Многие пассажиры первой линии подземки северной столицы замечают что когда поезд подходит к станции, то по всему составу пробегает "световая волна"- поочерёдно во всех вагонах гаснет свет и снова зажигается. Кто то уже привык, кто более опытный знают что поезд прибывает к станции и начинают готовиться к выходу, а кто посещает наше заведение первый раз, пугаются. Давайте разберёмся что к чему и начнём мы из далека....
Как "питается" поезд
Наверняка все знают что поезда в метрополитене ездят на электричестве, но не все знают как это электричество поступает к моторам. Люди далёкие от метрополитена, но хоть чуть чуть изучающих физику за 9 класс знают что для питания какого либо электроприбора нужен источник энергии, а ещё они знают что есть какой то "плюс" и какой то "минус" и их ни в коем случае нельзя путать. Дак вот в метро все тоже самое. "Минусом" выступает рельс, а "плюсом".....неее не второй рельс, а третий. Да да, в метро три рельса, два ходовых и один контактный. Дак вот по этому контактному рельсу и приходит тот самый" плюс" Обычно он находится под платформой и увидеть его очень тяжело, но если посетить конечную станцию Девяткино, то его будет видно. Это такая длинная" колбаса" подвешенная над землёй,по нему скользит токоприемник установленый на каждом вагоне по которому и поступает напряжение к моторам
Вот этот самый рельс проходит по всем тоннелям, по всем станциям от конечной до конечной и питает энергией все поезда на данной линии. Но.... представим ситуацию, что на станции на рельсы упал человек. Не будем думать о плохом и решим что человек жив, а поезд успел остановиться на середине платформы. Все счастливы. Теперь надо эвакуировать человека на платформу.Но как мы помним у нас у платформы тот самый рельс под напряжением и теперь путь спасения становится опасным для человека. Что делать? Будем обесточивать.. но тогда у нас вся линия встанет? Ну уж нет так не пойдёт. И тогда наши умные инженеры придумали " А давайте весь этот рельс поделим на участки с отдельным питанием каждого, чтобы при аварии на одном участке не пропадало напряжение на остальных" Так и сделали и назвали это дело умным словом " фидерные зоны" Но тогда столкнулись с другой проблемой... если поезд не полностью заедет на станцию то его хвост останется в тоннеле. Ну отключим мы рельс на станции а в тоннеле то есть напряжение, а поезд железный и тогда он передаст ток с "хвоста" в "голову" и рельс снова будет под напряжением. Что делать? И вот мы подошли к ответу на главный вопрос сей писанины.....
Куча умных слов....
Дак вот, перед каждой станцией не далее чем 50 метров есть так называемый неперекрываемый токораздел длинной не менее 14 метров... пффф голова кругом от таких слов. Давайте разбираться что все это значит. Это значит что перед станцией есть разрыв в контакном рельсе (надеюсь ещё не забыли что это:))) длиной не менее 14 метров. Для чего? А для того чтобы вагон проезжающих в этом месте был гарантированно обесточен. Рельса нет-тока нет. И получается что данный вагон будет являться "разрывом" между участком в тоннеле под током и отключеным участком на станции. А так как каждый вагон автономен в питании от других, то получается что когда поезд едет к станции то каждый вагон попадает на этот токораздел и в нем гаснет свет (так как питаться неоткуда), но потом заезжает под следующий рельс ток снова появляется и свет загорается, а так как скорость движения состава немаленькая то и выглядит это как мигание:)