Найти тему
Мои первые книжки

Понедельник начинается в субботу

Ни в детстве, ни в более взрослом возрасте мой книгозор (или кругозор) не мог обойтись без этой «сказки для научных сотрудников младшего возраста». Потому что эта книга читана мною с упорством маньяка вдоль и поперёк, а иногда и по диагонали.

Обложка книги, издание 1979 года. Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Обложка книги, издание 1979 года. Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

«Понедельник начинается в субботу» написана была братьями Стругацкими ещё в 1965 году и с тех пор переиздаётся каждый год и не по одному разу. И будет переиздаваться (в чём Вы можете даже не сомневаться) ещё не один десяток лет. В чём же секрет такой популярности? А я не знаю. Да и никто не знает. Потому что этот секрет не дано раскрыть никому. Это надо просто принять, как принял Саша Привалов весь замечательный город Соловец с его странностями и необычностями.

«Говорят, батюшка, машине вредно стоять, – скрипуче ворковала она, заглядывая под передний бампер. – Говорят, ей ездить полезно. А уж я бы заплатила, не сомневайся…». Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
«Говорят, батюшка, машине вредно стоять, – скрипуче ворковала она, заглядывая под передний бампер. – Говорят, ей ездить полезно. А уж я бы заплатила, не сомневайся…». Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Как же её читать, эту повесть? Читать эту повесть надо исключительно с иллюстрациями Евгения Мигунова. И ни в коем случае не пытаться сопоставлять книгу с кинофильмом «Чародеи», в котором промелькнули в титрах в качестве сценаристов Аркадий и Борис Натановичи. Книга — отдельно, фильм — отдельно.

Итак, молодой специалист Александр Иванович Привалов, путешествуя близ небольшого городка Соловец, случайно подвозит двух незнакомцев. А ведь сказано уже было (и не раз), что ни в коем случае не нужно даже разговаривать с незнакомцами. Вот и эта случайность приводит Привалова сначала в Изнакурнож, а потом и вовсе в НИИЧаво! Говорящий кот, говорящая щука, говорящая Наина Киевна, говорящее зеркало и — исчезающий диван. Вокруг которого, собственно, вся эта суета и начинается.

"Ворота были совсем уже феноменальные, как в паровозном депо, на ржавых железных петлях в пуд весом". Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
"Ворота были совсем уже феноменальные, как в паровозном депо, на ржавых железных петлях в пуд весом". Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Знаете — даже не буду пытаться описывать сюжет. Потому что многие фразы из этой книги (как из всем известных советских фильмов) давно уже ушли самостоятельно гулять в народ. Потому что в героях книги можно легко узнать многих наших знакомых. Потому что написана она языком, богатым на колкости и сатиру, на сравнения и метафору. Абсолютно точными оборотами раскрывая всё богатство внутреннего мира героев положительных и убожество попыток создать хотя бы подобие такого мира у героев отрицательных. Которых, кстати, в книге — большинство. Как и в жизни.

"На середине комнаты парил в воздухе здоровенный детина в тренировочных брюках и в полосатой гавайке навыпуск". Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
"На середине комнаты парил в воздухе здоровенный детина в тренировочных брюках и в полосатой гавайке навыпуск". Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Ни один Выбегалло, ни один Редькин или Камноедов не способен совершить сколь нибудь стоящее открытие. Но у них есть иная магия: магия административная, магия управленческого аппарата. И супротив такой «сильной» магии не могут выстоять ни Ойра-Ойра, ни Корнеев, ни даже (страшно сказать) сам Кристобаль Хозевич Хунта.

Амвросий Амбруазович Выбегалло. Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Амвросий Амбруазович Выбегалло. Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

После прочтения этой книги во многих НИИ нашей необъятной страны того времени у научных сотрудников (а особенно у научных их руководителей) появились новые прозвища. Да что там — того времени! Думаете — мало их сейчас? А вот не мало! И сейчас во многих отраслях науки и техники по-прежнему трудятся ещё Мерлины и Выбегаллы. По-прежнему изобретаются штаны-невидимки, выращиваются кадавры и модели бессмертного человека. Но! Но пока есть люди, пока есть настоящие маги — не всё потеряно:

Витька Корнеев, Роман Ойра-Ойра и Сашка Привалов. Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.
Витька Корнеев, Роман Ойра-Ойра и Сашка Привалов. Иллюстрация Евгения Мигунова. Фото взято из открытых источников в сети Интернет.

Да, они знали кое-какие заклинания, умели превращать воду в вино, и каждый из них не затруднился бы накормить пятью хлебами тысячу человек. Но магами они были не поэтому. Это была шелуха, внешнее. Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди. Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чём именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же.

Для них воскресенье не наступит никогда. Потому что понедельник начинается в субботу.

Спасибо за то, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц