Найти в Дзене
Оля и буквы

Jigsaw на уроках русского языка и литературы: когда времени мало, а материала много

Оглавление
Jigsaw от англ. “головоломка”
Jigsaw от англ. “головоломка”

Групповая работа – это трудно по ряду причин:

  • невозможно проследить за образовательным результатом каждого ученика;
  • в каждой группе рождаются свои мысли, поэтому полученный результат неравномерный;
  • есть тихие ребята, которые предпочитают отмалчиваться в группе.

На всё это есть интересный инструмент, развивающий самостоятельность, коммуникативные способности и речь – Jigsaw.

Впервые столкнувшись с форматом, я испугалась. Правила показались слоёными, непонятными. Но это связано только с тем, что у нас было сильно больше групп для работы, чем в обычном школьном классе. В школьной практике будет трудно провернуть три-четыре перехода, поэтому расскажу о том, как применить формат на примере класса из 25 человек.

Шаг 1

5 групп по 5 человек
5 групп по 5 человек

Ученики объединяются в группы по цвету или знаку. Можно заранее нарисовать цветочек определенного цвета у них в тетради, можно раздать цветные стикеры, можно рандомно вытянуть листочек с обозначениями. каждой группе даётся задание – это может быть работа с текстом, видео, цитатами или характеристиками героев. Обязательно сказать ученикам о том, что необходимо фиксировать информацию и быть внимательными, потому что следующим шагом будет презентация темы этой группы внутри новой.

Шаг 2

5 новых групп – темы внутри одной не повторяются
5 новых групп – темы внутри одной не повторяются

Второй код – знак, который вы оставили – обозначает принадлежность к новой группе. В этой группе есть представители от каждого круга из прошлого шага. Ученики презентуют материалы, которые они изучили на прошлом шаге. таким образом, каждая группа получает информацию обо всех материалах.

Как вписать в урок литературы? Примеры

  • характеристики героев: каждая группа описывает своего персонажа; конечным результатом может быть сводная таблица;
  • средства выразительности (урок теории литературы): повторение или новое знание об эпитетах-метафорах-сравнениях и вот этом всём прекрасном; можно оформить в интеллект-карту;
  • работа с -измами (урок обобщения): литературные направления внутри каждой группы; в конце – лента времени;
  • критические статьи: группы обозначают позицию критика по заданному вопросу; в конце можно составить облако цитат (здорово визуализируется разнообразие мнений вокруг одной темы!).

Для каких тем на уроках русского языка подойдёт формат?

  • выходные уроки в начале года: про славянские языки, значение русского языка и пр.
  • работа с синонимами-антонимами-омонимами
  • стили речи
  • части речи
  • члены предложения
  • принципы русской орфографии
  • лексика ядра и периферии

…и многие другие, дело только в вашей фантазии!

_____

Формат достаточно гибкий, если извернуться в рамках урока, то можно и 3-4 круга сделать (с разным кодированием соответственно), углубляясь в тему. На мой взгляд, проще применять на уроках литературы – простора для фантазии больше, само обсуждение выданного материала вовлекает больше ребят, чем на русском. Но тут уже дело формулировки задания, можно и на языковых уроках сделать что-то невероятное, что даже тот самый бойкий парень с задней парты увлечётся.

Часто ли вы устраиваете групповую работу? Как удаётся поддержать дисциплину на таких уроках? Поделитесь в комментариях :)