Этот текст писал для канала БиС год назад. Пришло время опубликовать его здесь.
Прошлые части повествования зафиксировали первые итоги карьеры музыканта.
Если бы в его творческой жизни после этого не происходило бы никаких ярких событий - можно было бы с уверенностью назвать музыканта уже состоявшимся: новатором, влиятельной творческой личностью и живым классиком. По большому счёту, в самом начале предыдущей части, Херби впервые и предстал перед нами как живой классик, участвуя в концерте V.S.O.P., но участь живой легенды прошлого не устраивала музыканта и он продолжал изо всех сил стремиться не отставать от моды. Его эксперименты в R&B музыке конца 70-х были вполне заметны на медийном рынке, но, к сожалению, они не были флагманскими вплоть до 1983-го года.
Что же такого произошло в 1983-м, что так резко изменило звучание его пластинок?
Во-первых, случилось знакомство с молодыми, талантливыми и пока только набирающими обороты музыкантом-экспериментаторами из группы Material.
Material - экспериментальная инди-группа начала 80-х, основанная бас-гитаристом Биллом Ласвеллом и его другом, клавишником Майклом Бэйхорном, пытавшаяся смешать R&B, в частности фанк, джаз и панк-рок. Альбомы группы очень сильно отличались друг от друга по звучанию - музыканты каждый раз пытались прыгнуть выше головы. Как пример звучания коллектива - их EP 1981-го года American Songs:
Bill Laswell – bass
Michael Beinhorn – synthesizer, vocals
Fred Maher – drums, guitar, vocals (tracks 1 and 2)
Cliff Cultreri – guitar (tracks 3 and 4)
Bill Bacon – drums (tracks 3 and 4)
Кроме группы Material, интересна сольная пластинка Ласвелла, предвосхищающая местами музыку, получившуюся в сотрудничестве с Херби Хэнкоком - альбом Baselines 1982-го года.
Bill Laswell – Ibanez 8-string, Fender 6-string, Fender Fretless Precision, Music Man Sting Ray, Steinberger bass
Michael Beinhorn – Prophet-5, synthesizer, shortwave, tape (A1, A2, A4, B1, B2, B4, B5)
Ralph Carney – bass saxophone and contrabass clarinet (A1, A2, B1)
Fred Frith – guitar and violin (A4, B1, B4, B5)
George Lewis – trombone (A1, A2, B1, B4)
Ronald Shannon Jackson – drums (A1, A4, B1, B4, B5)
David Moss – voice, steel drum and percussion (A3, B5)
Daniel Ponce – congas (A2, A3, B2, B4)
Phillip Wilson – drums (A2)
Херби Хэнкок сделал то, что, к примеру, провернул Майлз Дэвис с самим Хэнкоком в своё время для создания нового звучания - окружил себя музыкантами нового поколения.
Перед тем как подписать контракт с новыми музыкантами, Хэнкок отправился по приглашению Ласвелла послушать, в качестве референса оттенков нового молодёжного звучания, выступление только набирающего популярность молодого рэп-исполнителя Afrika Bambaataa и ди-джея D.ST. (Диск жокей - к началу 80-х становится новой модной профессией в танцевальной музыке. Теперь это не просто парень, меняющий пластинки в танцзале - это уже музыкант, который создаёт свою музыку вживую из фрагментов записей на виниловых пластинках с помощью двух проигрывателей, микшерного пульта, ловкости рук, своей музыкальной эрудиции и вкуса. Некоторые ди-джеи к этому времени начинают использовать новое изобретение - скрэт - это эффект, когда диск жокей вручную крутит диск взад-вперёд подгоняя по ритму запись на следующей пластинке к темпу предыдущей). Новая молодёжная музыка тогда звучала примерно так:
После этого выступления Херби перестал сомневаться - контракт был заключен. Результатом их совместной работы стал трек Rockit. Кстати, нашлось место в новой группе и ди-джею D.ST. В записи сингла Rockit впервые был использован скрэтчинг!
Интересный факт. Когда музыканты закончили работу над треком, будучи в Лос-Анджелесе, именно там проходили заключительные студийные сессии, коротая время перед вылетом самолёта обратно в Нью-Йорк, решили зайти в магазин стереосистем. Так вот, в качестве теста стерео-аппаратуры музыканты включали имеющуюся у них копию пока ещё нигде не опубликованной композиции Rockit, чем вызвали жгучее любопытство продавцов и посетителей магазина. Так будущий хит прошёл своё первое боевое крещение.
Клип был снят уже знаменитым к тому времени тандемом клипмейкеров Godley & Creme - Кевином Годли и Лолом Кремом. Друзья были музыкантами, выходцами достаточно известной в 70-е, группы 10cc, но в силу разных причин переквалифицировались с написания музыки на производство музыкальных видео.
