Егор Иванович Маковский был хоть и не профессиональный, но талантливый художник и один из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Три его сына – Константин, Владимир и Николай – сами стали художниками. Художницей была и дочь Александра. Не удивительно, что и внук Александр Владимирович Маковский тоже стал художником. Природа и на нем не отдохнула, хотя выйти из «звездной» тени прославленных родственников ему до конца не удалось.
О жизни Александра Маковского, увы, известно не так много, как о других членах его семьи. Он родился в 1869 году, в 15 лет поступил в основанное дедом училище, где его наставниками были И.М. Прянишников, В.Д. Поленов и родной отец. В 1889 году за выпускную картину «Ценители искусства» награждён большой серебряной медалью. Затем отправился в Париж, где учился в частной художественной школе французского живописца Фернана Кормона. В 1894 году он вернулся в столицу и поступил в Академию художеств. Уже через год он ее закончил и стал хранителем Педагогических курсов при Императорской Академии художеств, а затем и руководителем курсов. Была у Александра Маковского и своя частная художественная школа. В 1911 году за несколько портретов Маковскому было присвоено звание академика. В 1913 году он стал руководителем Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры Императорской Академии художеств (после реформы АХ она была разделена на две части, для обучения студентов было выделено отдельное училище). Маковский был успешным педагогом и создавал учебные пособия. Также как отец, он был передвижником. Давайте взглянем на некоторые его работы.
Художник довольно много путешествовал по России в поисках интересных видов и типажей. Еще во время учебы студенты художественных ВУЗов традиционно выезжали на этюды. Кто-то отправлялся в ближайшие пригороды, кто-то изыскивал возможность отправиться дальше, часто с товарищами по учебе. Популярным направлением было Поволжье. Многие московские ученики отправлялись в Плес. После выпуска они продолжали и дальше писать полюбившиеся места.
Праздник Флора и Лавра отмечался 31 августа. Эти святые традиционно считались покровителями лошадей. До революции этот праздник масштабнее всего отмечался среди русского населения, на территории современной Белоруссии праздновали реже, на территории современной Украины еще реже. В этот день традиционно лошади не были задействованы ни в какой работе. Их окропляли святой водой, иногда украшали, иногда устраивались крестные ходы. На заднем плане мы как раз видим лошадей.
Жанровые сценки на тему деревенского быта весьма популярны в то время. В том числе востребованы были сценки из жизни украинских сельских жителей. Их часто печатали на открытках огромными тиражами. Подобными картинами особенно славились Пимоненко и Трутовский. Это полотно тоже можно было увидеть на открытках.
Натюрморты художник писал редко. Этот примечателен тем, что отображает забытую ныне традицию. Помимо привычных крашеных яиц, кулича и творожной пасхи на столе можно увидеть цветы в горшочках. За несколько недель до Пасхи люди дома высаживали цветы, например, гиацинты и нарциссы, чтобы к празднику украсить ими стол.
Помимо жанровых сцен и пейзажей Александр Маковский писал портреты
Портрет коллеги-передвижника Волкова точно передает и внешность этого человека, и его непростой характер. Кстати Волков - замечательный художник, но это уже совсем другая история.
Умер Александр Маковский в 1924 году.
Этот материал также можно увидеть на моем канале тут
#история #живопись #искусство