературы, и, несмотря на то, что более пятнадцати лет назад сменила профессию, все-таки во многом остаюсь учителем.
Учебный год для учителей всегда начинался немного раньше, чем для учеников, так как нужно было подготовить класс, проверить списки, принять учебники.
Принять учебники – это для хрупкой девушки почти как разгрузить вагон дров для крепкого мужика!
В классах тогда было по сорок два человека. В среднем ученику выдавалось около десяти учебников. Если умножить сорок два на десять получится четыреста двадцать. Столько учебников нужно было перенести из библиотеки, находящейся в одном крыле огромной школы в самый дальний кабинет, находящийся в другом крыле.
Самый дальний кабинет, который достался мне, значился под номером тридцать семь. Когда спрашивали:
– Как найти тридцать седьмой? – объясняли:
– В самом дальнем крыле, рядом с восемнадцатым.
Ориентир поражал своей простотой и логикой.
И все эти учебники в количестве четырехсот двадцати штук нужно было перенести туда. Это потом уже, в последующие годы, я приглашала учеников, и они с удовольствием мне помогали. Но тогда, когда я только пришла в школу и никого не знала, пришлось перетащить этот груз на себе.
Накануне Первого сентября прошел педсовет, открывший дверь в новую взрослую жизнь: детство (а юность по сути тоже еще детство) закончилось.
Кстати, до начала работы я всегда была самой младшей в любом коллективе. Так как у меня день рождения в октябре, и родители, ничтоже сумняшеся, отдали меня в школу в шесть лет, я была младше всех в классе, потом на курсе к университете, и потом в школе.
Но полетели годы, пришли молодые учителя, и я перестала быть самой младшей.
А сейчас зачастую оказываюсь в коллективе старше всех.
Мы всегда с нетерпением ждали Дня учителя. Хотя почему-то самого первого праздника я не помню. Как книги таскала – помню, а как праздновали первый День учителя – нет.
Ощущение праздника всегда появлялось уже накануне, в пятницу. В субботу учителя и ученики приходили в школу в приподнятом настроении. Море улыбок, цветов, сокращенные уроки (это мне очень нравилось), а потом коллективный праздник. Все были молоды и веселы.
В девяностые годы директор нашей школы вдруг встал в позу и перестал сокращать уроки – положил свою ложечку дегтя. Меня это оскорбило, и в знак протеста перестала ходить на праздники. Да они, надо сказать, к тому времени приобрели формальный характер.
А в 1994 году День учителя по решению ЮНЕСКО стал всемирным, и отмечать его стали пятого октября, в день, выпадающий по календарю. Получилась путаница, учителя не принимали эту дату и продолжали праздновать по-старому.
Давно не работаю в школе, но часто общаюсь с коллегами, иногда бываю на праздниках.
Вот и сейчас получила приглашение на пятое октября. Привыкли к новой дате или это дополнительный праздник? Узнаю – расскажу.
А сегодня поздравляю всех коллег с Днем учителя! Принимайте поздравления вплоть до пятого октября. Хороших слов много не бывает.
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать, – сказал Уинстон Черчилль.
Важно помнить это и использовать в мирных целях.
С праздником!