Сказать, что сингл произвёл фурор - это ничего не сказать. Трек стал гимном целого поколения брейк-дансеров и, как следствие, сильно повлиял на дальнейшее развитие поп-музыки.
Сингл "Rockit" получил премию "Грэмми" за лучшее инструментальное исполнение в стиле R&B в 1983 году, а в 1984 году - пять наград MTV Video Music Awards.
В том же, 1983-м, выходит и полноформатный альбом новоиспечённой группы Херби Хэнкока - Future Shock, содержащий заглавным трек Rockit:
Herbie Hancock – piano, synthesizer, Fairlight CMI, keyboards
Bill Laswell – electric bass
D.ST. – turntables, "FX"
Pete Cosey – electric guitar
Michael Beinhorn – keyboards
Daniel Poncé – percussion
Sly Dunbar – drums, percussion
Dwight Jackson Jr. – lead vocals on "Future Shock"
Lamar Wright – lead vocals on "Rough"
Bernard Fowler, D.S.T., Roger Trilling, Nicky Skopelitis – backing vocals
Видео выступления группы Rockit, с которой Хэнкок теперь ездит с успешными гастролями.
В нашей стране, в 1986-м году, вышел фильм Курьер молодого режиссёра Карена Шахназарова, если помните, в конце фильма молодёжь танцует брейк-данс. Интересно то, что из-за авторских прав, или ещё по какой причине, но в фильме использовали кавер-версию композиции Хэнкока, записанную коллективом B.T. & The City Slickers, вышедшую на сборнике Breakdance 1984-го года, изрядно механическим способом убыстренную в фильме.
Следующий альбом Хэнкока 1984-го года в новом стиле - Sound-System также раскупят как горячие пирожки. За этот альбом Хэнкок опять получит Грэмии как за лучшую запись в стиле R&B - это уже второй год подряд! Вообще, успех новой группы Rockit по продажам затмит успехи Headhunters.
Herbie Hancock – Yamaha DX7 (1, 2, 4, 5, 6), Fairlight CMI (1-4, 6), Rhodes Chroma (1, 4), E-mu 4060 digital keyboard (1), Apple IIe computer (1), acoustic piano (3, 4, 5), Memorymoog (4), clavinet (6)
Will Alexander – Fairlight CMI programming (1, 2, 3, 6)
Rob Stevens – synthesizers (1, 4), programming (4)
D.S.T. - turntables (1, 2, 6), sound effects (1, 2, 6)
Henry Kaiser – guitar (1, 2)
Nicky Skopelitis – guitar (1, 6)
Bill Laswell – electric bass (1, 4, 6), Oberheim DMX (1, 2, 4, 6), tapes (1, 4), shortwave electronics (2)
Anton Fier – Simmons drums (1, 2, 6), percussion (1, 2, 6), cymbals (2), Synare (6), timpani (6)
Daniel Poncé – assorted percussion (1, 3)
Aïyb Dieng – assorted percussion (2, 4, 5, 6), Roland TR-808 (5)
Foday Musa Suso – assorted percussion (2, 6), dusunguni (2, 4), balafon (2), kora (4, 6), kalimba (4), guitar (6)
Hamid Drake – cymbals (3)
Wayne Shorter – lyricon (2), soprano saxophone (3)
Bernard Fowler – voice (2), vocals (3, 5), vocal arrangements (3, 5)
Toshinori Kondo – speaking voice (2), trumpet (6)
Альбом Sound-System получился более разнообразным, чем Future Shock. Можно отметить здесь участие соратника Хэнкока по второму великому квинтету Майлза Дэвиса, саксофониста Уэйна Шортера на композиции Karabali.
Ещё один интересный факт. Трек с альбома - Junku был написан для летних Олимпийских игр 1984 года в Лос-Анджелесе. Он послужил темой «Поля». Нужно отметить участие в этой записи африканского музыканта Фодая Мусы Сусо, играющего на африканских народных инструментах.
Сотрудничество Хэнкока с Фодаем не ограничится участием в записи "олимпийского" трека. В следующем, 1985-м году, выйдет пластинка, записанная в Японии с ним в дуэте. Это релиз - Village Life:
Herbie Hancock - detunable Yamaha DX1 synthesizer, Yamaha RX-11 drum machine programming
Foday Musa Suso - kora, talking drum, vocals
В 80-е, Херби Хэнкок возвращается в киномузыку. Отныне его работа в кино будет иметь более регулярный характер.
