Судьба книг Астрид Линдгрен в Советском Союзе удивляла самого автора. Приятно, когда тебя любят, но чтобы ТАК?! Чем так созвучны этим странным пионерам Пеппи и Карлсон, Эмиль и Мио, Рони и Расмус?
Впрочем, о празднике непослушания, и одновременно о взаимопонимании с родителями, наверное, мечтают все. Взаимоисключающие мечтания? Ну и что? Дети на то и дети, чтобы хотеть всё и сразу!
И как же хотелось автору поделиться славой с многолетней подругой, ставшей её постоянным художником. Можно сказать, личным. С Илон Викланд.
Это же был многолетний дуэт, можно сказать, соавторы!
Но нет. У нас книги Линдгрен издавали с чьими угодно иллюстрациями, только не с картинками прижизненного классика. Очень долго. Почему?!
Разгадка - в биографии художницы. Эстонка, она в 1944 году рванула на Запад от "наступающих азиатских орд". Ей было только четырнадцать лет, и её мать уже лет шесть жила в Италии. Жила и совершенствовалась в живописи.
А может, " красные" здесь и не при чем? В конце концов жила при них и училась в школе целых два года, в 1939-41. Но шесть лет без матери - А тут такой случай добраться к ней в общем потоке.
Добралась, несколько лет училась. Затем - Венгрия, довелось пожить и в Англии, и окончательный выбор - Швеция. И сегодня живёт в Стокгольме. Илон Викланд уже девяносто два года.
Ещё в начале 50-х она выбрала иллюстрацию, причём именно иллюстрацию детскую Сказки.
А с Астрид Линдгрен познакомились в издательстве. Двадцатилетняя художница сразу понравилась сказочнице. Самая первая их "совместная" сказка - "Мио, мой Мио!"
Утонченная романтика "Мио" - и нарочито "бытовой" Карлсон. Со всеми подробностями жизни "обыкновенной семьи в обыкновенном Стокгольме"!
И ведь никаких самоповторов! Лиричный Малыш Сванте Свантесон совсем не похож на Лотту с Горластой улицы!
А это - "Весна в Буллербю". В этой крошечной деревушке детство и сегодня такое же, как и сто лет назад: дети растут дружной разновозрастной ватагой. В лесу, на озере, в крошечной школе с единственной учительницей... А зверушки - лучшие игрушки.
Чем эта патриархальная жизнь отличается от "городской-современной"? Здесь все знают: что сделаешь - то и будет сделано. И если не сделаешь ты - придётся делать кому-то другому. А зачем дополнительно нагружать и без того занятых родителей? Уж лучше так: всем вместе и побыстрее. Чтобы скорее на волю.
А маленький но уже самый настоящий крестьянин Эмиль умеет решительно всё, но сегодня ему позволено скакать на Лукасе. Хоть целый день! Ещё бы - не каждый в свои семь лет может заработать для хозяйства целого КОНЯ!
На основе этих иллюстраций был даже сделан мультфильм "Эмиль и Ида":
Но вслед за писательницей и художник не скрывает, что не всё в этом мире хорошо. И не всё в нашей власти изменить. Бедность, смертельная болезнь... Старший брат отлично знает, что младший долго не проживёт.
Но что будет ПОТОМ? Посмертье? Бессмертье?
Или просто ЖИЗНЬ, какой у братьев просто не могло быть при жизни?
Но всё хорошо не бывает даже в раю!
Работы последних лет - живопись. Но эти картины вполне могли бы стать иллюстрациями к детским книгам!
На родине художницы, в городке Хаапсалу, в Эстонии, открыт музей книжной иллюстрации "Страна чудес Илон". В 2009 году. Илон Викланд стала почётным гражданином города.
Не только у нас жить надо долго!
Другие рассказы о художниках здесь: