Найти тему
Бесполезные ископаемые

Арло Гатри: сын балерины и народника

Пару слов о том, кто приняв эстафету отца сумел сделать несколько песен двадцатого века достоянием вечности...

Арло Гатри – экзотическое ковбойское имя запоминается с первого раза, как Зебулон Стумп в романе Майн Рида, экранизированном у нас как раз тогда, когда фамилию Гатри можно было прочитать и услышать довольно часто.

Картину «Алисин ресторан» сдержанно хвалили в кинопрессе, намекая на её возможный запуск в прокат. Основой сюжета служил реальный случай, описанный юным Арло в разговорном акустическом блюзе на дебютном диске, вышедшем за два года до появления картины. Толерантный лейбл «Реприз» выделил целую сторону пластинки. Длительность доклада 18 минут с чем-то. Ровно столько же мучает слушателя своей New York 1963 - America 1968 Эрик Бёрдон.

Куда более обаятельную City of New Orleans ставил «На всех широтах» незабвенный Виктор Татарский. В репертуаре Дассена её затмевали более эффектные, позднейшие номера. Авторский вариант так же звучит прилично, но Гатри-младший выжал из неё, сколько удалось извлечь из San Francisco Скотту Маккензи. В обоих случаях песня, написанная другим автором, стала визитной карточкой того, кто спел её лучше всех.

Книга отцовских мемуаров «Поезд мчится к славе» была издана у нас еще в 68-м, приличным тиражом, в стильной обложке. С проникновенным предисловием Пита Сигера, дочитав которое, хотелось раздобыть записи Вуди любой ценой. Хотя здесь они, скажем честно, не стоили ничего. Моей первой находкой оказалась песня про собачек, чья ключевая фраза get along обретает тантрический смысл в ритм-энд-блюзе Train Kept-a-Rollin’. Вуди Гатри оставил восьмерых детей. Арло был пятым.

Несмотря на моё малолетство, её мне спокойно выдали на дом в районной библиотеке. Судя по скрипу переплета, за три года ею не заинтересовалась ни одна читательская душа.

Дело в том, что американских народников любила официальная пропаганда, но упорно игнорировали рядовые граждане. За исключением советской пластинки Джоан Баэз, которую просто обязана была слушать интеллигенция крупных городов.

Портреты трио «Питер, Пол и Мэри», Боба Дилана и Пита Сигера на страницах молодежных изданий имели вид шукшинских стариков и работяг. Имя того же Ледбелли, чьи электрифицированные пассажи наяривал весь британский рок-бомонд, не пробуждало ни малейшего любопытства, не говоря про повальное увлечение.

Любопытно, что параллельно Арло Гатри заявил о себе и Джон Хаммонд-младший, чей отец также исповедовал леворадикальные взгляды, одновременно являясь крупнейшим исследователем, собирателем и пропагандистом песенного фольклора трудовой Америки.

Фамилию Гатри знали так же хорошо, как знаменитую надпись на отцовской гитаре «этот инструмент убивает фашистов». Помимо фамилии в активе у сына был хороший фильм, участие в Вудстоке, выразительный голос, артистичная внешность, владение инструментом (и не одним) плюс всё тот же неотразимый City of New Orleans, придуманный Стивом Гудменом.

Ближе крепкого блюзмена Хаммонда ему все-таки был Ноэл Харрисон, чей фактурный отец Рекс был хорошо знаком здешнему зрителю по мюзиклу «Моя прекрасная леди» в роскошной постановке Джорджа Кьюкора, чья «Синяя птица» станет первой советско-американской картиной в истории двух капризных сверхдержав.

Если товарищ Гатри грешил сталинизмом, то британский Рекс, как бы это сказать, являл собой… Что ж, пусть будет «являл собой» образец джентльмена-реакционера. А сыновей двух знаменитостей объединяет исключительно качественное исполнение песен Дилана, наиболее сложных как для интерпретации, так и для понимания.

Те же Gates of Eden, чьи тесно скомпонованные, но неисчерпаемые символы и знаки можно смаковать всю жизнь, в изложении Гатри-младшего, сверкают пронзительной остротой. Только она не ослепляет, а напротив, уводит слушателя вглубь эдемского сада, в описании Дилана мало похожего на библейский. Хотя мы не можем знать, как тот выглядел на самом деле.

Так же рельефно и осязаемо звучат в его интерпретации Connection Роллинг Стоунз, отцовская Hobo’s Lullaby, Lightnin’ Bar Blues Хойта Экстона, который, между прочим, очень легко опошлить чрезмерным лихачеством.

В отношении к чужому и старому репертуару виден подход опытного акушера, от которого зависит второе рождение песни, чье имя уже известно множеству людей. Однако, на фоне классики собственные сочинения Арло Гатри артикулированы не менее членораздельно.

Многие сингеры-вундеркинды эпохи протестов и хиппи доказали свою дееспособность в буржуазной среде 70-х. В первую очередь, это, конечно, Джексон Браун и Дженис Иэн. Грех не назвать Лору Ниро, чья продуктивность к тому времени заметно понизилась, но оба её «застойных» альбома (Nested и Smile) заслуживают неотложного ознакомления и требуют объективной переоценки.

Отщелкав на одном дыхании изложенное выше, я бросил взгляд на клочок бумаги с единственным тезисом будущей статьи, которая почти дописана. И прочитал вот это:

Что важно и что (в лучшем случае) второстепенно. С этим следует разобраться в первую очередь. Или перед нами очередное one hit wonder на папиной шее, или человек на своем месте, и его судьбе можно лишь позавидовать?

В бурном двадцатом веке многие слова с окончанием «ник» сделались неотъемлемой частью международного сленга: битник, спутник, отказник и т.д.

Арло Гатри – классический «оллрайтник». Так в эмигрантском сообществе Нью-Йорка (откуда родом его мать) именовали соседей, чье положение стабильно.

В сонмище именитых (включая ряд участников записи Imagine) музыкантов, работавших с Гатри-младшим, фигурируют чудо-гитаристы Джесси Эд Дэвис и Кларенс Уайт, алхимик Ван Дайк Паркс, вносивший недостающее в шедевры Фила Окса и Джуди Коллинз – двух потенциальных жертв маккартизма, которым просто повезло.

👉 Бесполезные Ископаемые Графа Хортицы

-2

Telegram Дзен I «Бесполезные ископаемые» VК

-3

-4

#рок-музыка #рок #поп-культура #культура #бесполезные ископаемые #музыка #музыкальные альбомы