В 1984-м году выходит на экраны фильм Армейская история режиссёра Нормана Джуисона
Признаюсь, я ещё сам не смотрел ни одного из тех фильмов, что сегодня будут здесь упомянуты, однако, советую их посмотреть, прислушиваясь к саундтреку, написанному композитором. Лично я себе уже запланировал это удовольствие. А пока насладитесь трейлером:
Следующая работа была выпущена в следующем, 1985-м году - это фильм Полночный джаз (Round Midnight) режиссёра Бертрана Тавернье. Фильм и о музыканте и о джазе. Главную роль в фильме играет ни много ни мало сам Декстер Гордон! Для тех, кто не знает - один из великих джазовых саксофонистов.
Херби Хэнкок, кроме работы над саундтреком указан так-же в качестве актёра! Также в эпизодах вы можете увидеть Джона Маклафлина, Уэйна Шортера, Тони Уильямса, Рона Картера, Фредди Хаббарда и других.
В 1986-м году Херби Хэнкок скомпонует саундтрек и выпустит в виде альбома. 'Round Midnight - Original Motion Picture Soundtrack
Herbie Hancock - Composer, Piano, Producer
Dexter Gordon - Sax (Soprano), Sax (Tenor)
Bobby McFerrin - Vocals
Lonette McKee - Vocals
Chet Baker - Trumpet, Vocals
Freddie Hubbard - Trumpet
Bobby Hutcherson - Vibraphone
Wayne Shorter - Sax (Soprano), Sax (Tenor)
John McLaughlin - Guitar
Cedar Walton - Piano
Ron Carter - Bass
Pierre Michelot - Bass
Billy Higgins - Drums
Tony Williams - Drums
В 1986-м композитор поучаствует ещё в двух фильмах. Это История Джорджа МакКенны с молодым ещё Дензелом Вашингтоном в главной роли, режиссёра Эрика Ланёвилля
и Танцор Джо Джо, это твоя жизнь режиссёра Ричарда Прайора.
Если вы заметили, Хэнкок в эти годы почти не выпускает новых пластинок, видимо, киномузыка забирает слишком много времени. Однако, в 1988-м году у музыканта всё-таки успеет скопиться материал для нового альбома. Perfect Machine будет продолжением идей группы Rockit, хотя для конца 80-х это звучание уже начнёт попахивать нафталином. Как видим Хэнкок при выпуске нового альбома уже обойдётся без компетенций Билла Ласвелла.
Herbie Hancock – piano, Fairlight CMI Series I & II, Rhodes Chroma, Macintosh Plus, Yamaha DX1, Yamaha DX7 and DX7IIFD, Kurzweil K250, Yamaha TX816, Oberheim Matrix–12, Akai S900, vocoder
Jeff Bova, Pete Sturge – synth programming
Bootsy Collins – bass guitar, vocoder
Mico Wave – Minimoog bass, talk box, vocoder
Pete Sturge - keyboards, samples and editing
Nicky Skopelitis – Fairlight drums
Grand Mixer DXT – turntables, sound effects
Leroy "Sugarfoot" Bonner – vocals
Это последний студийный альбом Хэнкока, выпущенный в 80-е. Музыкант продолжает увлекаться музыкой для кино. Кроме того это последний альбом, записанный на студии Columbia records, с которой на этом у Хэнкока закончится многолетнее плодотворное сотрудничество.
В 1988-м году выйдет фильм - Боевик Джексон режиссёра Крэйга Р. Бэкслиса с саундтреком композитора.
В этом же 1988-м выйдет ещё один фильм с музыкой Хэнкока - Цвета режиссёра Денниса Хоппера с Шоном Пенном и Робертом Дювалем в главных ролях.
Последний фильм, над которым успеет поработать композитор в 80-е будет картина Эдди Мёрфи - Гарлемские ночи.
В 1991-м выйдет последний фильм, к которому он напишет саундтрек - комедия режиссёра Майкла Шульца - На широкую ногу.
Как видим, несмотря на эпизодические выпуски альбомов и выступления Херби постепенно переквалифицировался в кинокомпозитора. Вообще, с точки зрения успеха - это десятилетие принесло музыканту наибольшее количество денег. Его проект Rockit с коммерческой точки зрения затмил все его предыдущие достижения, что позволило музыканту не работать на износ, выбирая чем заняться для своего удовольствия. Этим, думаю, объясняется его не очень богатая на релизы дискография в 80-х. Следующая часть о музыканте будет заключительная - не так много уже осталось обозревать.
Продолжение:
Хотите ещё?
Биографии джазовых музыкантов:
Попытка объять развитие джаза 70-х в США:
Биография Роберта Фриппа:
Если понравилось, не забудьте подписаться!