Найти в Дзене
Самолет Пе-2. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Незаменимый фронтовой пикирующий бомбардировщик (фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика» – как раз про него) конструкции Владимира Петлякова изначально должен был быть скоростным высотным двухмоторным истребителем, задача которого – сопровождать армады тяжелых бомбардировщиков ТБ к месту бомбометания. Однако, поскольку стратегические бомбардировки во Второй мировой войне оказались прерогативой в основном Западного фронта, для «Пешки» нашлась другая, не менее важная работа: именно он бомбил многочисленные железнодорожные узлы, пункты дислокации противника, перерезал коммуникации, тормозил бомбами с пикирования танковые колонны… Как бывший истребитель, он имел неплохие скоростные качества, маневренность и вооружение, так что даже без конвоя легкой добычей для противника не был. #крыльясоветов
2 года назад
Самолет Пе-8. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Этот стратегический бомбардировщик конструкции Владимира Петлякова «в девичестве» назывался ТБ-7 (тяжелый бомбардировщик седьмой модели) и был предназначен для рейдов на больших высотах за тысячи километров с внушительной бомбовой нагрузкой. Его вполне можно отнести к классу «летающих крепостей» (таких, как американский В-17 или британский «Ланкастер»). Конечно, с «суперкрепостью» В-29 этот самолет тягаться не мог: то была машина совершенно нового поколения. Но и без этого бомбардировщик получился очень серьезным: 10 тыс. м «потолка» и 3600 км хода. При помощи Пе-8, будь их сделано побольше, Советский Союз мог бы утюжить Германию не менее успешно, чем западные союзники. Однако произвести этих машин до 1944 г. удалось лишь чуть меньше сотни: более насущным было производство фронтовых бомбардировщиков Пе-2, а помимо этого в процессе производства пришлось делать «стратегу» ремоторизацию. #крыльясоветов
2 года назад
Самолет Ла-5. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Семейство поршневых истребителей КБ Семена Лавочкина – это последовательно сменявшие друг друга ЛаГГ-3 (1940), Ла-5 (1942) и Ла-7 (1944), признанный лучшим истребителем Второй мировой войны. Ла-5 – самолет, сыгравший огромную роль в середине Великой Отечественной войны: в небе над Сталинградом, Курском, а потом и в ходе наступления на запад. Ла-5 не был особенно высокотехнологичным истребителем, зато оказался сбалансированным, тяговооруженным и маневренным. Он отлично подходил для воздушного боя на средних высотах, характерного для Восточного фронта. Самый известный советский ас, летавший на самолетах Лавочкина (сначала Ла-5, потом Ла-7), – Иван Кожедуб, трижды Герой Советского Союза и впоследствии маршал авиации. Интересно, что на его счету (правда, уже не на Ла-5, а на Ла-7) – победа над машиной нового поколения: реактивным «Мессершмиттом-262». #крыльясоветов
2 года назад
Самолет МиГ-3. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Высотный истребитель конструкторов Микояна и Гуревича был создан для «идеальной» высокотехнологичной войны, в которой армады стратегических бомбардировщиков на высоте почти в 10 км от земли несли на вражеские города сотни и тысячи тонн фугасов. И этим бомбардировщикам надо было что-то противопоставлять – например, такие машины, как МиГ-3. Однако война пошла не по этому сценарию: противником оказались не любители бомбардировок англосаксы, а немцы, сильные в наземной операции. Так что истребители потребовались прежде всего фронтовые, – а тут МиГ-3 не блистал, поскольку на малых высотах и скоростях работал весьма средне. В реальном 1941-м уже устаревающий на тот момент И-16 оказался полезнее МиГа. И все-таки «высотнику» нашлась работа: лучшие асы, овладевшие этим самолетом, служили в ПВО. На МиГ-3 летали, в частности, Марк Галлай и Александр Покрышкин. #крыльясоветов
2 года назад
Самолет Ту-2. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Первоначально этот бомбардировщик (под названием АНТ-58) разрабатывался командой Андрея Туполева как флотский – основным вероятным противником считалась Великобритания, и скоростной «бомбер» Советов должен был от западных аэродромов СССР долетать до главной базы королевских ВМС в Скапа-Флоу (Оркнейские острова). Однако с началом Второй мировой войны вероятный противник сменился – им стала гитлеровская Германия. Соответственно, концепцию скоростного бомбардировщика от Туполева изменили в «сухопутную» сторону. Он должен был осуществлять бомбометание с пикирования в ходе фронтовых операций. И в этом качестве, заметим, Ту-2 оказался успешным: использовался и после войны в ВВС соцлагеря. Он заменил списанных «конкурентов» – Ил-4 и Пе-2. #крыльясоветов
2 года назад
Самолет Як-3. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Истребитель Як-3 был создан коллективом под руководством Александра Яковлева как дальнейшая модернизация хорошо зарекомендовавшей себя машины Як-1. Самолет необходимо было снабдить более мощным мотором, поскольку по летным параметрам он начал проигрывать немецким Ме-109 последних модификаций, созданным в 1941 г. Ремоторизация закономерно повлекла за собой почти полную реконструкцию самолета. Получившийся результат был в высшей степени хорош: во время войсковых испытаний в групповом воздушном бою был потерян лишь один Як-3 против 15 немецких истребителей. Як-3 был советским «истребителем Победы»: в 1944 г. машина легко завоевала воздушное господство над Восточной Европой и Германией. Интересно, что именно на этих истребителях летали французы из знаменитой эскадрильи «Нормандия – Неман». #крыльясоветов
