Найти в Дзене
artsy boy

Искусство и жизнь: Vuitton + Кунс

В 2017 г. Louis Vuitton объявил о запуске нового арт-проекта с Джеффом Кунсом (Jeff Koons). На поверхность сумок и аксессуаров Louis Vuitton художник перенес свой масштабный проект "Gazing Ball", вернее, его живописную часть (в серии работ представлены также скульптуры). Суть серии "Gazing Ball Paintings" в том, что Кунс создал масштабные копии самых знаменитых картин в мире: работы Рембранта, Фрагонара, Делакруа, Курбе, Мане, Моне, Ван Гога и многих других — всего 35 полотен, которые Кунс воспроизвел на холстах самым классическим образом — масляными красками на холсте, и воспроизвел весьма достоверно. Главное отличие версий Кунса от оригинала — это заявленный в названии серии "Gazing Ball" ("шар для наблюдения" представляет собой круглый стеклянный предмет, который часто имеет отражающую зеркальную поверхность. Ведет свою историю из Венеции XIII в. и впоследствии был повторно популяризирован немцами при короле Людвиге II Баварском).

Блестящий стеклянный шар кобальтового цвета приставлен к каждому полотну и держится на специальном алюминиевом выступе, незаметном с первого взгляда. С помощью такого простого акта Кунс награждает созданную им копию великого полотна иным содержанием. В зеркальной поверхности этого "магического шара" сама картина отражается в ином измерении, и в нем же одновременно отражается любой смотрящий — таким образом Кунс вступает в воображаемый диалог с художниками прошлого и призывает к нему зрителя.

Джефф Кунс, Gazing Ball (Ульям Тернер, "Древний Рим", 1839 г.), 2021 г.
Джефф Кунс, Gazing Ball (Ульям Тернер, "Древний Рим", 1839 г.), 2021 г.

При изучении истории искусства, становится очевидным, что все художники ссылаются друг на друга — "Охота на тигров" Рубенса ссылается на утерянную картину да Винчи "Битва при Ангиари", и по произведению Рубенса мы имеем представление о том, что такое "Битва при Ангиари". Очевидно, что Рубенс улавливает все динамические качества композиции да Винчи, а да Винчи, конечно же, оглядывался на Верроккьо, Уччелло и Мазаччо, поэтому все эти работы неизменно связаны друг с другом. Эти связи — именно то, что сегодня призвана вызвать в воображении серия "Gazing Ball".

Лея Сейду в рекламной кампании "Masters", 2017 г. © Louis Vuitton
Лея Сейду в рекламной кампании "Masters", 2017 г. © Louis Vuitton

"Суть проекта "Gazing Ball" не в копировании, а в единении, в концепции соучастия. Это акт видения и взаимоотношения с картинами. Каждый в этом диалоге разделяет радость и удовольствие, — объяснил автор газете The Guardian в 2015 году. — Но эти картины сильны лишь с "магическим шаром", уберите его, и они потеряют свою силу и перестанут быть тем же феноменом". Этот шар "представляет необъятность вселенной и в то же время подчеркивает интимность момента здесь и сейчас".

Коллекция сумок и аксессуаров Masters своего рода продолжение этой серии работ, но в более ироничном ключе. Помещая великие шедевры высокого искусства на утилитарные объекты ежедневного потребления Кунс зацикливает философию поп-арта, в котором обыденные вещи становились произведениями искусства.

"Работа художника — делать жесты, гуманитарные акты и демонстрировать людям, где их собственный потенциал.
Искусство — это не про объект и это даже не про образ, это про самого зрителя. Только при контакте со зрителем и происходит искусство. Искусство это то, что возникает внутри нас, в тот момент, когда мы восхищаемся каким-то произведением".
— Джефф Кунс.
-5