Найти в Дзене

Страна героев: как капитан дальнего плавания Валентина Орликова снималась в американском кино и почему с ней матросы зарабатывали больше

В 1960 г. звание Героя Социалистического Труда присвоили капитану дальнего плавания из Мурманска Валентине Яковлевне Орликовой. В свои 45 лет она уже тринадцать лет стояла на капитанском мостике рыболовецких судов, в том числе больших «морозильников». А до этого, во время войны, в качестве штурмана водила транспорт по Севморпути и в Америку.

Когда в 1943 г. теплоход «Двина», совершивший рейс от Владивостока до Нью-Йорка и обратно, попал в американский военный киножурнал Army-Navy Screen Magazine, его авторы взяли большое интервью именно у Орликовой – и понятно, почему: девушка-штурман была не только красива, как голливудская звезда, но и неплохо говорила по-английски.

Рассказывала преимущественно о личном: до войны Валентина Яковлевна успела не только поучиться на кораблестроителя, а потом и на судоводительном факультете Ленинградского института инженеров водного транспорта. Но и – в промежутках между периодами учебы – поработать на строительстве канала «Москва – Волга» (по комсомольскому набору) и родить ребенка. Муж Борис в это время ходил вторым помощником на другом судне...

Сын Александр, родившийся в 1940 г., мало видел маму в детстве: такая уж профессия – капитан дальнего плавания. Но и он в свой срок стал моряком.

Первое судно, которое взяла под команду капитан Орликова, было китобоем «Шторм» – это был «в девичестве» американский минный тральщик USS Disdain, построенный в том же самом 1943 г., когда у отважной девушки-штурмана на лендлизовской линии брали интервью американские киношники. Валентина Яковлевна ходила на нем пять навигаций на Курилах: летом на промысел, зимой буксировала так называемые сигары – сплотки леса. Итог – орден Трудового Красного Знамени и перевод в Москву, в Министерство рыбного хозяйства.

Но пик капитанской карьеры у Валентины Орликовой пришелся на конец пятидесятых – начало шестидесятых годов. Она командовала несколькими большими морозильными траулерами, дольше всего – БМРТ «Новиков-Прибой».

Мурманские моряки стояли в очередь на суда под командованием Орликовой – и не по каким-то гендерным причинам, а просто потому, что у нее люди больше зарабатывали. Не уступая другим «морским волкам» в смелости (военная закалка!), Валентина Яковлевна отлично умела организовать промысел так, чтобы вылов получался больше, чем у остальных.

И да, никто никогда не слышал, чтобы капитан Орликова материлась. И ученики (а на «Новикове-Прибое» стажировались многие будущие капитаны) вспоминают, что была Валентина Яковлевна всегда вежливой и даже ласковой. И больше, чем ордена и интервью, ценила, когда после рейса на мурманском пирсе ее встречала мама.

(А если кто говорит, что в СССР был патриархат и никакого феминизма, – перечитайте еще раз).