2 года назад
Самолет СБ. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Проект «Скоростного бомбардировщика», поднятого на крыло командой А.Н. Туполева осенью 1934 г., оказался самым тиражным за всю историю туполевской «фирмы»: произведено более 6 тыс. экземпляров. Цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик мог летать со скоростью до 450 км/ч на высоте до 7800 м – этого было вполне достаточно для середины тридцатых, да и в Великую Отечественную войну для фронтового бомбардировщика такие параметры не смотрелись бедно. Интересно, что СБ (он же АН-40) был едва ли не первым бомбардировщиком Туполева, конвертированным в пассажирский лайнер. Напомним: уже после войны, в реактивную эру, Туполев аналогичным образом получит Ту-104 – как глубокую переработку бомбардировщика Ту-16, и Ту-114 – как конвертацию «стратега» Ту-95. #крыльясоветов
2 года назад
Самолет По-2. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Часто бывает, что культовой вещью, долгожителем конвейера становится далеко не чемпион по техническим параметрам, а очень средний аппарат, просто оказавшийся в нужное время в нужном количестве. У-2 (после войны По-2) разработки Николая Поликарпова – именно такая культовая машина. Скромный по параметрам биплан (скорость до 150 км/ч, потолок 3800 м) создавался в 1927 г. как учебный самолет, однако имел легкое вооружение и в Великую Отечественную войну использовался как разведчик и легкий ночной бомбардировщик. Невысокая скорость была кстати: те 100 с небольшим километров в час, что для У-2 были крейсерской скоростью, для «мессершмиттов» были скоростью сваливания. Соответственно, сбивать «ночных ведьм» на бипланах немцам было нечем. А после войны По-2 продолжали делать – и закончили лишь в 1952 г. Машина оказалась нужна почтальонам, сельскому хозяйству и, опять-таки, авиашколам. #крыльясоветов
2 года назад
Самолет И-16. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Именно эту быструю (а для середины 1930-х – супербыструю) машину у нас прозвали «ястребок»: И-16 был крайне маневренной машиной, для летчиков-новичков даже слишком маневренной. Повторимся: речь идет о середине 1930-х годов. Именно тогда на И-16 выросли те асы советской авиации, которые на равных сражались с немецкими летчиками (а когда и выносили их с неба) в Испании, потом с японцами на Халхин-Голе, а в 1939-1940 гг. – над Финляндией. Эти люди оставались в строю ВВС, удерживали воздушный фронт в 1941-м – и «ястребки» тоже. Вот только за прошедшие годы у немцев появились новые модификации удачного Ме-109, рядом с которыми И-16 был уже не «ястребком», а скорее «ишачком» – так его и прозвали тогда. И все-таки этот истребитель позволил выстоять в первый, самый тяжелый год Великой Отечественной. #крыльясоветов
2 года назад
Самолет И-153. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Самолеты, даже боевые, не всегда должны обладать рекордными характеристиками. Иногда техзадание на проектировку подразумевает создание ничем не выдающейся машины. Которая при этом значительно дешевле «лидеров» или может выпускаться на обычном «заводе швейных машинок», без сверхтехнологий. И-153 «Чайка», наследник истребителя начала тридцатых И-15, именно такой самолет. Выпускались эти бипланы одновременно с куда более совершенным и скоростным И-16, но противоречия тут не было: «Чайки» были дешевыми и консервативными по конструкции. А значит, их выпускали тысячами в самые сжатые сроки. При этом они вполне «показывали» противнику на Халхин-Голе, а некоторые летчики успешно били на них «мессершмитты» в 1941 г. А чтобы отчасти нейтрализовать невыдающиеся маневренные качества И-153, их использовали в смешанных группах с более современными машинами. #крыльясоветов
2 года назад
Самолет Ил-2. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Знаменитый «летающий танк», штурмовик Ил-2 разработки КБ Сергея Ильюшина, отличался от подавляющего большинства самолетов Второй мировой тем, что имел не бронированную спинку кресла, как остальные, а полноценный бронекорпус, защищавший экипаж от пулеметных очередей противника. Нестандартный подход дает важнейшее преимущество в комфорте и безопасности – такой принцип у фирмы Ильюшина сохранялся очень долго. Например, советский широкофюзеляжник Ил-86, который разрабатывали уже без участия отца-основателя КБ, имел встроенные трапы и багажное отделение, куда пассажиры могли самостоятельно вносить вещи (как в современных вагонах поездов). Потому что технологически это возможно, а аргументов «не положено» и «не принято» ильюшинцы не признавали. #крыльясоветов
2 года назад
Самолет Ил-4. Открытка из серии «Самолеты ВОВ». Источник: редакционный архив Двухмоторный высотный дальний бомбардировщик ДБ-3Ф, во время войны переименованный в Ил-4, создавался в рамках концепции глубоких авиационных ударов по территории противника (аналог современной «калибровки»). Он был создан летать выше пределов досягаемости зенитной артиллерии, а против отдельных истребителей, способных забраться на 9 км, был штатный стрелок и авиапушки. Дальность действия ДБ-3Ф составляла до 3800 км: значительная часть Европы! Однако вторжение нацистской Германии показало, что такая доктрина была чересчур оптимистичной. ДБ-3Ф пришлось работать фронтовыми бомбардировщиками (а для этой сложной в управлении машины такой режим был совсем не оптимальным). Тем не менее это был один из основных бомбардировщиков Великой Отечественной. И свою стратегическую задачу Ил-4 все-таки выполняли: в августе 1941 г. Берлин бомбили именно они. #крыльясоветов
2 года назад